Кассационное определение по гражданскому делу №33-1721 по иску о понуждении к принятию мер по постановке на учет



Судья Казеева Т.А.                                                         Дело № 33-1721

                            КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июня 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Уткиной И.В.

и судей               Бурдюговского О.В., Фроловой Т.А.

при секретаре                     Потаповой О.В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Уткиной И.В. дело по кассационной жалобе управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации города Пензы на решение Первомайского районного суда г. Пензы от 11 мая 2011 года, которым постановлено:

Исковое заявление прокурора Первомайского района г. Пензы удовлетворить.

Обязать управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы принять меры по постановке на учет как бесхозяйное недвижимое имущество: газопровод надземной прокладки от места врезки к жилому дому <адрес>, диаметром труб 25 мм, протяженностью 12 п/м.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя прокуратуры Первомайского района г. Пензы Рофеля И.В., судебная коллегия

                                  у с т а н о в и л а:

Прокуратурой Первомайского района г. Пензы в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности газовых сетей на территории района установлено наличие газовых сетей надземной прокладки по ул. <адрес> в виде газопровода среднего давления диаметром труб 25 мм, протяженностью 12 п/м, собственник или эксплуатирующая организация которых неизвестна.

Прокурор Первомайского района г. Пензы обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к управлению по имущественным и градостроительным отношениям администрации г.Пензы о понуждении к принятию мер по постановке на учет указанного выше бесхозяйного участка газовых сетей, ссылаясь на то, что до настоящего времени каких-либо действенных мер со стороны органа местного самоуправления по обеспечению безопасности газовых сетей не принято. Дальнейшее бездействие со стороны администрации может вызвать наступление тяжелых последствий, разрушение газовых сетей и возникновение чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью и окружающей природной среде, значительные материальные потери, что существенно нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории района.

Прокурор просил обязать управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы принять меры по постановке на учет как бесхозяйной недвижимой вещи газопровода надземной прокладки от места врезки к жилому дому № <адрес> с диаметром труб 25 мм, протяжённостью 12 метров.

Первомайский районный суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы просит решение отменить по тем основаниям, что вывод суда об отнесении газопровода надземной прокладки к недвижимым вещам несостоятелен. При этом судом не принято во внимание, что у такого газопровода отсутствует связь с землей, поэтому он не может относиться к недвижимости и не подлежит государственной регистрации. При подаче искового заявления прокурором не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, обращений в администрацию г. Пензы по вопросу постановки на учет бесхозяйных участков газовых сетей не имеется. Судом не учтено, что организация, которая бы обслуживала газопроводы, и которой управление могло бы передать их на обслуживание, в настоящее время отсутствует.

Обсудив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Удовлетворяя исковые требования, суд признал установленным и исходил из того, что спорные газовые сети являются недвижимым имуществом, права на которое подлежат учету в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. Поскольку сведения о зарегистрированных правах на данный газопровод отсутствуют, собственник имущества не установлен, управление по имущественным и градостроительным вопросам администрации г. Пензы обязано обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет данных объектов как бесхозяйных.

Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства.

Согласно ст. 1 Устава города Пензы город Пенза является муниципальным образованием Пензенской области, обладающим статусом городского округа.

В силу ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года к вопросам местного значения городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, газопровод является опасным производственным объектом, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по газораспределительным сетям газа.

В связи с указанным, в случае ненадлежащего использования газовых сетей, отсутствия должного контроля за их техническим состоянием могут возникать чрезвычайные ситуации в пределах территорий города, где проложены газовые сети.

Из материалов дела усматривается, что названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности указанного участка газопровода надземной прокладки, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации в городе Пензе.

В соответствии с ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п.4 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Поскольку указанные объекты расположены в административных границах муниципального образования города Пензы, необращение ответчика в лице управления по имущественным и градостроительным вопросам администрации г. Пензы, обязанного осуществлять мероприятия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи на территории г. Пензы, в управление Росреестра по Пензенской области с заявлением о принятии участков газопровода на учет как бесхозяйных свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, установленной законом.

В связи с изложенным правомерным является решение суда о возложении на компетентный орган обязанности по обращению с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного указанного участка газопровода в установленном порядке.

Доводы кассационной жалобы относительно того, что спорный участок газопровода не может являться недвижимым имуществом, были предметом исследования в суде, получили надлежащую оценку в мотивировочной части решения, и не могут служить основанием для отмены судебного решения.

Давая оценку указанным доводам, суд обоснованно исходил из того, что газовые сети в соответствии со своим назначением неотделимы от земельного участка, в пределах которого осуществляется их обслуживание, находятся на газовых опорах, прочно связанных с землей, при перемещении которых его составляющие перестанут соответствовать своему назначению.

Ссылка в жалобе на необходимость соблюдения прокурором Первомайского района г. Пензы досудебного порядка урегулирования спора путем направления в адрес органов местного самоуправления акта прокурорского реагирования с аналогичными требованиями, является несостоятельной, поскольку законом не установлено обязательного досудебного порядка разрешения дел данной категории, а направление акта прокурорского реагирования не отнесено процессуальным законом к досудебному порядку разрешения спора.

           Судебная коллегия считает несостоятельными доводы кассационной жалобы в части отсутствия организации, выполняющей обязанности по обслуживанию газопровода, поскольку они не могут свидетельствовать о незаконности постановленного решения, т.к. не имеют юридического значения для существа спора.

Выводы суда мотивированы, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно.

Изложенное в жалобе не опровергает выводы суда, т.к. приведенные в ней обстоятельства не отражают установленного судом в совокупности всех доказательств, не основаны на правильном толковании закона либо не имеют правового значения для данного дела и направлены на переоценку установленного судом.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

                                           о п р е д е л и л а :

Решение Первомайского районного суда г. Пензы от 11 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы - без удовлетворения.

Председательствующий                    

Судьи