Судья Белоглазова Н.В. дело № 33-2700 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 18 октября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе: председательствующего Сериковой Т.И. судей Гордеевой Н.В. и Овчаренко А.Н. при секретаре Дурманове М.С. рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда по докладу Сериковой Т.И. дело по кассационной жалобе ГУ УПФР в г. Пензе Пензенской области на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 10 августа 2011 года, которым постановлено: Иск Охорзиной Н.А. удовлетворить. Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области от 27.05.2011 года № об отказе в удовлетворении заявления Охорзиной Н.А. о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала незаконным. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области направить средства материнского (семейного) капитала Охорзиной Н.А. на компенсацию затрат, понесенных на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>. Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области в пользу Охорзиной Н.А. расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей. Проверив материалы дела, судебная коллегия установила: Охорзина Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в г. Пензе Пензенской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ родила второго ребенка - О.М.А. 15 октября 2008 года на основании Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» ей был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Впоследствии она обратилась в УПФР в г. Пензе Пензенской области с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала - на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемую без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, на что получила уведомление № от 27 мая 2011 г. об отказе в удовлетворении заявления на основании п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ. Отказ был обоснован тем, что она не представила документ, подтверждающий проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которого общая площадь жилого помещения реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством РФ. В то же время сотрудник УПФР в г. Пензе Пензенской области в ответ на ее возражения затруднился пояснить, что это вообще за документ и где его можно взять. Документ, который с нее потребовали, должен подтвердить проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которого общая площадь жилого помещения реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством РФ. Но данное обстоятельство подтверждается другими имеющимися у нее документами. В частности свидетельством о государственной регистрации права собственности на жилой дом от 28 августа 2003 года, в котором площадь жилого дома равна 28,5 кв.м, и свидетельством о государственной регистрации права собственности на жилой дом от 14 года 2009 г., в котором площадь этого же жилого дома составляет 59,2 кв.м. Следовательно, площадь жилого дома увеличилась на 30,7 кв.м, что превышает учетную норму, установленную решением Пензенской Городской думы от 30.06.2005 г. № 136-12/4 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Пензе. Данное обстоятельство также подтверждается техническим паспортом на дом. В связи с чем, по утверждению истца, отказ не соответствует закону и нарушает ее права. Истец просила суд признать незаконным решение УПФР (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от 27.05.2011 г. № и обязать удовлетворить ее заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме, а также взыскать с ответчика судебные расходы. Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области - Журлова Е.Ю., действующая на основании доверенности, иск Охорзиной Н.А. не признала. Ленинский районный суд постановил вышеуказанное решение. В кассационной жалобе УПФР в г. Пензе Пензенской области просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права, указывая, что отказ УПФР был правомерным, поскольку при обращении с заявлением истцом не был представлен документ, предусмотренный действующим законодательством. Обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Удовлетворяя исковые требования, суд признал установленным и исходил из того, что обстоятельств, препятствующих использованию истцом средств материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, не было. Оснований для признания вывода суда ошибочным судебная коллегия не находит. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" женщина, родившая второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, имеет право на получение материнского (семейного) капитала. Согласно ст. 10 Федерального закона № 256-ФЗ, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат. Средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на компенсацию затрат за построенный (реконструированный с учетом требований части 1.2 настоящей статьи) им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке: 1) копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного срочного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществлено строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства; 2) копии свидетельства о праве собственности лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее 1 января 2007 года, либо на реконструированный после 1 января 2007 года объект индивидуального жилищного строительства - независимо от даты возникновения указанного права; 3) письменного обязательства лица (лиц), в чьей собственности находится объект индивидуального жилищного строительства, оформить указанный объект в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) в течение шести месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала - в случае, если объект индивидуального жилищного строительства оформлен не в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей). Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки. Жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению. Согласно Правилам направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 № 862, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на осуществляемые гражданами без привлечения строительной организации строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в следующем порядке: а) первоначально в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления; б) по истечении 6 месяцев со дня первоначального направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий при соблюдении требования о выполнении основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведении работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Для направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 (1) настоящих Правил лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет также документ, выданный органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, подтверждающий проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи жилого дома от 14 августа 2003 года Охорзина Н.А. купила жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 28,5 кв.м., в том числе жилой площади - 18,7 кв.м, с хозяйственными постройками, расположенными на земельном участке размером 391 кв.м. 30 сентября 2008 года Охорзиной Н.А. выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №, согласно которому ей предоставлено право на получение материнского (семейного) капитала в размере <данные изъяты> руб. 14 августа 2009 года Охорзина Н.А. получила свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 391 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, а также свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом, общей площадью 59,2 кв.м по адресу: <адрес> 28 апреля 2011 года Охорзина Н.А. обратилась в УПФР в г. Пензе Пензенской области с заявлением о направлении денежных средств материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, и представила следующие документы: свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок серии № от 14.08.2009, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом от 28 августа 2003 года и свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом от 14 августа 2009 года, письменное обязательство от 14.04.2011, справку о банковских реквизитах, паспорт Охорзиной Н.А., страховое свидетельство о регистрации в системе ГПС, государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Уведомлением от 27 мая 2011 года УПФР в г. Пензе Пензенской области отказал Охорзиной Н.А. в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала, в связи с тем, что ею не был предоставлен документ, подтверждающий проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством. Как установлено судом, на момент обращения Охорзиной Н.А. с заявлением, документ, подтверждающий проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, и правила его выдачи законодательно определены не были. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом. Согласно преамбуле данного Федерального закона его целью является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь. Указанный Федеральный закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации. По мнению судебной коллегии, судом первой инстанции были учтены вышеприведенные положения закона, а также обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения возникшего спора и суд пришел к правильному выводу о том, что заявленные истцом требования основаны на законе и подлежат удовлетворению, поскольку жилищные условия истцом улучшены, материнский капитал используется истцом для целей, указанных в законе. То обстоятельство, что на момент обращения Охорзиной Н.А. в пенсионный орган, Правительство РФ не определило, какой конкретно документ подтверждает проведение основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения реконструированного объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с законодательством РФ, является формальным основанием для отказа в направлении средств материнского капитала и не может ограничивать право Охорзиной Н.А. на дополнительные меры государственной поддержки в целях создания условий, обеспечивающих семье достойную жизнь, при том, что в судебном заседании было достоверно установлено, что ею произведена реконструкция жилого дома, в результате которого жилая площадь дома увеличилась на 30, 7 кв.м, что превышает учетную норму в г. Пензе. Судебная коллегия находит, что обжалуемое решение соответствует требованиям закона, выводы суда по делу подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ. Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные ответы. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Ленинского районного суда г. Пензы от 10 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу УПФР в г. Пензе Пензенской области - без удовлетворения. Председательствующий- Судьи-