кассационное определение 33-3196/2011 о восстановлении срока необходимого для постановки на льготный жилищный учет



Судья: Толстенков А.Б.                          Дело № 33 -3196

КАССАЦИОННОЕ      ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 декабря 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего        Сериковой Т.И.,

и судей                  Елагиной Т.В., Гордеевой Н.В.,

при секретаре                                         Аблязове Н.И.,

заслушали в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу Гордеевой Н.В. дело по кассационной жалобе Самочкиной Е.А. на решение Кондольского районного суда Пензенской области от 28 октября 2011 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Самочкиной Е.А. к администрации Кондольского сельского Совета Пензенского района Пензенской области о восстановлении срока, необходимого для постановки на льготный жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и понуждении администрации Кондольского сельского Совета Пензенского района Пензенской области к её постановке на льготный жилищный учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказать.

Проверив материалы дела, заслушав Главу администрации Кондольского сельсовета Пензенского района Пензенской области - Верховцева А.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Самочкина Е.А. обратилась в суд с иском к администрации Кондольского сельсовета Пензенского района Пензенской области, указав, что в 1987 г. её родителей лишили родительских прав, её опекуном была назначена бабушка, которая в 1997г. умерла, не поставив её на учет в качестве нуждающейся в получении жилой площади. После смерти бабушки она была отправлена на обучение в школу-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где за время обучения также не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Сама она инвалид с детства <данные изъяты> степени и ей сложно заниматься данным вопросом. Поскольку она не встала на учет до 23 лет, ей отказали в постановке в результате пропуска срока. Жилья у неё нет.

Просила суд восстановить срок, необходимый для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и обязать администрацию Кондольского сельсовета поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилой площади.

Кондольский районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Самочкина Е.А. просит решение суда отменить, поскольку суд не учел, что закрепленное за ней жилое помещение - дом - был разобран её отцом и на момент окончания ею обучения в школе-интернате в 2006г. этого дома уже не было. Но если бы дом и сохранился, то в соответствии с законом она всё равно бы имела право претендовать на получение жилья. Суд неверно указал, что она не зарегистрирована по месту жительства на территории МО Кондольский Сельсовет, с 2006г. она зарегистрирована по месту пребывания в с. Кондоль Пензенского района Пензенской области.

Обсудив доводы кассационной жалобы на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Самочкина Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, действительно относилась к числу лиц, оставшихся без попечения родителей и над ней была учреждена опека согласно решения исполкома Юрсовского сельского Совета народных депутатов Земетчинского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ и бабушка Самочкина Е.А. была назначена опекуном.

После смерти опекуна распоряжением главы администрации Земетчинского района от ДД.ММ.ГГГГ истица была направлена в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где она обучалась до 2006г. За Самочкиной Е.А. было закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>, на правах члена семьи бабушки Самочкиной Е.А.

Также из материалов дела усматривается, что после смерти бабушки истицы дом был разобран её отцом.

С октября 2006г. Самочкина Е.А. зарегистрирована в <адрес>.

В августе 2011г. Самочкина Е.А. обратилась в администрацию Кондольского сельсовета с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку является сиротой, своей жилой площади не имеет.

Однако, ответчиком указанное заявление истицы оставлено без удовлетворения, поскольку на момент обращения она достигла возраста 23 -х лет и не зарегистрирована по месту жительства на территории МО Кондольский сельсовет.

В связи с чем, Самочкина Е.А. обратилась в суд с вышеназванными исковыми требованиями.

Принимая решение об отказе в иске, суд признал установленным и исходил из того, что исковые требования Самочкиной Е.А. не основаны на законе, поскольку распоряжением главы администрации Земетчинского района от ДД.ММ.ГГГГ за ней закреплена жилая площадь в <адрес>, в связи с чем, Самочкиной Е.А. должно быть предоставлено закрепленное за ней жилое помещение, поэтому в удовлетворении заявленных исковых требований к администрации Кондольского сельсовета Пензенского района Пензенской области следует отказать.

Между тем, с данными выводами суда согласиться нельзя.

Так, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ) установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 вышеупомянутого Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Делая вывод о том, что истице должно быть предоставлено закрепленное за ней жилое помещение в Земетчинском районе, суд первой инстанции не учел, что имеющиеся в материалах дела документы, свидетельствуют о том, что за Самочкиной Е.А. закреплялось право на жилую площадь на правах члена семьи опекуна Самочкиной Е.А.в принадлежащем последней на праве собственности доме, который после смерти Самочкиной Е.А. был разобран отцом истицы.

При таких обстоятельствах полагать, что истица имеет закрепленное жилое помещение, нельзя.

С 2006г. истица зарегистрирована в с. Кондоль, своего жилья не имеет.

В этой связи, Самочкина Е.А., полагая свое право нарушенным, обоснованно обратилась за его защитой к администрации Кондольского сельсовета Пензенского района Пензенской области.

При разрешении заявленного требования суду следовало дать суждения как по вопросу возможности восстановления Самочкиной Е.А. срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так и возможности возложения на администрацию Кондольского сельсовета обязанности поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилой площади, что судом вопреки требованиям ст. 196 ГПК РФ не сделано.

При таких обстоятельствах состоявшееся по делу судебное решение признать законным нельзя, оно подлежит отмене.

При этом, не передавая дело на новое рассмотрение, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение, так как обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены.

Как следует из преамбулы Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, а также из статьи 1 указанного закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Из материалов дела следует, что Самочкина Е.А. до достижения ею возраста 23 лет в установленном порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении к ответчику не обращалась.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

Восстановление срока, необходимого для постановки на льготный жилищный учет, как о том просит истица, законом не предусмотрено.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленного иска Самочкиной Е.А. следует отказать.

Руководствуясь ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кондольского районного суда Пензенской области от 28 октября 2011 г. - отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Самочкиной Евгении Андреевны к администрации Кондольского сельского Совета Пензенского района Пензенской области о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возложении на администрацию Кондольского сельского Совета Пензенского района Пензенской области обязанности по постановке её на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказать.

Председательствующий     

Судьи