Судья Жукова Е.Г. Дело № 33-2973 22 ноября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе: председательствующего Прошиной Л.П. и судей Елагиной Т.В., Бурдюговского О.В. при секретаре Дурманове М.С. заслушали в открытом судебном заседании по докладу Бурдюговского О.В. дело по кассационной жалобе Попкова О.Н. на решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 29 сентября 2011 года, которым постановлено: Исковые требования Попкова О.Н. к УФСИН России по Пензенской области о включении в выслугу лет для назначении пенсии периода службы в таможенных органах, назначении пенсии оставить без удовлетворения. Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Попкова О.Н. по доверенности Попковой В.В., просившей решение суда отменить, представителя Ульяновской таможни по доверенности Петрушовой О.А., просившей решение оставить без изменения, судебная коллегия у с т а н о в и л а : Попков О.Н. обратился в суд с иском к УФСИН России по Пензенской области о включении в выслугу лет для назначении пенсии периода службы в таможенных органах, назначении пенсии, указав, что 27.06.2011 ответчик отказал ему во включении периода его службы в таможенных органах на различных должностях с 03.05.1994 по 12.09.2002 в выслугу лет для назначения пенсии как сотруднику уголовно-исполнительной системы. Данное решение является незаконным, поскольку в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. В соответствии со ст.8 указанного закона пенсия за выслугу лет ему должна быть назначена в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплат пенсии и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, и их семьям в Российской Федерации», действие которого распространено на лиц, проходивших службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и имеющих специальные звания, а также на лиц, работавших в таможенных органах Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенных их таможенных органов с правом на получение пенсии. Из выписки из приказа УФСИН России по Пензенской области от 20.05.2011 № усматривается, что его общий срок выслуги лет для назначения пенсии как сотрудника уголовно-исполнительной системы составил 07 лет 02 месяца 08 дней, льготный - 11 лет 09 месяцев 24 дня. Выслуга лет рассчитана без учета срока службы в таможенных органах, который составил 08 лет 04 месяца 09 дней. Исходя из изложенного, стаж для исчисления пенсии должен составлять 20 лет 02 месяца 03 дня. Просил суд включить в его выслугу лет для начисления льготной пенсии период его службы в таможенных органах, обязать УФСИН России по Пензенской области назначить ему пенсию по выслуге лет согласно действующему законодательству с 23.05.2011. Октябрьский районный суд г.Пензы принял вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Попков О.Н. решение суда просил отменить как незаконное и необоснованное. Отказывая в иске, суд исходил из того, что в ч.1 ст.18 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу а органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 № 4468-1 служба лицам, имеющим специальные звания в таможенных органах, не засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а согласно ч.3 ст.18 указанного Закона РФ порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст.1 этого Закона РФ, определяется Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941, в котором не содержится положения о включении в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов УИС периода их службы в таможенных органах при наличии специального звания. Данный вывод является необоснованным, поскольку в указанном Постановлении указано, что Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 103 действие настоящего Постановления распространено на лиц, проходивших службу в таможенных органах и организациях ГТК РФ, следовательно, в выслугу лет для назначения пенсий входит и служба в таможенных органах. Данный вывод подтвержден сложившейся судебной практикой в РФ. Обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. Судом установлено, что Попков О.Н. в период со 02.09.1993 по 16.09.2002 проходил службу в таможенных органах - Пензенской таможне, откуда уволен в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Имел специальное звание (от инспектора таможенной службы 3 ранга до прапорщика таможенной службы). С 16.01.2006 по 23.05.2011 проходил службу в органах Уголовно-исполнительной системы - ИК-1 УФСИН России по Пензенской области, уволен с 23.05.2011 по ст.58 пункту «а» (по собственному желанию) на основании приказа УФСИН России по Пензенской области № от 20.05.2011. Согласно произведенному на основании личного дела Попкова О.Н. расчету и справке ответчика его выслуга лет по состоянию на 23.05.2011 в календарном исчислении составляет 07 лет 02 месяца 08 дней, в льготном исчислении - 11 лет 09 месяцев 24 дня. При этом период службы в таможенном органе при наличии специального звания с 03.05.1994 по 16.09.2002 в выслугу лет для назначения пенсии истцу как уволенному со службы сотруднику уголовно-исполнительной системы ответчиком включен не был. Исследовав обстоятельства дела, проанализировав содержание законодательства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. Согласно п.1 ст.50 ФЗ от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Следовательно, пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов должно осуществляться, как и пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на основании ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которые устанавливают виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты. В соответствии с п.«а» ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют, в том числе, лица, рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы, имеющие на день увольнения со службы выслугу на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. Частью 1 статьи 18 данного Закона установлено правило о том, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах уголовно-исполнительной системы, засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также иные периоды. Служба в таможенных органах данным Законом не засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Согласно ч.3 ст.18 данного Закона Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст.1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации. Во исполнение этого предписания Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, и их семьям в Российской Федерации», в котором определило обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет. Указанное Постановление Правительства РФ также не содержит положение о включении в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов уголовно-исполнительной системы периода их службы в таможенных органах при наличии специального звания. Таким образом, действующим законодательством возможность включения периода службы в таможенных органах в выслугу лет для назначения пенсии как сотруднику уголовно-исполнительной системы не предусмотрена. Судом первой инстанции проверен и обоснованно не признан основанием к удовлетворению иска довод истца о том, что с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации» распространено действие Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 на лиц, проходивших службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и имеющих специальные звания, а также на лиц, работавших в таможенных органах Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенных из таможенных органов с правом на получение пенсии, а в соответствии с пунктом 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 103, в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются, в том числе, служба в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы; время службы (работы) в учреждениях и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и таможенных органов бывшего Союза ССР на должностях, по которым предусмотрено присвоение специального (персонального) звания, а потому подлежит зачету его служба в таможенных органах в его выслугу лет как сотрудника УИС, поскольку право на получение пенсии за выслугу лет и какой вид службы и иной деятельности засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы определяет только Закон, в частности, приведенный Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1, тогда как Постановление Правительства РФ определяет только порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии. К тому же Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 103 распространяется на лиц, проходивших службу в таможенных органах, и уволенных из таможенных органов с правом на получение пенсии, к каковым истец как уволенный из органов уголовно-исполнительной системы не относится. Правильная оценка как не имеющему юридического значения дана и тому обстоятельству, что истцу в период службы в органах уголовно-исполнительной системы выплачивалась процентная надбавка за выслугу лет с включением периода его службы в таможенных органах, поскольку процентная надбавка к окладу денежного содержания истцу как сотруднику уголовно-исполнительной системы выплачивалась на основании специально принятого по данному вопросу Положения об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 № 43, согласно которому в выслугу лет для назначения надбавки сотрудникам включается, в том числе, время службы в таможенных органах СССР, таможенных органах Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные (персональные) звания. Однако указанное Положение на исчисление выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет сотрудникам уголовно-исполнительной системы не распространяется. При таких обстоятельствах с учетом того, что разрешение вопроса о праве граждан на получение пенсии за выслугу лет и определение видов службы и иной деятельности, засчитываемых в выслугу лет, является исключительной прерогативой законодателя, который не предусмотрел возможности включения периода службы в таможенных органах в выслугу лет для назначения пенсии как сотруднику УИС, суд правильно заявленные требования оставил без удовлетворения. Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, которым дана надлежащая оценка. Нормы материального права судом применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено. Доводы жалобы были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, основанием к отмене решения суда не являются. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 29.09.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Попкова О.Н. - без удовлетворения. Председательствующий Судьи