о взыскании убытков



Судья Миллер М.В.                                                            Дело № 33-317

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 февраля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего               Бурдюговского О.В.

и судей                               Терехиной Л.В., Овчаренко А.Н.

при секретаре                                    Потаповой О.В.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Бурдюговского О.В. дело по апелляционной жалобе Лаушкина А.В. на решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 19 декабря 2011 года, которым постановлено:

В удовлетворении иска Лаушкина А.В. к администрации Октябрьского района г.Пензы и Финансовому Управлению г.Пензы о возмещении убытков и взыскании денежной компенсации в счет возмещения морального вреда, причиненных незаконным привлечением к административной ответственности, отказать.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя администрации Октябрьского района г.Пензы по доверенности Афонина А.Н., представителя Финансового управления г.Пензы по доверенности Синявина С.С., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Лаушкин А.В. обратился в суд с иском к администрации Октябрьского района г.Пензы и впоследствии привлеченному к участию в деле в качестве соответчика Финансовому управлению г.Пензы о возмещении убытков и компенсации морального вреда, указав, что 29.07.2011 решением судьи Октябрьского районного суда г.Пензы была удовлетворена его жалоба на постановление административной комиссии Октябрьского района г.Пензы от 08.06.2011 о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, постановление было отменено, производство по делу прекращено. При рассмотрении жалобы суд установил, что при производстве по административному делу представители администрации Октябрьского района г.Пензы допустили ряд существенных нарушений норм административного законодательства РФ, а именно осуществили производство по делу об административном правонарушении с нарушением действующего законодательства, он был вынужден обратиться за оказанием квалифицированной юридической помощи к ФИО8, 27.06.2011 заключил с ним договор, в соответствии с которым оплатил <данные изъяты> руб. за услуги защитника по административному делу. Данная сумма является расходами, которые он понес для восстановления своего нарушенного права, которая в соответствии со ст.ст.15, 16 ГК РФ относится к убыткам, подлежащим возмещению за счет муниципальной казны. На протяжении длительного времени он был вынужден носить статус виновного в совершении административного правонарушения, испытывал моральные страдания, стресс, сильно переживал. Незаконным производством по делу об административном правонарушении ему был причинен моральный вред, который оценивает в <данные изъяты> руб. Просил взыскать с ответчиков в его пользу <данные изъяты> руб. в качестве убытков (ущерба), <данные изъяты> руб. в качестве морального вреда, <данные изъяты> руб. - в возврат госпошлины.

Представитель администрации Октябрьского района г.Пензы по доверенности Афонин А.Н. просил в удовлетворении иска к администрации Октябрьского района г.Пензы отказать, поскольку последняя в соответствии со ст.ст.1069, 1071 ГК РФ является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как не является финансовым органом и не может выступать ни от имени казны муниципального образования, ни от имени казны субъекта РФ, ни от имени казны Российской Федерации.

Представитель Финансового управления г.Пензы по доверенности Кашмова М.Н. просила в удовлетворении иска отказать, пояснив, что в соответствии с Законом Пензенской области № 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» органы местного самоуправления г.Пензы наделяются государственными полномочиями Пензенской области по созданию административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной Законом Пензенской области от 02.04.2008 № 1506-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях». Административные комиссии создаются нормативными правовыми актами местной администрации; члены административной комиссии назначаются и освобождаются главой местной администрации. Административная комиссия создается в соответствии с постановлением администрации г.Пензы от 23.12.2009 № 1602 «Об утверждении составов административных комиссий районов г.Пензы». Административная комиссия не является юридическим лицом или структурным подразделением администрации Октябрьского района г.Пензы, ее деятельность осуществляется за счет субвенций из бюджета Пензенской области, из казны муниципального образования г.Пензы не финансируется. Административные комиссии не являются органами местного самоуправления, штрафы, взыскиваемые ими, в том числе за совершение административного правонарушения по ч.1 ст.3.1 Закона Пензенской области от 02.04.2008 № 1506-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях» и п.3.17 «Правил благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в г.Пензе», утвержденных решением Пензенской городской Думы № 66-7/5 от 26.06.2009, перечисляются в бюджет Пензенской области. В состав административной комиссии входят представители различных организаций и органов, например, директор школы, руководители органов внутренних дел, администрации; при этом они осуществляют не свои должностные обязанности, а обязанности члена административной комиссии. Секретарь административной комиссии получает заработную плату за счет выделяемых субвенций, члены комиссии осуществляют деятельность на безвозмездной основе. Все эти сведения содержатся в приложениях к закону № 1176-ЗПО.

Октябрьский районный суд г.Пензы принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Лаушкин А.В. решение суда просил отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение, поскольку выводы суда о том, что административная комиссия не является муниципальным органом, ее деятельность финансируется из казны субъекта федерации - Пензенской области (путем субвенций в бюджет г.Пензы), в связи с чем по делу привлечены ненадлежащие ответчики, сделаны на неправильном толковании действующего законодательства. По содержанию положений Закона Пензенской области от 20.12.2006 № 1176-ЗПО, ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» создание административных комиссий и осуществление их деятельности является определенной процедурой (способом) выполнения органом местного самоуправления своих полномочий (в частности, переданных в установленном порядке государственных полномочий Пензенской области), а, соответственно, сама административная комиссия не может рассматриваться как какой-то самостоятельный (отдельный) орган. При осуществлении переданных государственных полномочий Пензенской области орган местного самоуправления допустил ряд нарушений действующего законодательства об административных правонарушениях, чем нарушил его права. Данные обстоятельства доказаны, в связи с чем его требования к привлеченным ответчикам подлежат удовлетворению.

Обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Судом установлено, что 18.05.2011 заместителем главы администрации Октябрьского района г.Пензы ФИО11 в отношении Лаушкина А.В. был составлен протокол об административном правонарушении, выразившимся в том, что тот, являясь собственником индивидуального жилого дома по <адрес>, не заключил договор на вывоз ТБО, чем нарушил п.3.17 «Правил благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в г.Пензе», утвержденных решением Пензенской городской Думы от 26.06.2009 № 66-7/5, т.е совершил нарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.3.1 Закона Пензенской области от 02.04.2008 № 1506-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях».

Постановлением административной комиссии Октябрьского района г.Пензы в составе председателя ФИО12, заместителя председателя ФИО13, секретаря ФИО14, с участием членов комиссии ФИО15 - представителя ОМ УВД по г.Пензе, ФИО16 - представителя ОМ УВД по г.Пензе, ФИО17 - директора СОШ , ФИО18 - главного специалиста отдела благоустройства территорий администрации района, Лаушкин А.В. был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.3.1 Закона Пензенской области от 02.04.2008 № 1506-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях» и п.3.17 «Правил благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в г.Пензе», утвержденных решением Пензенской городской Думы № 66-7/5 от 26.06.2009.

Решением судьи Октябрьского районного суда г.Пензы от 29.07.2011 по жалобе Лаушкина А.В. данное постановление по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Лаушкина А.В. прекращено за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Лаушкин А.В. обратился в суд с настоящим иском к указанным ответчикам.

В соответствии со ст.15 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Согласно ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

В соответствии со ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

Согласно ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Из Закона Пензенской области № 1176-ЗПО от 20.12.2006 следует, что органы местного самоуправления городских округов: городов Заречный, Кузнецк, Пенза; Каменского, Нижнеломовского, Сердобского муниципальных районов Пензенской области наделяются государственными полномочиями Пензенской области по созданию административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной Законом Пензенской области от 02.04.2008 № 1506-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях», в следующем порядке: а) административные комиссии создаются нормативными правовыми актами местной администрации; б) члены административной комиссии назначаются и освобождаются главой местной администрации; в) секретарь административной комиссии осуществляет полномочия на постоянной профессиональной основе, является муниципальным служащим и замещает старшую должность муниципальной службы; г) секретарь административной комиссии назначается на должность и освобождается от должности в порядке, установленном Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

На основании ст.12 Закона Пензенской области № 1176-ЗПО от 20.12.2006 органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований субвенций из бюджета Пензенской области. Органы государственной власти Пензенской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в силу ст.13 ЗПО 1176-ЗПО от 20.12.2006 вправе и обязаны издавать в пределах свой компетенции нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления Пензенской области отдельных государственных полномочий и осуществлять контроль за их исполнением; обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий. Этим же Законом Пензенской области утверждена методика расчета размеров субвенций бюджетам муниципальных образований из бюджета Пензенской области для осуществления отдельных государственных полномочий Пензенской области в сфере административных правоотношений.

Пунктом 1 Положения об административной комиссии при администрации Октябрьского района г.Пензы установлено, что административная комиссия состоит при администрации Октябрьского района г.Пензы и образуется постановлением главы этой администрации из числа работников администрации и других организаций (по согласованию) в составе председателя, заместителя, секретаря и не менее 4 членов комиссии. Утвержден порядок производства по делам об административных правонарушения, в том числе составление протокола о совершении административного правонарушения; порядок рассмотрения административной комиссией дел об административной правонарушениях, в том числе вынесение постановления о наложении административного взыскания.

Постановлением администрации г.Пензы от 23.12.2009 за утвержден состав административной комиссии Октябрьского района г.Пензы.

Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При этом суд признал установленным и исходил из того, что заявленные истцом ответчики не являются надлежащими, на которых может быть возложена обязанность по возмещению причиненных ему убытков.

Как обоснованно указал суд, созданная при администрации Октябрьского района г.Пензы административная комиссия не является структурным подразделением администрации Октябрьского района г.Пензы, а также иным органом местного самоуправления; ее деятельность финансируется за счет субвенций из бюджета Пензенской области.

Из Устава г.Пензы, принятого решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 № 130-12/4 следует, что Финансовое управление г.Пензы является главным распорядителем средств бюджета города Пензы и администратором поступлений в бюджет города Пензы и источников внутреннего финансирования дефицита бюджета в случаях и в порядке, установленных бюджетным законодательством.

Согласно Положению администрации Октябрьского района г.Пензы администрация района финансируется за счет средств бюджета г.Пензы по утвержденной смете.

При таких обстоятельствах с учетом того, что администрация Октябрьского района г.Пензы является муниципальным органом и финансируется из казны муниципального образования, в данном случае за счет Финансового управления г.Пензы, не является финансовым органом, который может выступать от имени казны субъекта РФ Пензенской области, суд обоснованно признал, что она не может выступать надлежащим ответчиком по настоящему иску Лаушкина А.В., как и Финансовое управление г.Пензы, являющееся финансовым органом казны муниципального образования г.Пензы, поскольку административная комиссия не является муниципальным органом и ее деятельность финансируется из казны субъекта федерации Пензенской области (путем субвенций в бюджет г.Пензы).

Районный суд правомерно в связи с неявкой истца Лаушкина А.В. в судебное заседание и просьбой рассмотреть дело в пределах заявленных исковых требований без его участия не поставил на обсуждение и не разрешил вопрос о замене ненадлежащих ответчиков на надлежащего в ходе судебного разбирательства, в связи с чем правильно отказал Лаушкину А.В. в удовлетворении исковых требований о возмещении убытков и компенсации морального вреда в связи с незаконным привлечением его к административной ответственности к администрации Октябрьского района г.Пензы и Финансовому управлению г.Пензы как ненадлежащим ответчикам по заявленным исковым требованиям.

Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, которым дана надлежащая оценка.

Нормы материального права судом применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено.

Доводы жалобы были предметом исследования и оценки районным судом, направлены на необоснованную переоценку установленного судом первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, основанием к отмене решения суда не являются.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 19.12.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Лаушкина А.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи