кассационное определение №33-90/2012 по иску физич.лица к Пенс.фонду



Судья Козырьков В.Н.                                                 Дело № 33-90

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 января 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Прошиной Л.П.

судей Фроловой Т.А., Земцовой М.В.

при секретаре Жуковой О.М.,              

заслушав в открытом судебном заседании по докладу Земцовой М.В. дело по кассационной жалобе Лизунова Ю.Ф. на решение Земетчинского районного суда Пензенской области от 14.12.2011 года, которым постановлено:

«Иск Лизунова Ю.Ф. к ГУ - УПФ по Земетчинскому району Пензенской области о признании права на назначение трудовой пенсии по старости, включении в стаж определенного периода работы удовлетворить частично.

Обязать ГУ-УПФР по Земетчинскому району Пензенской области включить Лизунову Ю.Ф. в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Отказать Лизунову Ю.Ф. во включении в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Лизунову Ю.Ф. отказать».

Изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Лизунов Ю.Ф. обратился в суд с иском, в котором просил признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включить в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии периоды службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указав на то, что решением ГУ - УПФР по Земетчинскому району Пензенской области (протокол комиссии № 170 от 25.07.2011 года) ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого, специального стажа работы, поскольку решением УПФР из педагогического стажа у него исключен период службы в Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом дата окончания службы ДД.ММ.ГГГГ ответчиком указана необоснованно. С данным решением он не согласен. Считает, что УПФР, отказывая в назначении досрочной пенсии, нарушило его права по сравнению с другими гражданами, которым в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшим до 01.10.1993 года, служба в Вооруженных Силах СССР засчитывалась в педагогический стаж работы.

В судебном заседании Лизунов Ю.Ф. поддержал свои исковые требования.

Представитель ответчика с иском Лизунова Ю.Ф. не согласился, суду первой инстанции пояснил, что в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста. При этом периоды службы в Армии не подлежат включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, которое предусматривало включение периода службы в Вооруженных Силах СССР, утратило силу и с 01.10.1993 года применению не подлежит. Необходимо так же учесть, что период службы в Армии подлежал зачету при условии, что истец выработал 2/3 стажа педагогической деятельности к моменту отмены Постановления СМ СССР № 1397. Лизунов Ю.Ф. на 01.10.1993 года не имел 2/3 стажа педагогической деятельности, необходимой для назначения досрочной пенсии, поэтому период службы в Армии не подлежит зачету в специальный стаж.

         Земетчинский районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Лизунов Ю.Ф. указал, что свое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Земетчинский районный суд Пензенской области мотивировал изменениями в Законе СССР от 12.10.1967 года «О всеобщей воинской обязанности», вступившими в законную силу с 01.01.1982 года. Так, согласно положениям статьи 78 указанного закона был установлен порядок включения в стаж работы по специальности времени службы в Вооруженных Силах, согласно которому время службы не подлежало включению в стаж работы по специальности. Правильно установив обстоятельства, суд ошибочно пришел к выводу о противоречии между Законом СССР от 12.10.1967 года «О всеобщей воинской обязанности» и Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и применил правовой акт, имеющий большую юридическую силу, то есть Закон СССР от 12.10.1967 года. Вместе с тем, суд не принял во внимание, что данный закон регулирует большую сферу отношений общими положениями без учета особенностей значимости отдельных областей народного хозяйства. Поэтому подзаконные нормативные акты органов власти более детально регламентируют применение основных нормативных актов. Принимая Постановление от 17.12.1959 года №1397, государство подчеркивало особую важность для народного хозяйства привлечения молодых специалистов, квалифицированных кадров в народное образование, здравоохранение и сельское хозяйство, предусматривая льготы в пенсионном обеспечении. Положения Постановления, предусматривающие включение времени военной службы в стаж работы по специальности не противоречили изменениям, внесенным в закон СССР от 12.10.1967 года «О всеобщей воинской обязанности», поэтому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17.12.1980 года №3535-Х «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР от 12.10.1967 года №195O-V11 «О всеобщей воинской обязанности» не были признаны утратившими силу отдельные положения постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, и подтвердив отличающийся порядок включения в стаж работы время военной службы для педагогических работников.

Обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 39 Конституции РФ гражданам РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Согласно положениям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, не зависимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 года №8-П и определение от 05.11.2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Из имеющегося в материалах дела военного билета ВШ следует, что Лизунов Ю.Ф. проходил службу в Вооруженных Силах СССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом военного комиссариата Пензенской области по <данные изъяты> районам, следует, что Лизунов Ю.Ф. проходил военную службу по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На момент призыва истца на службу в Армию, то есть на 09.11.1981 года действовал закон СССР от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях» и Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым было утверждено Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 Положения, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В соответствии с положениями пункта 4 данного Положения, время работы, указанной в пункте 1,2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке Лизунова Ю.Ф., истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть до призыва в Армию обучался в техническом училище <адрес> по профессии монтажник радиоаппаратуры и приборов. ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу станочником деревообрабатывающего цеха <данные изъяты>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в рядах Советской Армии. ДД.ММ.ГГГГ зачислен слушателем подготовительного отделения, а ДД.ММ.ГГГГ зачислен студентом 1 курса факультета физического воспитания Пензенского государственного педагогического института им. В.Г.Белинского. С ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу учителем физкультуры <данные изъяты> школы и до настоящего времени осуществляет педагогическую деятельность.

С 01.01.1982 года вступил в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17.12.1980 года №3535-Х «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР от 12.10.1967 года № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности». В соответствии с данным указом, в период службы истца в ВС СССР с 01.01.1982 года по 04.11.1983 года подлежит применению Закон «О всеобщей воинской обязанности» от 12.10.1967 года в редакции от 17.12.1980 года.

Согласно положениям части 2 статьи 78 данного Закона, солдатам, матросам, сержантам, старшинам срочной службы и лицам, призванным на офицерские должности, время их действительной военной службы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-х месячного срока (а по уважительным причинам и более этого срока) после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности.

Как установлено в судебном заседании, истец до призыва на службу в ВС СССР получил специальность монтажника радиоаппаратуры и приборов, по полученной им специальности не работал, по окончании службы ДД.ММ.ГГГГ был зачислен слушателем подготовительного отделения Пензенского государственного педагогического института.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что доводы истца о включении в педагогический стаж периода службы в ВС СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Положением «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утвержденным Постановлением СМ СССР № 1397 от 17.12.1959 года являются несостоятельными.

В связи с введением в действие с 01.01.1982 года Указа Президиума Верховного Совета СССР от 17.12.1980 года №3535-Х «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР от 12.10.1967 года № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», с 01.01.1982 года к оспариваемому периоду подлежит применению Закон «О всеобщей воинской обязанности» от 12.10.1967 года в редакции от 17.12.1980 года, поскольку Закон имеет большую юридическую силу по отношению к нормативно-правовым актам, принимаемым Советом Министров СССР.

Принимая во внимание, что стаж работы Лизунова Ю.Ф. по специальности с учетом подлежащего включению в стаж периода военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на момент обращения с заявлением о назначении пенсии 14.12.2011 года составляет <данные изъяты>, то есть менее 25 лет, суд обоснованно признал истца в части признания права на назначение досрочной пенсии не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

    Суд кассационной инстанции не находит оснований считать данный вывод суда ошибочным.     

    Доводы кассационной жалобы являются аналогичными основаниям для обращения Лизунова Ю.Ф. в суд.

Они являлись предметом судебного разбирательства, им судом дана надлежащая оценка, которую судебная коллегия признает правильной.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что доводы кассационной жалобы оснований для отмены решения суда не содержат.

    На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 14.11.2002 №138-ФЗ), судебная коллегия

определила:

Решение Земетчинского районного суда Пензенской области от 14.12.2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лизунова Ю.Ф. без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи