кассационное определение по гражданскому делу №33-3328 о признании действий незаконными



Судья Селиверстов А.В.                                        Дело № 33 - 3328         

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 декабря 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Сериковой Т.И.,

судей Фроловой Т.А., Кузнецовой Т.А.,

при секретаре Дурманове М.С.,

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Фроловой Т.А. дело по кассационным жалобам: Тарасенко А.И., Ереминой О.В., представителя Винокуровых Д.С., Е.А. по доверенности- Жукова Д.А., Зуева Д.В. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 09 ноября 2011 года, которым постановлено:

Иск Тарасенко А.И., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Тарасенко Я.А., Ереминой О.В. к Социальному управлению г.Пензы, администрации г.Пензы о признании незаконным действия, выразившегося в отказе включить их семью в список участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на получение социальной выплаты в 2011 году после выхода Постановления Правительства РФ №575 от 14 июля 2011 года, понуждении к включению в указанный список в соответствии с их позицией в очереди на конец 2010 начало 2011 года, основываясь на дате подачи заявления их семьей на участие в Подпрограмме на 2002-2010 годы и выдаче в 2011 году свидетельства о праве на получение социальной выплаты в соответствии с их позицией в очереди и объемом финансирования на 2011 год, иску Винокурова Д.С., Винокуровой Е.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Винокурова М.Д., к Социальному управлению г.Пензы о признании частично незаконным приказа начальника Социального управления г.Пензы от 2 сентября 2011 года № 96 м.с., признании права на участие в Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050 и включение их семьи в список участников Подпрограммы на 2011 год, признании их семьи участницей данной Подпрограммы и понуждении к включению в список участников Подпрограммы на 2011 год, иску Зуева Д.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Зуева А.Д. и Зуевой Ю.Д., к Социальному управлению г.Пензы о признании незаконными действий Социального управления по не включению их семьи в список участников Подпрограммы на получение социальной выплаты в 2011 году и понуждении к включению в указанный список, иску Лисуновой Е.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Лисунова М.А., к Социальному управлению г.Пензы о понуждении к включению в список участников Подпрограммы сформированный на 2011 год, оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения Тарасенко А.И., Зуева Д.В., Ереминой О.В., представителя истцов Винокуровых Д.С. и Е.А. по доверенности- Жукова Д.А., представителя ответчика Социального управления г. Пензы - Симановой Л.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Тарасенко А.И., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Тарасенко Я.А., Еремина О.В. обратились в суд иском к Социальному управлению г.Пензы, администрации г.Пензы о признании незаконным действия, выразившегося в отказе включить их семью в список участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на получение социальной выплаты в 2011 году после выхода Постановления Правительства РФ №575 от 14 июля 2011 года, понуждении к включению в указанный список в соответствии с их позицией в очереди на конец 2010 начало 2011 года, основываясь на дате подачи заявления их семьей на участие в Подпрограмме на 2002-2010 годы и выдаче в 2011 году свидетельства о праве на получение социальной выплаты в соответствии с их позицией в очереди и объемом финансирования на 2011 год.

В обоснование своих требований указали, что они 12.03.2008 года постановлением главы администрации г.Пензы №315 были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. 28.03.2008 года они написали заявление на участие в Подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и в том же 2008 году их семья в составе трех человек была включена в список участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

С 01.01.2011 года действует Подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1050.

Социальное управление города Пензы признало право их семьи на участие в данной Подпрограмме на 2011-2015 годы, однако, несмотря на это отказалось включить их семью в список на получение социальной выплаты в 2011 году по данной Подпрограмме и соответственно выдать их семье в 2011 году Свидетельство о праве на получение социальной выплаты.

В соответствии с номером исходящего письма №410 от 18.04.2011, направленного им из Отдела реализации целевых программ Социального управления города Пензы с предложением принять участие в подпрограмме на 2011-2015 годы и со слов работников Социального управления города Пензы их номер в очереди на 18.04.2011 был 410. 06.04.2011 года Тарасенко А.И. было написано и подано в Отдел реализации целевых программ Социального управления города Пензы заявление на участие нашей семьи в Подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. На вышеуказанное заявление им был дан отказ в письме №06-21/61 от 06.05.2011 из Отдела реализации целевых программ Социального управления города Пензы.

Основанием для отказа послужило отсутствие в законе на тот момент возможности использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по жилищному кредиту или займу. Они заключили договор займа в 2010 году (договор с ОАО "<данные изъяты>" от 21.12.2010). 04.08.2011 ими было получено письмо №06-34-15/24 от 02.08.2011 из Отдела реализации; целевых программ Социального управления города Пензы, в котором им предлагалось обратиться в Отдел реализации целевых программ до 12.08.2011 для подачи заявления на участие в Подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.

Данное заявление было ими написано и принято сотрудником Социального управления 09.08.2011. В тот же день приказом начальника Социального управления города Пензы №76 наша семья в составе 3-х человек была признана участницей Подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. 12.08.2011 ими было подано заявление на имя начальника Социального управления города Пензы С.В. Волкова с просьбой включить их семью в список на получение социальной выплаты в 2011 году.

Но 01.09.2011 ими было получено письмо №Т-387 от 29.08.2011 из Социального управления города Пензы, в котором они получили отказ на просьбу включить их в список на получение социальной выплаты в 2011 году. В качестве основания для отказа Социальное управление приводит тот факт, что список уже сформирован в сроки установленные государственным заказчиком Подпрограммы (т.е. Министерством регионального развития Российской Федерации) и на основании письма Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 27.04.2011 №3999.

И в связи с этим они включают их только в список на 2012 год. В то же время, в Постановлении Правительства РФ №575 от 14.07.2011 ничего не сказано о том, что вышеуказанные изменения вступают в силу с 2012 года, они вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования Постановления 18 июля 2011 года.

Считают, что с этого момента их семья имеет равные права с теми, кто не брал кредит/займ и они имеют право быть включёнными в список на получение социальной выплаты в 2011 году в соответствии с их позицией в очереди на конец 2010/начало 2011 года и получить социальную выплату в 2011 году.

Более того, срок представления заявок от субъектов Российской Федерации и соответственно прилагаемых к ним сводных списков молодых семей определяется Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 31.03.2011 №146, а возможность погашения займа определяется постановлением Правительства РФ №575 от 14.07.2011. Руководствуясь принципом приоритета нормы, имеющей более высокую юридическую силу, приоритет отдаётся постановлению Правительства РФ №575 от 14.07.2011.

Кроме того, поправки, позволяющие использовать выплату для погашения займа, принятые Постановлением Правительства №575 в июле 2011 года имеют приоритет над принятым ранее Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 31.03.2011 №146, а также и над письмом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 27.04.2011 №3999, на которое ссылается Социальное управление города Пензы, мотивируя свой отказ включить их семью в список на получение социальной выплаты в 2011 году.

Их семья соответствует всем требованиям, предъявляемым к участникам Подпрограммы в 2011 году.

Они предоставили все необходимые документы.

В соответствии с действующей редакцией Подпрограммы у Социального управления нет оснований для отказа включить их как в Подпрограмму на 2011-2015 годы вообще, так и конкретно в список на получение социальной выплаты в 2011 году. В итоге складывается ситуация не соответствующая закону: их семья имеет право участвовать в Подпрограмме в 2011 году; семьи включаются в список на получение социальной выплаты в 2011 году в соответствии датой подачи заявления на участие в Подпрограмме 2002-2010 (подано ими 28.03.2008 года); номер в очереди их семьи на конец, 2010 / начало 2011 года №410, в 2011 году выделяются средства для обеспечения социальной выплатой 709 семей (в соответствии с Распоряжением правительства РФ от 29 июля 2011 г. №1346-р), но их семья при этом социальную выплату не получает.

В этой связи, считают действие Социального управления города Пензы, выразившиеся в отказе включить их семью в список семей на получение социальной выплаты в 2011 году по Подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы незаконным и нарушающим их права и законные интересы.

Более того, в начале 2012 года их семья может быть исключена из числа участников Подпрограммы в связи с достижением одним из супругов возраста 36 лет, и тогда мы уже не сможем воспользоваться имеющимся у них на данный момент законным правом на получение социальной выплаты по Подпрограмме.

        Просили суд признать незаконным действие Социального управления города Пензы выразившееся в отказе включить их семью в список участников Подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на получение социальной выплаты в 2011 году после выхода Постановления Правительства РФ №575 от 14.07.2011г.

Обязать ответчиков включить их семью в список на получение социальной выплаты в 2011 году по Подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в соответствии с их позицией в очереди на конец 2010/начало 2011 года, основываясь на дате подачи заявления их семьёй на участие в Подпрограмме на 2002-2010 годы и выдать их семье в 2011 году Свидетельство о праве на получение социальной выплаты по Подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в соответствии с нашей позицией в очереди и объёмом финансирования на 2011 год.

         Винокуров Д.С. и Винокурова Е.А., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Винокурова М.Д., обратились в суд с иском к Социальному управлению г.Пензы о признании частично незаконным приказа начальника Социального управления г.Пензы от 2 сентября 2011 года № 96 м.с., признании права на участие в Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050 и включение их семьи в список участников Подпрограммы на 2011 год, признании их семьи участницей данной Подпрограммы и понуждении к включению в список участников Подпрограммы на 2011 год, указав, что состоят в законном браке, с 16.06.2006 года. ДД.ММ.ГГГГ, у них родился сын Винокуров М.Д..

Во время брака по договору купли-продажи квартиры от 7 июня 2008 года, заключенному между ОАО «<данные изъяты>» («Продавец») и Винокуровым Д.С, Винокуровой Е.А. («Покупатели»), они приобрели в общую долевую собственность квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> <адрес>.

Часть стоимости квартиры, в сумме <данные изъяты> рублей была оплачена покупателями, за счет кредитных средств Акционерного <данные изъяты>) (Кредитный договор от 04 июня 2008 года).

С целью получения их семьей возможности для использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по жилищному кредиту, в том числе ипотечному, они вступили в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

31.12.2010 истек срок действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, участницей которой их семья была признана.

Для этого, им было необходимо до 12.08.2011 года обратиться в отдел реализации целевых программ Социального управления города Пензы, для подачи заявления на участие в подпрограмме и необходимого пакета документов.

Однако указанное уведомление с предложением их семье вступить в программу, после самостоятельного их обращения в указанный орган, было получено ими только 2 сентября 2011 года, то есть после окончания срока подачи документов.

До этого ни по почте, ни по телефону, ни каким-либо иным способом информацию о необходимости подачи документов для вступления в подпрограмму до 12.08.2011 они не получали.

После получения указанного уведомления, в тот же день, 2 сентября 2011 года, они подали заявление и необходимый пакет документов в Социальное управление города Пензы.

После этого им было сообщено, что Приказом начальника Социального управления города Пензы от 02.09.2011 № 96 м.с. их семья в составе 3 чел. признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программа «Жилище» на 2011-2015 годы.

Позже они узнали, что в связи с тем, что они подали документы, после 12 августа 2011 года их семья включена в список участником подпрограммы только на 2012 год.

Таким образом, в связи с бездействием Социального управления города Пензы, выразившемся в несвоевременном уведомлении их о необходимости подачи пакета документов, для вступления, в обозначенную подпрограмму, их семья была лишена возможности быть включенной в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программа «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 на 2011 год, а была включена в список лишь на следующий 2012 го

         Просили суд признать незаконным приказ начальника Социального управления города Пензы от 02.09.2011 № 96 м.с., которым их семья
состоящая из3-хчеловек признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы,утвержденнойПостановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 в части включения их семьи в список участников подпрограммы на 2012 год.

Признать право на признание их семьи состоящей из 3 человек, включающей в себя Винокурова Д.С., Винокурову Е.А., Винокурова М.Д., участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФот17.12.2010№1050 и включение их семьи в список участников подпрограммы на 2011 год.

Обязать Социальное управление города Пензы признать их семью, состоящую из 3 человек, включающую в себя Винокурова Д.С., Винокурову Е.А. и Винокурова М.Д., участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 и включить их семью в список участников подпрограммы на 2011 год.

       Зуев Д.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних: Зуева А.Д. и Зуевой Ю.Д., обратился в суд с иском к Социальному управлению г.Пензы о признании незаконными действий Социального управления по не включению их семьи в список участников Подпрограммы на получение социальной выплаты в 2011 году и понуждении к включению в указанный список, указав, что он и его супруга Зуева О.О. подали документы 14.04.2008г. в социальное управление г. Пензы, чтобы стать участниками жилищной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Позже, они получили по почте уведомление от 25.04.2008 г. исх. № 208 о том, что их семья в составе: Зуев Д.В., Зуева О.О. и Зуев А.Д., признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

После этого, они получили по почте уведомление от 03.09.2008 г. исх. № 667 о том, что приказом начальника Социального управления г. Пензы от 29.08.2008 г. № 29 м. с, их семья в составе: 3-х человек включена в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2009 году по городу Пензе.

10.12.2009 г., в их семье родился второй ребенок и они, используя, средства материнского семейного капитала, как первоначальный взнос, взяли ипотечный кредит и приобрели собственную квартиру 26.10.2010 г., в надежде, что в ближайшее время, они получат социальную выплату, по жилищной программе и смогут этими средствами досрочно погасить часть основного долга по ипотечному кредиту.

После, они получили по почте уведомление от 04.04.2011 г. исх. № 505, о том, что 31.12.3010 г. истек срок действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, участницей которой их семья была признана.

В настоящее время действует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. от 1050.

Их пригласили, в случае принятия ими решения об участии в новой жилищной программе, до 11.04.2011 года подать документы и написать заявление, что они и сделали 07.04.2011.

Позже, они получили по почте письмо от 06.05.2011 г. исх. № 06-21/29 о том, что 31.12.2010 г. истек срок действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, участницей которой их семья была признана. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. от 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Условиями действующей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы не предусмотрена возможность использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по жилищному кредиту, в том числе ипотечному, или жилищному займу на приобретение жилого помещения. Т.е. их семья исключена из жилищной программы.

Они получили по почте уведомление о том, что изменения в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы приняты, и им, в случае принятия ими решения об участии в новой жилищной программе, необходимо явиться в Социальное управление г. Пензы, чтобы подать документы и написать заявление, что они и сделали 12.08.2011 г.

После этого, они получили по почте уведомление от 15.08.20011 г. исх. № 06-34-16/1046 о том, что их семья в составе 4-х человек признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

На их устные вопросы о том, когда им ждать выплаты, в Социальном управлении г. Пензы нам пояснили, что они включены в список на 2012 год.

Хотя они, судя по устной информации, номеру их очереди и количеству семей, которые профинансированы на 2011 год, должны получить социальную выплату в этом году.

Но списки на 2011 год были сформированы в апреле 2011 года и они в них не попали.

Считают данные действия Социального управления г. Пензы о не включении их семьи в список получателей социальной выплаты на 2011 год в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы неправомерными и незаконными.

        Просили суд признать незаконными действия начальника Социального управления г. Пензы Е.А.В. в отказе о включении их семьи в список на получение социальной выплаты на 2011год в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Обязать Социальное управление г. Пензы включить их семью: Зуева Д.В., Зуеву О.О., Зуева А.Д, Зуеву Ю.Д., в список на получение социальной выплаты на 2011 год в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

         Лисунова Е.Н. обратилась в суд с иском, указав, что её семья в составе двух человек, она и сын - Лисунов М.А., <данные изъяты> года рождения, была участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

16.12.2010 в рамках указанной программы она приобрела двухкомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>.

Для приобретения указанного жилья, она заключила кредитный договор от 16.12.2010 с ОАО «<данные изъяты>» на приобретение недвижимости - квартиры по адресу: <адрес>.

31.12.2010 истек срок действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы. Постановлением Правительства Р.Ф. от 17.12.2010 №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

В апреле 2011 года из Социального управления города Пензы ей пришло уведомление, согласно которому ей необходимо было обратиться в указанное Управление по вопросу участия в подпрограмме Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

Она обратилась в Социальное управление города Пензы, где написала заявление об участии в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы. В мае 2011 года она получила от ответчика письмо.

В письме сообщалось, что ей отказано в участии в целевой программе на 2011-2015 годы, так как, условиями действующей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы не предусмотрена возможность использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по жилищному кредиту, в том числе, ипотечному, или жилищному займу на приобретение жилого помещения.

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 №575 утверждены Изменения, которые были внесены в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы.

В связи с изменениями законодательства, она вновь обратилась в Социальное управление города Пензы по вопросу включения её семьи в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Письменным уведомлением от 15.08.2011 №06/34/16 ответчик сообщил ей, что её семья признана участницей программы, при этом, порядковый номер участника ей сообщен не был.

Она письменно обратилась к ответчику с просьбой сообщить ей её порядковый номер участника подпрограммы.

03.10.2011ею получен ответ на её обращение из которого следует, что её семья включена в списки на 2012 год.

Таким образом, считает, что учитывая её обращение к ответчику в апреле 2011 и признание её семьи участницей подпрограммы, полагает, что не включение её семьи в списки на 2011 год незаконно и необоснованно. Её семья признана участницей подпрограммы в мае 2008 года, однако включена в списки на 2012 год, тогда как лица, впервые обратившиеся в 2011 году, в этом же году получили, возможность, воспользоваться поддержкой государства.

         Просила суд обязать Социальное управление г. Пензы включить её и сына Лисунова М.А. в списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» сформированные на 2011 год.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Тарасенко А.И., Еремина О.В. просят решение в части заявленных ими исковых требований и принять в указанной части новое решение об удовлетворении заявленных ими требований.

Указывают, что не согласны с решением, считают его необоснованным и незаконным, т.к. суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Суд не принял во внимание то обстоятельство, что они обжалуют действие Социального управления г. Пензы в августе 2011 года (выразившееся 29.08.2011 г. в письменном отказе включить их семью в список на получение социальной выплаты по Подпрограмме в 2011 году после выхода Постановления Правительства РФ № 575 от 14. 07. 2011 года), а не действия Социального управления г. Пензы в мае 2011 года (выразившиеся в частности в невключении их семьи в список молодых семей изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году до выхода Постановления Правительства РФ № 575 от 14. 07. 2011 года).

Кроме того, суд не принял во внимание то обстоятельство, что на момент подачи ими заявления в Соцуправление г. Пензы с просьбой включить их в списки на получение социальной выплаты в 2011 году (12. 08.2011 года) и на момент получения ответа с отказом на это заявление от Соцуправления (29.08.2011 года) их семья полностью соответствовала всем условиям Подпрограммы, также как и те семьи, которые получают выплату в 2011 году.

Вместе с тем, суд не учел, что их нарушенное в 2011 году право не сможет быть восстановлено в 2012 году по причине достижения супругами 36 лет и соответственно исключения из числа участников Подпрограммы, это при том, что они участвуют в Подпрограмме 2008 года, а в соответствии с Паспортом Подпрограммы на 201-2015 гг. эта Подпрограмма является продолжением Подпрограммы на 2002-2010гг.

Судом также допущено нарушение норм материального права, а именно, суд не применил Постановление Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 года в редакции Постановления Правительства РФ №575 от 14.07.2011 г., подлежащее применению (фактически дающее семье право получить социальную выплату по Подпрограмме в 2011 году в подпункте «е» пункта 2 Приложения № 3 к подпрограмме «обеспечение жильем молодых семей»), что согласно ст.ст. 362, 363 ГПК РФ также является основанием для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке.

Представитель Винокуровых Д.С. и Е.А. по доверенности- Жуков Д.А. просит отменить решение суда в части отказа Винокуровым в удовлетворении их исковых требований, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Кассатор, ссылаясь на те же доводы, что и при предъявлении иска, считает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права.

Кроме того, судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства по делу.

Вывод суда, что у Социального управления г. Пензы отсутствовали правовые основания для включения семей истцов в список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году, является неправильным, поскольку отсутствие механизма реализации Постановления Правительства РФ от 14. 07.2011 г. № 57. которым внесены дополнения в Постановление Правительства Российской Федерации от 17. 12. 2010 года № 1050 в части использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года, само по себе не может являться основанием для его неисполненения.

Зуев Д.В. в своей кассационной жалобе также просит решение суда отменить, признать незаконными действия Социального управления г. Пензы о не включении их семьи в список на получение социальной выплаты в 2011 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015гг». Обязать Социальное управление г. Пензы включить их семью: Зуева Д.В., Зуеву О.О., Зуева А.Д., Зуеву Ю.Д. в список на получение социальной выплаты в 2011 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы» Жилище» на 2011-2015гг. При этом, кассатор ссылается на те же доводы, что при предъявлении иска и, кроме того, указывает, что суд в своем решении никак не отразил и не дал правовой оценки не уведомления его и его семьи об изменениях и связанных с этим последствиях, а также несвоевременного уведомления его и его семьи об исключении из списков получателей социальной выплаты.

Обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Судом установлено, чтосемья Тарасенко А.И., состоящая из трех человек: он, супруга Еремина О.В., сын Тарасенко Я.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с 2008 года являлась участницей федеральной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002-2010 годы, проживает в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей им на праве общей долевой собственности.

Как усматривается из материалов дела, на приобретение указанной квартиры Тарасенко А.И. и Еремина О.В. взяли денежные средства в сумме <данные изъяты> руб., заключив с ОАО «<данные изъяты>» договор займа от 21.12.2010 года.

В соответствии с приказом начальника Социального управления г. Пензы от 09.08.2011 №76 м., семья Тарасенко А.И. и Ереминой О.В. в составе трех человек была включена в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Согласно матераиалов дела, семья Винокуровых, состоящая из трех человек: Винокуров Д.С., супруга Винокурова Е.А., сын Винокуров М.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с 2007 года являлись участницей федеральной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002-2010 годы проживает в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей супругам на праве общей долевой собственности.

На приобретение указанной квартиры Винокуровы взяли кредит в сумме <данные изъяты> руб., заключив 04.06.2008 г. с ОАО <данные изъяты> кредитный договор . (ипотечный кредит по программе «Молодая семья»).

В силу Приказа начальника Социального управления г. Пензы от 02.09.2011 №96 м.с., семья Винокуровых в составе трех человек была включена в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Как установлено судом, семья Зуева Д.В., состоящая из трех человек: он, супруга Зуева О.О., сын Зуев А.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с 2008 года была признана участницей федеральной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002-2010 годы. ДД.ММ.ГГГГ в семье Зуевых родился второй ребенок Зуева Ю.Д.. проживает в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей им на праве общей совместной собственности.

На приобретение указанной квартиры Зуев Д.В. и Зуева О.О. взяли денежные средства в сумме <данные изъяты> руб., заключив с ООО «<данные изъяты>» договор займа от 26.10.2010 года.

На основании Приказа начальника Социального управления г. Пензы от 15.08.2011 №79 м.с., семья Зуевых в составе четырех человек была включена в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Семья Лисуновой Е.Н., состоящая из двух человек: она и сын Лисунов М.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, являлась участницей федеральной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002-2010 годы.

На приобретение квартиры по адресу: <адрес>, Лисунова А.А. заключила с <данные изъяты>» кредитный договор , на сумму <данные изъяты> рублей.

Приказом начальника Социального управления г. Пензы от 15.08.2011 №79 м.с. семья Лисуновой в составе двух человек была включена в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Тщательно проверив доводы сторон, исследуя доказательства по делу в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства, суд пришел к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований истцов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в рамках которой действует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

В соответствии с п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы:

Социальные выплаты используются:

а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение);

б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство
индивидуального жилого дома;

в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в
полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой
семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного
накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого
жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;

г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного
кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение
жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;

д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе, на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором и (или) оплату услуг указанной организации.

На основании письма Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 27.04.2011 года №3999 органом местного самоуправления до 16.05.2011 года был сформирован и направлен в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году в количестве 709 семей. Семьи истцов в данный список не вошли, поскольку действовавшее в тот период законодательство не предусматривало использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011г.

Списки утверждены приказом начальника Социального управления г.Пензы от 16 мая 2011 года №22/1 м.с.

На основании распоряжения Правительства РФ от 29 июля 2011 года №1346-р было утверждено распределение в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Судом установлено, что на Пензенскую область выделено <данные изъяты>. рублей, после чего приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 1 августа 2011 года №285 был утвержден список претендентов молодых семей-претендентов на получение социальных выплат.

Данные обстоятельства подтверждаются копиями указанных письма, приказов, распоряжения.

На основании Постановления Правительства РФ от 14.06.2011 года №575 были внесены изменения в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы" в части использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011г. (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. 26.07.2011 года указанное постановление вступило в законную силу.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что с учетом данных изменений в законодательстве, молодым семьям стало возможным использовать социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011г.

Также обосновано суд учел, что в соответствии с п. 15.1. Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в части использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:

а) заявление в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с
указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

         б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не
распространяется);

г) копия свидетельства о государственной регистрации права
собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) кс
использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) (при
незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются
документы на строительство);

д) копия кредитного договора (договор займа), заключенного в период с 1
января 2006 г. по 31 декабря 2010 г. включительно;

е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана
нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих
Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа),
указанного в подпункте «д» настоящего пункта;

ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и
сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным
жилищным кредитом (займом);

Судом установлено, что 18.04.2011 за №410 семье Тарасенко А.И. и Ереминой О.В. было направлено уведомление о том, что 31.12.2010 истек срок действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, участницей которой данная семья была признана. В случае принятия решения об участии их семьи в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, необходимо в срок до 11.04.2011 г. обратиться в отдел реализации целевых программ.

06.04.2011 г. Тарасенко А.И. обратился к начальнику Социального управления г. Пензы с заявлением о признании его семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Просил направить социальную выплату по данной программе на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по взятому кредиту.

06.05.2011 за №06-21/61 семье Тарасенко А.И. и Ереминой О.В. было направлено уведомление, в котором указывалось, что условиями действующей программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы не предусмотрена возможность использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по жилищному кредиту, в том числе ипотечному или жилищному займу на приобретение жилого помещения.

В сообщении начальника Социального управления г. Пензы от 02.08.2011 № 06-34-15/24 на имя Тарасенко А.И. и Ереминой О.В., указывалось, что в настоящее время действует подпрограмма «Обеспечение жильем и молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, в которую постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 № 575 внесены дополнения в части использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Предлагалось в срок до 12.08.2011 г. обратиться в отдел реализации целевых программ.

09.08.2011 г. Тарасенко А.И. вновь обратился к начальнику Социального управления г. Пензы с заявлением о признании его семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Приказом начальника Социального управления г. Пензы от 09.08.2011 года №76 семья Тарасенко А.И. и Ереминой О.В. в составе 3 человек была признана участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

04.04.2011 за №18 семье Винокуровых было направлено уведомление о том, что 31.12.2010 истек срок действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, участницей которой данная семья была признана. В случае принятия решения об участии их семьи в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, необходимо в срок до 11.04.2011 г. обратиться в отдел реализации целевых программ.

12.05.2011 за №06-21/79 семье Винокуровой Е.А. было направлено уведомление, в котором указывалось, что условиями действующей программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы не предусмотрена возможность использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по жилищному кредиту, в том числе ипотечному или жилищному займу на приобретение жилого помещения.

Как усматривается из материалов дела, сообщения начальника Социального управления г. Пензы от 02.08.2011 № 06-34-15/2, на имя Винокуровых, указывалось, что в настоящее время действует подпрограмма «Обеспечение жильем и молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, в которую постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 № 575 внесены дополнения в части использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Предлагалось в срок до 12.08.2011 г. обратиться в отдел реализации целевых программ.

Судом установлено, что 02.09.2011 г. Винокуров Д.С. вновь обратился к начальнику Социального управления г. Пензы с заявлением о признании его семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Согласно приказу начальника Социального управления г. Пензы от 02.09.2011 года №96, семья Винокуровых в составе 3 человек была признана участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

04.04.2011 за №505 семье Зуевых было направлено уведомление о том, что 31.12.2010 истек срок действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, участницей которой данная семья была признана. В случае принятия решения об участии их семьи в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, необходимо в срок до 11.04.2011 г. обратиться в отдел реализации целевых программ.

        06.05.2011 за №06-21/29 Зуеву Д.В. на его обращение было направлено уведомление, в котором указывалось, что условиями действующей программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы не предусмотрена возможность использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по жилищному кредиту, в том числе ипотечному или жилищному займу на приобретение жилого помещения.

Как видно из сообщения начальника Социального управления г. Пензы от 02.08.2011 № 06-34-15/28 на имя Зуевых, в настоящее время действует подпрограмма «Обеспечение жильем и молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, в которую постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 № 575 внесены дополнения в части использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Предлагалось в срок до 12.08.2011 г. обратиться в отдел реализации целевых программ.

12.08.2011 г. Зуев Д.В. вновь обратился к начальнику Социального управления г. Пензы с заявлением о признании его семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Приказом начальника Социального управления г. Пензы от 15.08.2011 года №79 м.с. семья Зуевых в составе 4 человека была признана участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

04.04.2011 за №647 семье Лисуновой Е.Н. было направлено уведомление о том, что 31.12.2010 истек срок действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, участницей которой данная семья была признана. В случае принятия решения об участии их семьи в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, необходимо в срок до 11.04.2011 г. обратиться в отдел реализации целевых программ.

       12.05.2011 за №06-21/76 Лисуновой Е.Н. было направлено уведомление в котором указывалось, что условиями действующей программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы не предусмотрена возможность использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по жилищному кредиту, в том числе ипотечному или жилищному займу на приобретение жилого помещения.

Согласно сообщению начальника Социального управления г. Пензы от 02.08.2011 № 06-34-15/33 на имя Лисуновой Е.Н., в настоящее время действует подпрограмма «Обеспечение жильем и молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, в которую постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 № 575 внесены дополнения в части использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Предлагалось в срок до 12.08.2011 г. обратиться в отдел реализации целевых программ.

12.08.2011 г. Лисунова Е.Н. вновь обратилась к начальнику Социального управления г. Пензы с заявлением о признании его семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Приказом начальника Социального управления г. Пензы от 15.08.2011 года №79 семья Лисуновой Е.Н. в составе 2 человек была признана участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу и при их оценке учел, что на момент формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году, то есть, до 16 мая 2011 года, семьи истцов не были признаны участником подпрограммы, поскольку сама подпрограмма не предусматривала возможность использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года.

Учитывая вышеизложенное суд пришел к правильному выводу, что у Социального управления г. Пензы отсутствовали правовые основания для включения семей истцов в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году, в а связи с этим у суда не имеется оснований считать незаконными действия (бездействие) Социального управления г.Пензы по не включению семей истцов в список участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году.

Доводы истцов о том, что они не были своевременно извещено об изменениях в подпрограмме, имеют право на получение социальной выплаты в 2011 году были предметом исследования в суде первой инстанции, они были признаны, не состоятельными, поскольку не основаны на действовавшем в период формирования списков и действующем в настоящее время законодательстве.

Кроме того доводы истцов направлены на переоценку доказательств по делу, что не является основанием к отмене решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Ленинского районного суда г. Пензы от 09 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи