кассационное определение по гражданскому делу №33-2571 о признании постановления администрации незаконным.



Судья Пиунова Т.В.                                                                                 № 33-2571

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 октября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего                    Сериковой Т.И.

и судей                                       Гордеевой Н.В., Елагиной Т.В.

при секретаре                          Дурманове М.С.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Елагиной Т.В. дело по кассационной жалобе представителя Кочневой Л.Я. Стексовой М.И. на решение Сосновоборского районного суда Пензенской области от 15 августа 2011 года, которым постановлено:

В удовлетворении заявления Кочневой Л.Я. к администрации Вачелайского сельского совета Сосновоборского района Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и понуждении поставить на такой учет отказать.

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи Елагиной Т.В., объяснения представителя Кочневой Л.Я. Стексовой М.И., действующей на основании доверенности от 11.04.2011, поддержавшей доводы жалобы, главы администрации Вачелайского сельского совета Сосновоборского района Пензенской области Бозина В.В., просившего решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Кочнева Л.Я. обратилась в суд с иском, в котором просила признать постановление администрации Вачелайского сельского совета Сосновоборского района Пензенской области от <данные изъяты>, которым ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать ответчика поставить ее на учет в качестве таковой. В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны. После пожара, произошедшего <данные изъяты>, в результате которого был уничтожен ее жилой дом с имуществом и надворными постройками, она проживает в семье своей дочери Стексовой М.И. по адресу: с<данные изъяты>, где зарегистрирована по месту жительства <данные изъяты>. 05.03.2011 она обратилась в администрацию Вачелайского сельского совета Сосновоборского района Пензенской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, приложив все необходимые документы. Постановлением администрации Вачелайского сельского совета Сосновоборского района Пензенской области от <данные изъяты><данные изъяты> ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п.2 ст.54 ЖК РФ, с чем она не согласна. Жилого помещения в собственности она не имеет и с учетом возраста и состояния здоровья считает, что она является нуждающейся в жилом помещении и должна быть признана таковой.

Сосновоборский районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель Кочневой Л.Я. Стексова М.И. просит решение суда отменить в связи с недоказанностью установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, ссылаясь на то, что Стексова М.И. в собственности жилого помещения не имеет.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Отказывая Кочневой Л.Я. в удовлетворении заявленных требований, суд признал установленным и исходил из того, что истица является членом семьи своей дочери Стексовой М.И., которая является собственником квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <данные изъяты>, в связи с чем оспариваемое Кочневой Л.Я. постановление администрации Вачелайского сельского совета Сосновоборского района Пензенской области от <данные изъяты><данные изъяты>, которым ей отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, признал законным.

Судебная коллегия не может признать данные выводы суда правильными.

В соответствии с ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как усматривается из материалов дела, земельный участок и расположенный на нем жилой дом по адресу: <данные изъяты>, принадлежат на праве собственности С. - зятю истицы, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги от <данные изъяты>. В качестве членов семьи собственника указаны Стексова М.И. - жена и Кочнева Л.Я. - теща (л.д.26).

Доказательства, подтверждающие принадлежность дочери истицы Стексовой М.И. на праве собственности какого-либо жилого помещения, в материалах дела отсутствуют.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в Постановлении от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами (п.11).

Таким образом, обстоятельства, связанные с содержанием волеизъявления собственника вышеуказанного жилого помещения, каковым является зять истицы Стексов В.Г., на вселение в это жилое помещение Кочневой Л.Я., а также характером их взаимоотношений, являлись юридически значимыми для правильного разрешения спора.

Между тем, вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ данные обстоятельства судом в качестве имеющих значение для дела определены не были, на обсуждение сторон не постановлены, им не предложено представить доказательства в подтверждение своих требований и возражений.

Как усматривается из решения суда, в его описательной части изложены объяснения представителя истицы Стексовой М.И.

Однако вопреки требованиям п.8 ч.2 ст.229 ГПК РФ в протоколе судебного заседания от 15.08.2011 они отсутствуют.

При изложенных выше нарушениях норм материального и процессуального закона решение суда не может быть признано отвечающим требованиям ч.3 ст.361 ГПК РФ дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить доводы сторон, установить обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применить нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и принять решение, отвечающее требованиям закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360-362 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Сосновоборского районного суда Пензенской области от 15 августа 2011 года отменить, кассационную жалобу представителя Кочневой Л.Я. Стексовой М.И. - удовлетворить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий                                                         

Судьи