Судья Иртуганова Г.К. Дело № 33-459 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 21 февраля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе: председательствующего Смирновой Л.А. и судей Овчаренко А.Н., Потеминой Е.В., при секретаре Аблязове Н.И., заслушала в открытом судебном заседании по докладу Потеминой Е.В. дело по кассационной жалобе УМВД России по Пензенской области на решение Железнодорожного районного суда г. Пензы от 13 декабря 2011 года, которым постановлено: «Иск удовлетворить. Обязать УМВД России по Пензенской области включить в выслугу лет для перерасчета назначенной пенсии в органах внутренних дел и выплаты единовременного пособия Смирнову Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., ур. <адрес>, зарегистрированному по адресу: <адрес>, выслугу лет, исчисленную в Федеральных органах налоговой инспекции, согласно приказа ФСНП РФ № 570-лс от 03.06.2003г. и приказа УФСНП РФ по Пензенской области № 105-лс от 26.06.2003г., а именно периоды работы: в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с 13.08.1987 года по 31.01.1988г., период работы в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с 08.01.1992года по 13.12.1997года. Взыскать с УМВД России по Пензенской области единовременное пособие при увольнении со службы в размере 5 месячных окладов денежного содержания.» Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца Смирнова Ю.А. - Котовой Л.В., действующей на основании доверенности, просившей решение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия у с т а н о в и л а : Смирнов Ю.А. в период с 13.08.1987 г. по 01.02.1988 г. работал в должности <данные изъяты>; с 08.01.1992 г. по 12.08.1997 г. - в должности <данные изъяты>; с 16.09.1997 г. по 30.06.2003 г. - в федеральных органах налоговой полиции (уволен со службы по пункту «е» ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции по сокращению штатов при ликвидации органа); с 01.07.2003 г. по 30.11.2010 г. - проходил службу в органах Министерства внутренних дел. Истец Смирнов Ю.А. обратился в суд с иском к УМВД России по Пензенской области, в обоснование ссылаясь на то, что на момент увольнения из УФСНП РФ по Пензенской области ему была рассчитана выслуга для назначения пенсии на 01 июля 2003 года, которая составляла: календарная - 13 лет 06 месяцев 19 дней, льготная - 02 года 10 месяцев 23 дня, учеба - 01 год 10 месяцев 25 дней, а всего - 18 лет 04 месяца 07 дней. 29 ноября 2010 года он обратился с рапортом в УВД по Пензенской области о производстве расчета выслуги лет в органах внутренних дел в календарном исчислении для назначения пенсии за выслугу лет и выплаты единовременного пособия при увольнении. 01.12.2010 г. ему назначена пенсия за выслугу лет. Из ответа УВД по Пензенской области № 8/4 -С -2 от 24.01.2011 г. следует, что его выслуга лет составляет: календарная - 19 лет 05 мес. 15 дней, льготная - 24 года 03 мес. 01 дн. Ответчик при исчислении выслуги лет (стажа работы) незаконно не включил в выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении, выслугу лет исчисленную на 01.06.2003 г. при увольнении из ФСНП РФ на основании приказа ФСНП РФ № 570-лс от 03.06.2003 г., в которую вошли периоды работы истца: в <данные изъяты> - с 13.08.1987 по 18.08.1988 г., и на <данные изъяты>- с 08.09.1988 г. по 17.01.1989 г. Выслуга лет (стаж службы) в календарном исчислении с учетом выслуги лет исчисленной на момент увольнения из УФСНП РФ по Пензенской области, т.е. на 30.06.2003 г., и службы в УВД по Пензенской области с 01.07.2003 г. по 30.11.2010 г. составляет 20 лет 11 месяцев 18 дней, т.е. свыше 20 лет, и соответственно он (истец) имеет право на выплату при увольнении единовременного пособия в размере 20 месячных окладов денежного содержания. С зачетом пособия, выплаченного при предыдущем увольнении из ФСНП в размере 5 окладов денежного содержания, при увольнении из ОВД истцу должны были выплатить единовременное пособие при увольнении в размере 15 месячных окладов денежного содержания, однако выплатили указанное пособие лишь в размере 5 месячных окладов денежного содержания. Просил суд обязать УВД по Пензенской области включить в выслугу лет для перерасчета назначенной пенсии и выплаты единовременного пособия при увольнении со службы, выслугу лет, исчисленную в Федеральных органах налоговой полиции, а именно периоды работы: в <данные изъяты> - с 13.08.1987 г. по 18.08.1988 г., и на <данные изъяты> - с 08.09.1988 г. по 17.01.1989 г., взыскать с УМВД по Пензенской области единовременное пособие при увольнении со службы в размере 10 месячных окладов денежного содержания. В ходе рассмотрения дела истец неоднократно изменял исковые требования. Окончательно просил: обязать УМВД России по Пензенской области включить в выслугу лет для перерасчета назначенной пенсии и выплаты единовременного пособия при увольнении со службы, выслугу лет, исчисленную в Федеральных органах налоговой полиции, согласно приказа ФСНП РФ №570-лс от 03.06.2003 г. и приказа УФСНП РФ по Пензенской области №105-лс от 26.06.2003 г., а именно периоды работы: в <данные изъяты> с 13.08.1987 г. по 31.01.1988 г., период работы в <данные изъяты> с 08.01.1992 г. по 13.12.1997 г.; взыскать с УМВД России по Пензенской области единовременное пособие при увольнении со службы в размере 5 месячных окладов денежного содержания. Железнодорожный районный суд г.Пензы постановил вышеуказанное решение. В кассационной жалобе УМВД России по Пензенской области просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Так, порядок исчисления выслуги лет для выплаты единовременного пособия при увольнении урегулирован Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, пунктом 1 которого установлен исчерпывающий перечень периодов военной службы и службы в органах внутренних дел, которые подлежат включению в выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы. Законодатель установил различный порядок подсчета непрерывного стажа для определения выслуги лет для расчета пенсии и единовременного пособия при увольнении: для расчета выслуги для выплат пенсии суммируются стаж службы и период работы, непосредственно предшествовавший службе, а при расчете выслуги для выплаты единовременного пособия учитывается только период службы. Исходя из требований пунктов 1 и 17 Постановления Правительства от 22 сентября 1993 г. № 941 спорные периоды обоснованного не включены истцу в стаж службы для единовременного пособия при увольнении. Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд признал установленным и исходил из того, что периоды работы истца с 13.08.1987 г. по 31.01.1988 г. в должности <данные изъяты>, с 08.01.1992 г. по 13.12.1992 г. - в должности старшего <данные изъяты> подлежат включению в выслугу лет для перерасчета назначенной пенсии и выплаты единовременного пособия. С учетом спорных периодов выслуга лет истца в календарном исчислении составит более 20 лет, что дает ему право на получение единовременного пособия в размере 20 месячных окладов денежного содержания. Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства. В соответствии со ст.14 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсия за выслугу лет лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона (в т.ч. лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации), имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм. Согласно ст. 9 ФЗ РФ от 12.02.1993 N 4468-1 указанным лицам, уволенным со службы, выплачиваются пособия в порядке и размерах, определяемых законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства РФ. Согласно п.1,п.17 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитываются, в том числе, служба в милиции (полиции), служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания. При увольнении со службы единовременно пособие выплачивается, в том числе, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, - в размерах: при выслуге менее 10 календарных лет - пяти месячных окладов, при выслуге от 10 до 14 календарных лет включительно - 10 месячных окладов, при выслуге от 15 до 20 календарных лет включительно - 15 месячных окладов и при выслуге свыше 20 лет - 20 месячных окладов денежного содержания, а уволенным по другим основаниям (кроме приведенных в последнем абзаце настоящего пункта) - 40 процентов указанных размеров. В случае повторного определения на службу военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременное пособие при последующем увольнении их со службы выплачивается исходя из общей выслуги лет на день последнего увольнения с зачетом пособий, выплаченных при предыдущих увольнениях со службы (в месячных окладах денежного содержания), но не менее чем в размере двухмесячного оклада денежного содержания. Материалами гражданского дела, личных дел и пенсионного дела Смирнова Ю.А. судом первой инстанции установлено, что на момент увольнения истца из органов налоговой полиции выслуга лет для назначения пенсии составила: календарная 13 лет 06 месяцев 19 дней; льготная 02 года 10 месяца 23 дня; учеба - 01 го<адрес> месяцев 25 дней; а всего 18 лет 04 месяца 07 дней. Из заключения о стаже службы на выплату процентной надбавки за выслугу лет от 21.05.2002 г. следует, что истцу в календарном порядке были включены следующие периоды военной службы по призыву, на финансово-экономических должностях, <данные изъяты>, в органах налоговой полиции РФ - с 31.10.1983 г. по 05.06.1985 г., с 13.08.1987 г. по 01.02.1988 г., с 08.01.1992 г. по 12.08.1997 г., с 14.08.1997 г. по 15.09.1997 г., с 16.09.1997 г. по 25.12.2001г., с 26.12.2001 г. по 10.01.2002 г. За периоды работы с 13.08.1987 г. по 01.02.1988 г., с 08.01.1992 г. по 12.08.1997 г. истцу устанавливалась надбавка за выслугу лет в органах налоговой полиции, что подтверждается справкой от 04.02.2002 г., имеющейся в материалах личного дела. 01.07.2003 г. истец в порядке перевода принят на службу в УВД по Пензенской области на должность <данные изъяты>; уволен со службы в соответствии с приказом начальника УВД по Пензенской области № 233 л/с от 29.11.2010г. по п. «з» части 6 ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья). УВД по Пензенской области в выслугу лет для назначения пенсии истцу засчитаны следующие периоды: учеба в период с 01.09.1979 г. по 21.06.1983 г. (коэф. 0,5, стаж -01 год 10 мес. 25 дн.); служба в <данные изъяты> в период с 31.10.1983 г. по 05.06.1985 г. (коэфф., стаж - 01 год 07мес.04 дн.); работа в <данные изъяты> в период с 14.12.1992 г. по 12.08.1997 г. (коэфф. 1, стаж - 04 года 07 мес. 28 дн.); служба в <данные изъяты> в период с16.09.1997 г. по 30.06.2003 г.(коэфф. 1,5, стаж - 08 лет 08 мес. 05 дн.); служба в <данные изъяты> в период с 01.07.2003 г. по 30.11.2011 г.(коэфф. 1, стаж - 07 лет 04 мес. 29 дн.). Итого: выслуга календарная - 19 лет 05 мес. 15 дней, льготная - 24 года 03 мес. 01 дн. В выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении истцу засчитаны следующие периоды: служба в ВС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (коэфф., стаж - 01 год 07мес.04 дн.); работа в ГНИ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (коэфф. 1, стаж - 04 года 07 мес. 28 дн.); служба в ФСНП в период сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(коэфф. 1,5, стаж - 08 лет 08 мес. 05 дн.); служба в ОВД в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(коэфф. 1, стаж - 07 лет 04 мес. 29 дн.). Итого: 19 лет 05 мес. 15 дней. Удовлетворяя исковые требования Смирнова Ю.А. о включении в выслугу лет для перерасчета назначенной пенсии в органах внутренних дел и выплаты единовременного пособия периодов работы в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с 13.08.1987 г. по 31.01.1988 г., в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с 08.01.1992 г. по 13.12.1997 г. суд обоснованно исходил из положений законов Российской Федерации РФ от 30.06.2003 г. №86-ФЗ; от 24 июня 1993 г. N 5238-1; Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941; Инструкции о порядке выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, утвержденной приказом ФСНП РФ № 508 от 06.11.2001 г., Закона РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» № 943-1 от 21.03.1991 г.; Положения, утв. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1. Согласно ст. 54 ФЗ РФ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" от 30.06.2003 г. №86-ФЗ лица, увольняемые со службы в федеральных органах налоговой полиции и изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел, могут быть переведены в соответствующие федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы и зачислены в установленном порядке (без испытательного срока) на службу в органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или на государственную службу. Выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1, в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит. В соответствии со ст.13 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г. N 5238-1 порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации (ч.1). В случае перевода сотрудника налоговой полиции на службу в органы … внутренних дел… стаж его службы в федеральных органах налоговой полиции (органах налоговых расследований) засчитывается в стаж службы в указанных органах (ч.4). Выслуга лет по прежнему месту службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, а также работников правоохранительных органов и государственных налоговых инспекций, имеющих классные чины, засчитывается указанным лицам в выслугу лет в федеральных органах налоговой полиции (ч.5). В соответствии со ст. 50 Положения, утв. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1 пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции осуществляется в порядке и по нормам, которые предусмотрены Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей". Лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы. Согласно Указа Президента РФ от 15 мая 1996 года «Вопросы Министерства РФ по налогам и сборам» п.6 при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям. Таким образом, кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года, действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции"), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации. В части 3 статьи 50 названного Положения законодатель установил норму, не только распространяющую на сотрудников налоговой службы, перешедших на службу в органы налоговой полиции, действие Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, но прямо указал на то, что такие сотрудники при подсчете выслуги лет для получения пенсии по этому Закону сохраняют право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации. Путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения законодательно была обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения. При этом Федеральный закон от 30.06.2003 г. №86-ФЗ предусматривал специальную гарантию при переходе лиц, увольняемых из органов налоговой полиции, упраздняемых на основании Указа Президента РФ №306 от 11.03.2003, на службу в органы внутренних дел, - зачет выслуги лет в органах налоговой полиции в выслугу лет в органах внутренних дел без каких-либо ограничений и пересчета. Иное толковании правовых норм, определяющих особенности регулирования спорных правоотношений, которые дает кассатор, не может рассматриваться иначе, как нарушение законных прав бывших сотрудников налоговой полиции при поступлении их на службу в органы внутренних дел. Доводы кассационной жалобы относительно того, что законодатель установил различный порядок подсчета непрерывного стажа для определения выслуги лет для расчета пенсии и единовременного пособия при увольнении, основан на неверном толковании норм права, в том числе Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941. На основе анализа норм федеральных законов и указанных выше иных законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере установления выслуги лет бывшим сотрудникам органов налоговой полиции, перешедших на службу в органы внутренних дел, суд первой инстанции обоснованно включил в выслугу лет для перерасчета назначенной пенсии и выплаты единовременного пособия периоды работы Смирнова Ю.А. в должности <данные изъяты> с 13.08.1987 г. по 31.01.1988 г., в должности <данные изъяты> - с 08.01.1992 г.по 13.12.1992 г. Судом обсуждался довод представителя ответчика о том, что неаттестованный период работы истца в <данные изъяты> не подлежит включению в выслугу лет, и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, со ссылкой на положения Инструкции о порядке выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, утвержденной приказом ФСНП РФ № 508 от 06.11.2001 г., ст.18 Закона РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» № 943-1 от 21.03.1991 г. признан несостоятельным. С учетом спорных периодов выслуга лет истца в календарном исчислении составит более 20 лет, что дает ему право на получение единовременного пособия в размере 20 месячных окладов денежного содержания. В связи с чем суд первой инстанции, по мнению судебной коллегии, обоснованно взыскал с УМВД России по Пензенской области единовременное пособие при увольнении со службы в размере 5 месячных окладов денежного содержания, из расчета 20 месячных окладов денежного содержания за вычетом уже выплаченных истцу 15 окладов. Выводы суда мотивированы, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно. Изложенное в жалобе не опровергает выводы суда, т.к. приведенные в ней обстоятельства не отражают установленного судом в совокупности всех доказательств, не основаны на правильном толковании закона либо не имеют правового значения для данного дела и направлены на переоценку установленного судом. Руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ в редакции ФЗ РФ №138 от 14.11.2002 г., судебная коллегия о п р е д е л и л а : Решение Железнодорожного районного суда г. Пензы от 13 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу УМВД России по Пензенской области - без удовлетворения. Председательствующий Судьи