о взыскании суммы



Судья Ирышкова Т.В.                                                             Дело № 33-680

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего              Сериковой Т.И.

и судей                         Мамоновой Т.И., Бурдюговского О.В.

при секретаре                                Потаповой О.В.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Бурдюговского О.В. дело по кассационной жалобе Малахова С.Е. на решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 24 января 2011 года, которым постановлено:

Отказать в удовлетворении иска Малахова С.Е. к Ульяновской таможне о взыскании сумм в связи с истечением срока контракта.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения Малахова С.Е., просившего решение суда отменить, представителей Ульяновской таможни по доверенностям Жукова В.И., Вавилиной Е.Е., просивших решение оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Малахов С.Е. обратился в суд с иском к Ульяновской таможне о взыскании сумм в связи с истечением срока контракта, указав, что 01.07.2005 между ним и Пензенской таможней был заключен контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации № <данные изъяты> в должности начальника отдела контроля таможенной стоимости Пензенской таможни на срок 5 лет до 01.07.2010. 22.04.2009 Октябрьским районным судом г.Пензы в отношении него была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, 20.07.2010 данная мера пресечения была изменена на залог, т.е. в период с 22.04.2009 по 20.07.2010 он находился под стражей в ФБУ ИЗ 58/1 УФСИН России по Пензенской области. 01.07.2010 по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, в соответствии с Приказом Пензенской таможни от 28.06.2010 № <данные изъяты> он был уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации. Таким образом, в период с 22.04.2009 по 30.06.2010 за ним сохранялось его место работы. При увольнении по окончанию срока службы, предусмотренного контрактом, ему была выплачена денежная компенсация за неиспользованные 7, 5 календарных дней очередного отпуска за 2009 год и 2, 5 календарных дня дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет в таможенных органах за 2009 год. Полагает, что Пензенской таможней неверно рассчитаны стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск и количество дней неиспользованных им основного и дополнительного отпусков. Пензенская таможня не включила время его нахождения под стражей в стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск, посчитав, что он отсутствовал на работе без уважительных причин, однако данный вывод неправомерен и противоречит фактическим обстоятельствам, так как отсутствие на работе в силу исполнения решения суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу не является неуважительной причиной. В стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск, необоснованно не было включено время его фактической работы в период с 01.04.2009 по 21.04.2009. Пензенской таможней неверно произведен расчет длительности дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска, поскольку он произведен исходя из его выслуги в 15 лет, в то время как на момент расчета компенсации его выслуга составляла более 20 лет, и, соответственно, расчет должен был проводиться исходя из длительности дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска 15 дней. При расчете длительности дополнительного оплачиваемого отпуска не были учтены время его фактической работы в период с 1 по 21 апреля 2009 года и период нахождения под стражей с 22.04.2009 по 30.06.2010. Им произведен расчет стажа, дающего право на ежегодный оплачиваемый отпуск, и длительности основного и дополнительного неиспользованных отпусков, которые составили 67, 5 дней. Таможней неверно рассчитан средний дневной заработок для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. При расчете среднего дневного заработка следовало руководствоваться ст.139 ТрК РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 922 от 24.12.2007 Положением «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». Его средний заработок должен определяться исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной ему за период с 01.05.2008 по 21.04.2009 с учетом повышения коэффициента на момент проведения расчетов компенсации. Им произведен расчет среднего дневного заработка для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, который составил <данные изъяты> руб. Таким образом, ему неправильно произвели расчет компенсации за неиспользованный отпуск в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., тогда как размер компенсации составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., следовательно, ему должны доплатить <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Просил суд признать неправомерным решение Пензенской таможни о невключении в стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск, времени содержания под стражей в период с 22.04.2009 по 30.06.2010, а также времени фактической работы в период с 1 по 21 апреля 2009 года. Обязать Пензенскую таможню сделать перерасчет продолжительности неиспользованного им отпуска и размера денежной компенсации за неиспользованный им отпуск, исходя из стажа работы, дающего право на ежегодный оплачиваемый отпуск с 01.01.2009 по 30.06.2010. Обязать Пензенскую таможню при расчете длительности дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска исходить из его выслуги на момент расчета денежной компенсации за неиспользованный отпуск 20 лет 04 месяца 02 дня. Обязать Пензенскую таможню сделать перерасчет среднего дневного заработка для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск исходя из начисленной ему за последние 12 месяцев заработной платы с учетом всех начислений, и, применяя положения ст.139 ТрК РФ и Постановления Правительства РФ № 922 от 24.12.2007, пересчитать сумму компенсации за неиспользованный отпуск. Взыскать с Пензенской таможни невыплаченную сумму компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

В дополнениях к иску Малахов С.Е. указал, что порядок предоставления отпусков сотрудникам таможенных органов регламентирован ФЗ от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах
Российской Федерации», Приказом ФТС РФ от 31.03.2005 № 260 «Об утверждении инструкции об организации работы по предоставлению отпусков должностным лицам таможенных органов» и в неурегулированной ими части - законодательством РФ о труде. Для предоставления основного отпуска необходимо только значиться сотрудником таможенного органа. Пункт 13 Приказа ФТС РФ от 31.03.2005 № 260 применяется только для расчета продолжительности отпусков в году поступления на службу и в году увольнения таможенных органов и неприменим к рассматриваемому делу. При исчислении периода, подлежащего включению в стаж, дающий право на оплачиваемый отпуск, следует руководствоваться положениями ст.121 ТрК РФ, то есть ему при исчислении стажа, дающего право на отпуск, необоснованно не включен период фактической работы с 1 по 21 апреля 2009 года и время, когда за ним сохранялось место работы, с 22.04.2009 по 01.07.2010. Утверждения ответчика об отстранении его от службы, а также об отсутствии на рабочем месте без уважительных причин неправомерны. Основанием для расчета компенсаций за неиспользованный отпуск не может служить письмо ГТК РФ от 03.03.2003 № 01-06/8662, поскольку оно нормативно-правовым документом не является.

Представители Ульяновской таможни по доверенностям Жуков В.И. и Вавилина Е.Е. исковые требования не признали, полагая их необоснованными.

Октябрьский районный суд г.Пензы принял вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Малахов С.Е. решение суда просил отменить как необоснованное, принять новое решение об удовлетворении иска. В решении не дана оценка невключению Пензенской таможней времени его фактической работы в период с 1 по 21 апреля 2009 года в стаж для расчета компенсации за неиспользованный отпуск. При этом ссылка на п.13 Приказа ФТС РФ от 31.03.2005 № 260 основана на неправильном применении данного нормативно-правового акта. Данное положение применяется только для расчета продолжительности отпусков в год поступления на службу и в год увольнения из таможенных органов и исчисляется пропорционально времени службы в этом году. Следовательно, применение данной нормы в 2010 году по периоду с 1 по 21 апреля 2009 года неправомерно. В качестве основания правомерности исключения из стажа для расчета компенсации за неиспользованный отпуск времени содержания его под стражей с 22.04.2009 по 01.07.2010, когда за ним сохранялось место работы, и которое было зачтено таможней как время службы в таможенных органах, суд сослался на ст.121 ТрК РФ и п.56 Методических указаний по выплате денежного довольствия и компенсаций сотрудникам таможенных органов РФ, но не учел положения ст.121 ТрК РФ. При вынесении решения суд должен был руководствоваться Конституцией РФ, Таможенным кодексом РФ, ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» и иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими порядок прохождения службы в таможенных органах, в неурегулированной части - законодательством РФ о труде. Приведенные Методические указания не являются нормативно правовым документом, противоречат таможенному и трудовому законодательству. Суду следовало руководствоваться при расчете размера компенсации нормами трудового права. Выводы суда по делу являются необоснованными.

Обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Судом установлено, что по условиям контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации № <данные изъяты> Пензенская таможня и Малахов С.Е. заключили контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации на срок 5 лет до 01.07.2010 в должности начальника отдела контроля таможенной стоимости Пензенской таможни. На основании приказа Пензенской таможни от 28.06.2010 № <данные изъяты> «Об увольнении Малахова С.Е.» с 01.07.2010 в связи с истечением срока контракта Малахов С.Е. уволен со службы в таможенных органах РФ в соответствии с пп.4 п.2 ст.48 ФЗ от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом). Выслуга лет для назначения процентной надбавки к окладу денежного содержания для назначения пенсии (календарная и общая) определены 20 лет 04 месяца 02 дня. Приказано выплатить Малахову С.Е., в том числе, денежную компенсацию за неиспользованные 7, 5 календарных дней очередного ежегодного отпуска за 2009 год и 2, 5 календарных дня дополнительного ежегодного отпуска за выслугу лет за 2009 год.

Малахов С.Е. обратился в суд. не согласившись с исчислением при увольнении денежных компенсаций за неиспользованные отпуска (основной и дополнительный).

Исследовав обстоятельства дела, проанализировав содержание действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со ст.ст.35, 36 и 39 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» замена отпуска денежной компенсацией не допускается, за исключением случаев увольнения сотрудников таможенных органов, не использовавших свой очередной ежегодный отпуск и дополнительные отпуска. Сотруднику предоставляется ежегодно очередной отпуск продолжительностью 30 календарных дней и дополнительный отпуск за выслугу лет продолжительностью:

при выслуге 10 лет - 5 календарных дней;

при выслуге 15 лет - 10 календарных дней;

при выслуге 20 лет и более -15 календарных дней.

Приказом ФТС России от 31.03.2005 № 260 утверждена Инструкция об организации работы по предоставлению отпусков должностным лицам таможенных органов Российской Федерации.

Согласно п.13 данной Инструкции продолжительность очередного ежегодного и дополнительного ежегодного отпусков в году поступления на службу в таможенные органы и в году увольнения сотрудника исчисляется пропорционально времени службы в этом году из расчета одной двенадцатой части отпуска за каждый полный месяц службы. Округление количества неполных суток производится в сторону увеличения.

В силу п.17 указанной Инструкции при увольнении сотруднику выплачивается денежная компенсация за неиспользованные очередные ежегодные и дополнительные отпуска.

В соответствии с п.56 Методических указаний по выплате денежного довольствия и компенсаций сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, доведенными до таможенных органов письмом ГТК России от 03.03.2003 № 01-06/8662 (в редакции от 12.01.2010 № 01-11/208) при увольнении сотруднику, не использовавшему ежегодные очередной и (или) дополнительные отпуска, выплачивается денежная компенсация в размере денежного довольствия пропорционально продолжительности нереализованных в натуре отпусков. Расчет продолжительности очередного и дополнительного отпусков для выплаты компенсации в случае их неиспользования производится пропорционально времени службы в году увольнения.

В части, не урегулированной указанными нормативно-правовыми документами, при организации предоставления отпусков сотрудникам и выплате компенсации за неиспользованный отпуск Пензенская таможня руководствовалась законодательством Российской Федерации о труде.

Как закреплено в ст.121 Трудового кодекса РФ, в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются, в том числе:

время фактической работы;

время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха;

время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе;

В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включаются, в том числе время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Кодекса.

По содержанию ст.76 ТрК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:

появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;

в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;

по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Как видно из материалов дела, Пензенской таможней при исчислении денежной компенсации за неиспользованные отпуска за период с 1 января по 31 декабря 2009 года и с 1 января по 1 июля 2010 года, подлежащей выплате истцу при увольнении, в расчет продолжительности неиспользованных отпусков не был включен период с 22 апреля по 31 декабря 2009 года и с 1 января по 1 июля 2010 года (время содержания истца под стражей).

Согласно письму старшего следователя следственного отдела Самарского межрайонного следственного отдела от 27.04.2009 № <данные изъяты> в адрес заместителя начальника Пензенской таможни 22.04.2009 в рамках уголовного дела № <данные изъяты> был задержан в порядке ст.ст.91, 92 УПК РФ работник Пензенской таможни - начальник ОКТС Малахов С.Е. По постановлению Октябрьского районного суда г.Пензы от 24.04.2009 в отношении подозреваемого Малахова С.Е. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, которая изменена на залог 20.07.2010.

Таким образом, как установил суд, Малахов С.Е. в период с 22.04.2009 по 01.07.2010 фактически не работал.

Разрешая спор, суд обоснованно признал не подлежащими применению положения ст.76 ТрК РФ, так как отстранение Малахова С.Е. от работы по основаниям, указанным в данной норме, места не имело, а он не работал в связи с избранием в отношении него меры пресечения в виде содержания под стражей, то есть в порядке, предусмотренном действующим уголовным процессуальным законодательством. Пензенская таможня правомерно включила для расчета компенсации за неиспользованный отпуск только время фактической службы истца.

Судебная коллегия не усматривает оснований оспаривать правомерность вывода суда первой инстанции о том, что Пензенская таможня произвела правильный расчет продолжительности неиспользованного очередного ежегодного отпуска (три полных месяца службы в 2009 году), а также дополнительного ежегодного отпуска за выслугу лет с учетом выслуги (по состоянию на 01.01.2009 выслуга составила 18 лет 10 месяцев 03 дня, на 31.12.2009 - 19 лет 10 месяцев 02 дня).

Как правильно указал районный суд, право на дополнительный отпуск 15 календарных дней в соответствии со ст.39 ФЗ от 21.07.1997 № 114-ФЗ возникает при выслуге 20 лет и более, но поскольку в 2010 году истец фактически не работал, Пензенская таможня верно исчисляла продолжительность дополнительного отпуска при расчете компенсации из права истца на 10 календарных дней дополнительного отпуска.

Обоснованно признано не подлежащим удовлетворению требование истца о перерасчете денежной компенсации исходя из среднего дневного заработка для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии со ст.139 ТрК РФ, Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, применимым для расчета средней заработной платы во всех случаях, предусмотренных ТрК РФ, тогда как порядок выплаты сотрудникам таможенных органов компенсации за неиспользованные очередной и дополнительные отпуска при увольнении установлен Методическими указаниями по выплате денежного довольствия и компенсаций сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, доведенными до таможенных органов письмом ГТК России от 03.03.2003 № 01-06/8662 (в редакции от 12.01.2010 № 01-11/208), разработанными в соответствии с ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» и Постановлением Правительства РФ от 14.03.1998 № 309 «О денежном довольствии, компенсациях и других выплатах сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, являющимся должностными лицами младшего и начальствующего состава» и применяемых к исполнению с 17.02.2003 до издания соответствующего приказа ГТК России, прошедшего государственную регистрацию в Минюсте России в установленном порядке.

Судебная коллегия полагает правильным произведенный Пензенской таможней расчет компенсации Малахову С.Е. за неиспользованные основной и дополнительный отпуска, исходя из верно рассчитанного среднего дневного заработка в <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, которым дана надлежащая оценка.

Нормы материального права судом применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено.

Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, основанием к отмене решения суда не являются.

Ссылка кассатора на незаконное невключение времени его фактической работы в период с 1 по 21 апреля 2009 года в стаж для расчета компенсации за неиспользованный отпуск является несостоятельной. Применение ответчиком положения п.13 Инструкции об организации работы по предоставлению отпусков должностным лицам таможенных органов Российской Федерации в части расчета продолжительности отпуска истца пропорционально полностью отработанным им месяцам в 2009 году является правомерным, поскольку последним фактическим годом работы истца в Пензенской таможне являлся 2009 год, в 2010 году, в котором служебные отношения были прекращены, он фактически не работал. Кроме того, истцом не приведено каких-либо оснований возможности в соответствии с нормами трудового законодательства расчета продолжительности его отпусков с учетом не полностью отработанного месяца.

Указание на противоречие примененных ответчиком Методических указаний по выплате денежного довольствия и компенсаций сотрудникам таможенных органов Российской Федерации нормам таможенного и трудового законодательства не может быть принято во внимание как неправомерное.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 24.01.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Малахова С.Е. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200