о признании отказа неправомерным



Судья Бабанян С.С.                                                            Дело № 33-298

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

7 февраля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего               Сериковой Т.И.

и судей                        Земцовой М.В., Бурдюговского О.В.

при секретаре                                 Емелиной И.Н.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Бурдюговского О.В. дело по кассационной жалобе Горбачева В.Н. на решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 15 декабря 2011 года, которым постановлено:

Исковые требования Горбачева В.Н. к администрации г.Пензы о признании отказа администрации г.Пензы в предоставлении земельного участка неправомерным, понуждению к предоставлению земельного участка в собственность оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения Горбачева В.Н., просившего решение суда отменить, представителя администрации г.Пензы по доверенности Купреевой Я.В., просившей решение оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Горбачев В.Н. обратился в суд с иском к администрации г.Пензы о признании отказа администрации г.Пензы в предоставлении земельного участка неправомерным и понуждению к предоставлению земельного участка в собственность, указав, что в 2005 году он приобрел у ФИО8 гаражный бокс в ГСК <данные изъяты> в <адрес>. Право собственности на гараж не зарегистрировал. Вступившим в силу решением Октябрьского районного суда г.Пензы от 09.02.2009 ФИО8 был обязан демонтировать за свой счет указанный гаражный бокс как самовольно возведённое строение. После сноса гаража он обратился в администрацию г.Пензы с заявлением о предоставлении ему земельного участка под строительство гаражного бокса взамен снесённого. В течение 2009 года он получал ответы, что Управлением подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации г.Пензы проводится работа по возможному определению мест размещения гаражных боксов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности. В сообщении администрации г.Пензы от 19.04.2010 указано, что подготовить исходно-разрешительную документацию не представляется возможным, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в центральной общественно-деловой и коммерческой территориальной зоне (зона обслуживания и деловой активности местного значения), где размещение объектов подобного назначения не предусмотрено. В двух последующих ответах на его заявления от 26.07.2010 и от 20.08.2010 указано, что срок рассмотрения по его обращению продлён в связи с необходимостью детальной проработки данного вопроса. В сообщении от 13.10.2010 ему было предложено определить свободный земельный участок и предоставить пакет документов с целью осуществления выбора земельною участка. Он предоставил требуемый пакет документов, однако в предоставлении земельного участка письмом от 28.10.2010 за ему отказано по тому основанию, что подготовить исходно-разрешительную документацию не представляется возможным, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в зоне обслуживания и деловой активности местного значения, где размещение объектов подобного назначения не предусмотрено. Отказ в предоставлении земельного участка под строительство гаражного бокса является незаконным и нарушающим его права. Полученное им сообщение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует требованиям закона, поскольку не является мотивированным отказом в подготовке акта выбора земельного участка; ответчиком были существенно нарушены сроки рассмотрения заявления. Сведения о том, что земельный участок расположен в зоне обслуживания и деловой активности местного значения, не соответствуют действительности. Испрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц и находится в зоне гаражной застройки; Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости испрашиваемый участок находится на землях населённых пунктов с разрешённым использованием для строительства кирпичного гаража. Он является инвалидом второй группы бессрочно и имеет право на предоставление земельною участка под гаражный бокс вблизи места жительства. Просил суд признать незаконным отказ администрации г.Пензы в предоставлении земельного участка под строительство гаражного бокса, обязать администрацию г.Пензы предоставить в собственность земельный участок, площадью 38 кв.м., под строительство гаражного бокса, расположенный по адресу: <адрес>.

Представитель администрации г.Пензы по доверенности Уткина Я.В. исковые требования не признала, полагая, что администрация г.Пензы правомерно отказала в предоставлении земельного участка, поскольку испрашиваемый истцом земельный участок расположен в зоне обслуживания и деловой активности местного значения, в которой размещение объектов подобного назначения не предусмотрено.

Октябрьский районный суд г.Пензы принял вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Горбачев В.Н. решение суда просил отменить как незаконное и необоснованное. Отказывая в иске, суд не дал оценки представленным им доказательствам о том, что спорный участок является свободным, расположен на земле с разрешенным использованием «под строительство боксовых гаражей», а также не дал оценки противоречивости представленных сторонами доказательств. На исполнительной съемке спорного участка указаны гаражные боксы, а представленная ответчиком съемка (выкопировка) является, вероятно, проектным документом, не отражающим фактическое положение, противоречащим кадастровому плану территории и исполнительной съемке. Доказательств, что расположенные на спорном участке гаражные боксы планируются к сносу, ответчиком не представлено. На спорном земельном участке не имеется ни одного объекта, который мог бы быть отнесен к зоне , гаражная застройка относится к зоне . Суд сослался на Генеральный план г.Пензы, утвержденный решением Пензенской городской Думы от 28.03.2008, Правила землепользования и застройки г.Пензы, утвержденные решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009. Однако суд не дал оценки тому, что первоначально за предоставлением земельного участка он обратился в августе 2009 года, т.е. до принятия Правил землепользования, ему были даны ответы, которыми не отказывалось в предоставлении земельного участка. Суд не выяснил все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В ходе судебного разбирательства он был лишен возможности представить все имеющиеся у него доказательства, поскольку администрация города представила выкопировки из Градостроительного плана уже после судебного заседания. Суд не приобщил к материалам дела ряд представленных им документов, не дал возможности обеспечить явку свидетеля с его стороны, допустил нарушение его права на судебную защиту. Просил направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.

Обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Согласно ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Как видно из материалов дела, Горбачев В.Н. обращался в администрацию г.Пензы с заявлениями о предоставлении земельного участка в районе <адрес> для строительства гаражного бокса. Администрация г.Пензы письмами от 19.04.2010 и от 28.10.2010 отказала в подготовке исходно-разрешительной документации на испрашиваемый земельный участок по причине того, что данный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Пензы, утвержденными решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5, расположен в зоне обслуживания и деловой активности местного значения, в которой размещение объектов подобного назначения не предусмотрено, не согласившись с чем, истец обратился с настоящим иском.

Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.

Выбор земельного участка в силу п.2 ч.2 ст.31 ЗК РФ осуществляется на основе документов землеустройства о разрешенном использовании соответствующей территории.

Решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008 № 1096-50/4 «Об утверждении Положения «О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам» определен порядок оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов.

Согласно ст.85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов и иным территориальным зонам.

При этом границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

В силу ст.8 ГрК РФ в компетенцию органов местного самоуправления входит территориальное планирование соответствующего муниципального образования.

В ст.1 Правил землепользования и застройки г.Пензы градостроительный регламент определяется как устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Отказывая в иске, суд признал установленным и исходил из того, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне обслуживания и деловой активности местного значения, что следует из приложенной выкопировки из Правил землепользования и застройки г.Пензы и самих Правил землепользования и застройки города Пензы, согласно которым спорный земельный участок входит в границы территориальной зоны Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения).

В силу п.3 ст.22 данных Правил землепользования и застройки г.Пензы (в редакции, действовавшей на момент принятия обжалуемого отказа) зона Ц-2 выделена для обеспечения правовых условий формирования центров планировочных районов с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций.

К основным видам разрешенного использования относятся здания многофункционального использования с квартирами на верхних этажах и размещением на первом и/или втором этажах офисов, торговых помещений и объектов культурного и обслуживающего назначения; административные здания; гостиницы; детские дошкольные и общеобразовательные учреждения; учреждения культуры, искусства и досуга; многофункциональные развлекательные комплексы; финансово-кредитные учреждения; почтамт, отделения связи; общественные организации, суды, юридические консультации, нотариальные конторы; центры по предоставлению полиграфических услуг, издательства; транспортные агентства по сервисному обслуживанию населения, туристические агентства, информационные центры, справочные бюро, кассы; спортивные залы и площадки, спортивные комплексы, плавательные бассейны, аквапарки; спортивные и физкультурно-оздоровительные объекты; магазины, торговые комплексы, торговые центры, торгово-выставочные комплексы; паркинги, в том числе многоэтажные; рынки; предприятия общественного питания; отделения, участковые пункты милиции; пожарные части, пожарные депо; поликлиники; жилые дома блокированной застройки; центры социальной помощи; аптеки, аптечные пункты, оптики; пункты оказания первой медицинской помощи; станции скорой помощи; объекты инженерной инфраструктуры (РП, ТП, ГРП, НС, АТС и т.д.); объекты коммунально-бытового обслуживания, в том числе жилищно-эксплуатационные и аварийно-диспетчерские службы.

Следовательно, как обоснованно указал суд, основные виды разрешенного использования земельных участков в данной территориальной зоне не предполагают размещение кирпичных гаражных боксов.

В соответствии со ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

- проведение работ по формированию земельного участка;

- подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;

- определение разрешенного использования земельного участка;

- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

- государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст.70 настоящего Кодекса.

- проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

- подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

- проведение работ по формированию земельного участка;

- государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст.70 настоящего Кодекса;

- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст.32 настоящего Кодекса.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст.29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием, в том числе для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, законодателем установлена возможность реализации процедуры приобретения заинтересованным лицом земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта во всех случаях, кроме случаев, указанных в изложенной норме.

Вместе с тем, как указал суд, даже отсутствие на момент обращения заявителя с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта утвержденной в установленном порядке градостроительной документации о застройке не является достаточным для возникновения у органа местного самоуправления безусловной обязанности согласования испрашиваемого заявителем места размещения объекта без учета иных обстоятельств, которые также могут являться основаниями для отказа в согласовании места размещения объекта.

В ЗК РФ отсутствует перечень оснований для отказа органом местного самоуправления в согласовании испрашиваемого места размещения объекта. Возможность наличия иных оснований для такого отказа следует, в частности, из содержания ст.31 ЗК РФ.

При разрешении спора суд исходил из того, что в г.Пензе имеется утвержденная градостроительная документация, а именно Генеральный план города Пензы, утвержденный решением Пензенской городской Думы от 28.03.2008 № 916-44/4, Правила землепользования и застройки города Пензы, утвержденные решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5.

Согласно решению Пензенской городской Думы от 31.10.2008 № 1096-50/4 «Об утверждении положения «О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам» (в ред. от 27.08.2010) процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта исключена.

С учетом установленных обстоятельств суд обоснованно отказал в иске, признав, что администрацией г.Пензы было правомерно отказано истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, которым дана надлежащая оценка.

Нормы материального права судом применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено.

Доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку, как установил суд, на настоящий момент спорный участок расположен в зоне обслуживания и деловой активности местного значения (Ц-2), в котором возможность размещения боксовых гаражей не предусмотрена. Бесспорных относимых и допустимых доказательств обратному кассатором не представлено.

Факт обращения Горбачева В.Н. к ответчику с заявлением о предоставлении ему земельного участка до принятия Правил землепользования и застройки г.Пензы не признан основанием к удовлетворению заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012), судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 15.12.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Горбачева В.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи