Кассационное определение по гражданскому делу №33-2741 о постановке на учет.



Судья Рыбалко В.А.                                                                                № 33-2741

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 октября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего                    Прошиной Л.П.

и судей                                       Моисеевой Л.Т., Елагиной Т.В.

при секретаре                          Рофель Ю.В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Елагиной Т.В. дело по кассационной жалобе представителя Алимовой Е.Е. Малдейкина Ю.В. на решение Сердобского городского суда Пензенской области от 15 сентября 2011 года, которым постановлено:

Алимовой Е.Е. в иске к Администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области о признании действий органа местного самоуправления, выразившихся в отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконными отказать.

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи Елагиной Т.В., объяснения представителя Алимовой Е.Е. Малдейкина Ю.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Жаркова А.А., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Алимова Е.Е. обратилась в суд с иском к администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области, в котором просила признать постановление администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области от 07.07.2011 в части отказа в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, признать ее нуждающейся в жилом помещении и обязать администрацию г.Сердобска Сердобского района Пензенской области поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает в квартире, правообладателем которой на основании договора дарения квартиры от 18.02.2011 является ее внук Жарков А.А., который совместно с ней не проживает, общее хозяйство не ведет, а проживает и зарегистрирован в г.Пензе.

В мае 2008 года Президентом РФ был подписан Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в соответствии с которым государство приняло на себя обязательство об обеспечении жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны. 30.05.2011 она обратилась в администрацию г.Сердобска Сердобского района Пензенской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако постановлением администрации от 07.07.2011 ей в этом было отказано по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ со ссылкой на то, что представлены документы, которые не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Данный отказ считает незаконным, поскольку в силу ст.31 ЖК РФ членом семьи собственника квартиры не является. Ранее правом собственности на квартиру она также не обладала, т.к. квартира являлась кооперативной и после выплаты пая была приобретена в собственность матерью Жаркова А.А. Ж.

Сердобский городской суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель Алимовой Е.Е. Малдейкин Ю.В. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на доводы, аналогичные основаниям иска.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Отказывая Алимовой Е.Е. в удовлетворении заявленных требований, суд признал установленным и исходил из того, что на момент приобретения квартиры <адрес> в собственность дочерью истицы Ж. истица проживала в ней в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения, имела равные права по пользованию им и до настоящего времени данных прав не лишена. То обстоятельство, что указанная квартира принадлежит в настоящее время внуку истицы, как посчитал суд, не имеет правового значения, поскольку в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ Алимова Е.Е. не утратила право пользования этим жилым помещением. Исходя из того, что истица обеспечена общей площадью жилого помещения свыше учетной нормы, суд пришел к выводу о том, что постановлением администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области от 07.07.2011 ей обоснованно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Судебная коллегия не может признать данные выводы суда правильными.

Как следует из материалов дела, квартира <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м была приобретена в собственность дочерью истицы Ж., являвшейся членом ЖСК «<данные изъяты>», в собственность после полной оплаты паевого взноса за квартиру в 1990 году, на основании ст.13 Закона РСФСР от 24.12.1990 №443-1 «О собственности в РСФСР» (л.д.8).

В соответствии с договором дарения от 18.02.2011 Ж. подарила указанную квартиру своему сыну Жаркову А.А. (л.д.9).

В настоящее время в данной квартире проживают Алимова Е.Е. и ее дочь Ж., которые зарегистрированы в этом жилом помещении по месту жительства с 08.07.1986 (л.д.12).

В соответствии с ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в Постановлении от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Таким образом, обстоятельства, связанные с тем, является ли Алимова Е.Е. членом семьи своего внука Жаркова А.А., которому на праве собственности принадлежит вышеуказанная квартира (совместное проживание, ведение общего хозяйства и т.д.), являлись юридически значимыми для правильного разрешения спора.

Между тем, вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ данные обстоятельства судом в качестве имеющих значение для дела определены не были, на обсуждение сторон не постановлены, им не предложено представить доказательства в подтверждение своих требований и возражений.

Неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, привело к неправильному применению норм материального права, в частности, ст.31 ЖК РФ, подлежащая применению к спорным правоотношениям, судом применена не была.

При изложенных выше нарушениях норм материального и процессуального закона решение суда не может быть признано отвечающим требованиям ч.3 ст.361 ГПК РФ дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить доводы сторон, установить обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применить нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и принять решение, отвечающее требованиям закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360-362 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Сердобского городского суда Пензенской области от 15 сентября 2011 года отменить, кассационную жалобу представителя Алимовой Е.Е. Малдейкина Ю.В. - удовлетворить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий                                                         

Судьи