кассационное определение по гражданскому делу № 33-3264/2011 по иску о понуждении принять решение



Судья Осипова Т.В.                              дело №33-3264

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 декабря 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Сериковой Т.И.,

судей              Мамоновой Т.И. и Кузнецовой Т.А.

при секретаре              Рофель Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу Сериковой Т.И. гражданское дело по кассационной жалобе Завалихиной Н.Н. на решение Лопатинского районного суда Пензенской области от 30 сентября 2011 года, которым постановлено:

Отказать Завалихиной Н.Н. в удовлетворении исковых требований к Лопатинской районной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Лопатинского района Пензенской области о возложении обязанностей принять решение о выплате индексированной суммы денежной компенсации как наследнику реабилитированной П.З.И. за вышедшее из ее владения в связи с репрессиями имущество в размере <данные изъяты> руб. и произвести выплату этой суммы.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения Завалихиной Н.Н., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Завалихина Н.Н. обратилась в суд с иском к Лопатинской районной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Лопатинского района Пензенской области, администрации Лопатинского района Пензенской области о возложении обязанности произвести выплату индексированной суммы денежной компенсации как наследнику реабилитированного лица П.З.И. за вышедшее из ее владения в связи с репрессиями имущество в размере <данные изъяты> руб., указав, что 28 декабря 2010 года комиссией по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Лопатинского района Пензенской области принято заключение о выплате ей денежной компенсации за изъятое у семьи ее матери при применении репрессий имущество в размере <данные изъяты> руб. и отказано в индексации данной денежной суммы компенсации. По утверждению истца, сумма денежной компенсации должна быть индексирована согласно Постановлению Правительства РФ от 09.10.1995 года № 988, в соответствии с которым размер возмещения реабилитированным лицам конфискованного имущества не должен превышать 100 - кратного установленного законодательством минимального размера оплаты труда за все имущество, включая жилые дома. Поскольку минимальный размер оплаты труда на 28 декабря 2010 года составлял <данные изъяты> руб., то проиндексированная сумма денежной компенсации и не выплаченная ей до настоящего времени (за минусом <данные изъяты> руб.) составляет <данные изъяты> руб.

Впоследствии Завалихина Н.Н. уточнила заявленные требования и просила суд обязать комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Лопатинского района Пензенской области принять решение о выплате индексированной денежной суммы компенсации за изъятое при применении репрессий имущество в размере <данные изъяты> руб., обязать администрацию Лопатинского района Пензенской области произвести выплату данной денежной компенсации.

В судебном заседании Завалихина Н.Н. заявила отказ от исковых требований к администрации Лопатинского района Пензенской области и просила производство по делу в этой части прекратить.

Определением Лопатинского районного суда Пензенской области от 30 сентября 2011 года отказ Завалихиной Н.Н. от исковых требований к администрации Лопатинского района Пензенской области о понуждении произвести выплату индексированной денежной компенсации в размере <данные изъяты> руб. судом принят, и производство по делу в этой части прекращено.

Кроме того, в судебном заседании Завалихина Н.Н. изменила и дополнила требования к комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Лопатинского района Пензенской области, просила суд обязать ответчика принять решение об индексации денежной суммы компенсации за изъятое при применении репрессий имущество за период с 2001 года по 2011 год в размере <данные изъяты> руб. исходя из индекса потребительских цен по Пензенской области, составившего 340,72%, и произвести выплату данной суммы, утверждая, что отказ в индексации денежной компенсации противоречит правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда РФ № 272-О-О от 16.01.2007 года и № 273 от 04.04.2007 года, в соответствии с которой данная компенсация подлежит индексации.

Представитель Лопатинской районной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Лопатинского района Пензенской области - Климов А.В. исковые требования не признал.

Лопатинский районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.

Определением этого же суда от 21 октября 2011 года в мотивировочной части решения исправлена описка.

В кассационной жалобе Завалихина Н.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на непоследовательность выводов суда, изложенных а мотивировочной части решения, а также на необоснованность отказа в удовлетворении исковых требований, утверждая, что вывод суда противоречит нормам Конституции РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в приведенных ею определениях.

В письменных возражениях на жалобу Лопатинская районная комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Лопатинского района просит оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность ее доводов.

Обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, решением Лопатинского районного суда Пензенской области от 28 июля 2009 года был установлен факт применения в 1931 году политических репрессий в административном порядке в виде раскулачивания и высылки к З.Н.М. и П.З.И. как к членам раскулаченного хозяйства З.М.И.

27 августа 2009 года УВД по Пензенской области была выдана справка о реабилитации П.З.И.

Решением Лопатинского районного суда Пензенской области от 01 декабря 2010 года за Завалихиной Н.Н. было признано право на выплату денежных компенсаций в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» как наследнику реабилитированной П.З.И. за вышедшее из ее владения в связи с репрессиями имущество.

28 декабря 2010 года комиссией по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Лопатинского района Пензенской области принято заключение о выплате ей денежной компенсации за изъятое у семьи ее матери при применении репрессий имущество в размере <данные изъяты> руб. и отказано в индексации данной денежной суммы компенсации.

Отказывая Завалихиной Н.Н. в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что у ответчика отсутствуют правовые основания для индексации размера денежной компенсации.

Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, основанным на нормах материального права и обстоятельствах дела.

В соответствии со ст.1 Закона РФ № 1761-1 от 18.10.1991 «О реабилитации жертв политических репрессий» политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

В соответствии со ст. 16.1 вышеназванного Закона Российской Федерации от 18.10.1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.

При невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В таких же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества.

В случаях, когда факт конфискации, изъятия или выхода имущества из владения иным путем установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества, выплачиваются денежные компенсации в размере до 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома.

В случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди.

Возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации этого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица.

Вынесенные решения соответствующих органов о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций не подлежат пересмотру, а выплаченные суммы - перерасчету.

Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации - в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации.

Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий".

Финансирование расходных обязательств по выплате денежной компенсации, предусмотренной настоящей статьей, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство не предоставляет комиссиям по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий право производить индексацию денежных компенсаций.

Ссылка кассатора на правовую позицию, изложенную в определениях Конституционного Суда РФ № 272-О-О от 16.01.2007 и № 273 от 04.04.2007, судом первой инстанции оценивалась и обоснованно не признана основанием для возложения на ответчика обязанности принять решение об индексации установленной федеральным законодателем суммы.

В указанных определениях Конституционный Суд РФ указал, что Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание в рамках предоставленных им Конституцией Российской Федерации полномочий должны - исходя из финансовых возможностей государства, с учетом уровня инфляции, других социально-экономических факторов - определить, какой размер возмещения материального ущерба лицам, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", может считаться посильной в настоящее время компенсацией материального ущерба, с тем чтобы возмещение им вреда осуществлялось в наиболее полном объеме и чтобы достижение провозглашенной названным Законом цели не ставилось под сомнение.

В своем Определении от 24.01.2008 № 80-О-О, Конституционный Суд РФ подтвердил, что урегулирование вопроса о суммах компенсации за утраченное в связи с политическими репрессиями имущество, определение того, какой размер возмещения материального ущерба может считаться посильной в настоящее время его компенсацией - исходя из финансовых возможностей государства, с учетом уровня инфляции, других социально-экономических факторов - находится в компетенции Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации.

На настоящее время Федеральным Собранием и Правительством РФ возможность индексации сумм компенсации не предусмотрена.

Доводы кассационной жалобы оснований для отмены решения суда не содержат, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают правильность выводов суда. Все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованы, оценка доказательств произведена в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нормы процессуального права соблюдены.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст.ст. 360 - 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Лопатинского районного суда Пензенской области от 30 сентября 2011 года, с учетом определения об исправлении описки от 21 октября 2011 года, оставить без изменения, а кассационную жалобу Завалихиной Н.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи