Апелляционное определение по гражданскому делу №33-861/2012 (о признании отказа незаконным).



Судья Андрианова Ю.А.                                                                        № 33-861

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 апреля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего                    Потёминой Е.В.

и судей                                       Ирышковой Т.В., Елагиной Т.В.

при секретаре                           Потаповой О.В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Елагиной Т.В. дело по кассационным жалобам Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области и Министерства финансов Пензенской области на решение Ленинского районного суда г.Пензы от 19 декабря 2011 года по иску Синицыной Н.С. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о признании незаконным отказа в выплате материальной помощи и компенсационной выплаты за утрату жилого помещения в результате природного пожара и понуждении к выплате материальной помощи и компенсационной выплаты за утрату жилого помещения в результате природного пожара.

Заслушав доклад судьи Елагиной Т.В., объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области Шомникова В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , поддержавшего доводы жалоб, представителя Синицыной Н.С. адвоката Рябова О.А., действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ , просившего решение суда оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Синицына Н.С. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о признании незаконным отказа в выплате материальной помощи и компенсационной выплаты за утрату жилого помещения в результате природного пожара и понуждении к выплате материальной помощи и компенсационной выплаты за утрату жилого помещения в результате природного пожара. В обоснование заявленных требований указала, что 14.07.2010 от природного пожара сгорел ее дом и надворные постройки, находившиеся по адресу: <адрес>. Указанный дом общей площадью <данные изъяты> кв.м принадлежал ей на праве собственности на основании договора купли-продажи от 06.02.2007, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.03.2007 серии , выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Пензенской области.

На земельном участке, принадлежащем ей на праве собственности, на основании договора купли-продажи от 06.02.2007, помимо вышеуказанного жилого дома имелись также принадлежащие ей надворные постройки: три сарая, баня, два забора.

Постановлением старшего инспектора отдела ГПН Лунинского района Пензенской области об отказе в возбуждении уголовного дела от 20.07.2010 установлено, что причиной пожара послужил природный фактор.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2010 №1400-р Правительством Пензенской области принято Постановление от 14.09.2010 №550-пП «Об оказании мер социальной поддержки гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших на территории Пензенской области в 2010 году», которым установлен порядок оказания помощи указанным гражданам.

Пунктом 2 данного Постановления Управлению ЖКХ Пензенской области поручено сформировать список граждан, лишившихся жилых помещений в результате природных пожаров, для согласования с ГУ МЧС России по Пензенской области и УВД по Пензенской области и утверждения председателем Правительства Пензенской области.

Такой список (в который включена и она, выбравшая в качестве меры социальной поддержки компенсационную выплату) сформирован Управлением ЖКХ Пензенской области и 29.07.2011 направлен в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской для принятия решения по осуществлению необходимых выплат.

Однако на ее обращение в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области по вопросу осуществления выплаты материальной помощи и денежной компенсации ей была разъяснена невозможность осуществления указанной выплаты по причине того, что бюджетом Пензенской области на 2011 год средства на приобретение жилья гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров в 2010 году, не предусмотрены. Размер компенсационной выплаты также не согласован.

Ею неоднократно направлялись обращения в органы прокуратуры о проведении проверки по факту невыплаты ей материальной помощи и компенсационной выплате за утрату жилого помещения в результате природного пожара, на которые были получены ответы, общий смысл которых обосновывает факт невыплаты вышеуказанных компенсаций несвоевременностью ее обращения за получением данных выплат, с указанием на то, что нормативный акт, предусматривающий оказание в 2011 году материальной помощи гражданам, лишившимся жилых помещений в результате природных пожаров, произошедших в 2010 году на территории Пензенской области, отсутствует.

Считает отказ Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в выплате ей компенсации в связи с лишением жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших на территории Пензенской области в 2010 году, незаконным, поскольку каких-либо сроков обращения граждан, пострадавших от природных пожаров в Пензенской области в 2010 году, пропуск которых является основанием для отказа гражданину в выплате ему материальной помощи и получении иных мер социальной поддержки, Порядок, утвержденный Постановлением Правительства Пензенской области от 14.09.2010 №550-пП, не предусматривает.

Кроме того, пунктом 3 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 10.12.2007 (с последующими изменениями), предусмотрено, что средства из резервного фонда выделяются на основании распоряжений Правительства Пензенской области, принимаемых в тех случаях, когда средств, находящихся в распоряжении организаций, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, указанных в п.1 настоящего Порядка, недостаточно.

Указанный Порядок предусматривает право обращения организаций в Правительство Пензенской области с просьбой о выделении средств из резервного фонда, а также их обязанность в предоставлении в Министерство финансов Пензенской области документов с обоснованием размера испрашиваемых средств, включая сметно-финансовые расчеты, а также в случае необходимости - заключения комиссии, экспертов и т.д.

Таким образом, ввиду недостаточности либо отсутствия в связи с непредусмотрением бюджетных средств на осуществление компенсационных выплат гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров в 2010 году, указанные выплаты должны быть произведены за счет резервного фонда Правительства Пензенской области. В связи с чем полагает, что Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области при получении дополнительного списка граждан, пострадавших в результате природных пожаров в 2010 году, должны были быть приняты меры для выделения дополнительных средств из резервного фонда Пензенской области.

Синицына Н.С. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истицы Рябов О.А., действующий на основании ордера от 24.11.2011 №87, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области Шомников В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , исковые требования не признал.

Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Пензенской области Бурментьева Е.В., действующая на основании доверенности от 11.01.2011 №13-05, и Управления ЖКХ Пензенской области Разживин А.В., действующий на основании доверенности от 05.12.2011, с исковыми требованиями не согласились.

Представитель Правительства Пензенской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Вышеуказанным решением Ленинского районного суда г.Пензы исковые требования Синицыной Н.С. удовлетворены.

В кассационной жалобе Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области просит решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, указывая на отсутствие правовых оснований для выплаты Синицыной Н.С. материальной помощи и компенсационной выплаты за утрату жилого помещения в результате природного пожара в 2011 году.

Министерство финансов Пензенской области в кассационной жалобе и дополнениях к ней также просит об отмене принятого по делу решения по аналогичным основаниям.

В возражениях на кассационную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области Синицына Н.С. просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда - без изменения, полагая его законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2010 №1400-р «О распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для ликвидации последствий природных пожаров, произошедших в 2010 году» ряду областей оказана финансовая помощь, в том числе Пензенской в размере 31,1 млн.руб., за счет предоставления в 2010 году из федерального бюджета дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для ликвидации последствий природных пожаров, произошедших в 2010 году на территориях указанных субъектов Российской Федерации (далее - природные пожары).

Указанные дотации предписано использовать для восстановления, строительства и приобретения жилья взамен утраченного в целях предоставления его гражданам, лишившимся жилого помещения, либо для осуществления компенсационных выплат гражданам, лишившимся жилого помещения, оказания материальной помощи гражданам в связи с утратой ими имущества из расчета до 100 тыс.руб. каждому гражданину, восстановления и строительства инфраструктуры, осуществления выплат единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате природных пожаров, из расчета 1 млн.руб. на каждого погибшего (умершего), а также для решения иных вопросов, связанных с ликвидацией последствий природных пожаров.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано осуществить дополнительные выплаты в связи с утратой имущества из расчета 100 тыс.руб. каждому гражданину.

Постановлением Правительства Пензенской области от 14.09.2010 №550-пП «Об оказании мер социальной поддержки гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших на территории Пензенской области в 2010 году», принятым во исполнение вышеуказанного Распоряжения Правительства РФ, утвержден Порядок использования бюджетных средств для осуществления компенсационных выплат, оказания материальной помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, и выплаты единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате природных пожаров, произошедших на территории Пензенской области в 2010 году, который определяет механизм осуществления компенсационных выплат и оказания материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших на территории Пензенской области в 2010 году.

Управлению жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области поручено сформировать: Список граждан, лишившихся жилых помещений в результате природных пожаров, для согласования с ГУ МЧС России по Пензенской области и УВД по Пензенской области и утверждения Председателем Правительства Пензенской области; Перечень граждан, лишившихся жилых помещений в результате природных пожаров и включенных в список, указанный в подпункте 2.1 настоящего постановления, с указанием выбранной ими меры социальной поддержки (компенсационные выплаты, восстановление, строительство, приобретение жилья).

Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области, Департаменту градостроительства Пензенской области, в пределах средств, предусмотренных в бюджете Пензенской области на 2010 год на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выполняемых в рамках специальных решений, поручено предоставлять гражданам, включенным в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате природных пожаров, утвержденный Председателем Правительства Пензенской области и согласованный в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2010 №1400-р с ГУ МЧС России по Пензенской области и УВД по Пензенской области, меры социальной поддержки в соответствии с порядками, утвержденными настоящим постановлением.

Пунктом 2 вышеназванного Порядка определено, что материальная помощь является мерой социальной поддержки и выплачивается всем гражданам, включенным в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате природных пожаров, утвержденный Председателем Правительства Пензенской области и согласованный в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2010 №1400-р с ГУ МЧС России по Пензенской области и УВД по Пензенской области.

Согласно п.3.2 указанного Порядка материальная помощь в связи с утратой имущества гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, выплачивается при утрате жилого помещения либо жилого помещения и надворных построек при отсутствии регистрации граждан в данном жилом помещении либо отсутствии регистрации собственника (собственников) в данном жилом помещении, в размере 200,0 тыс. рублей собственнику данного жилого помещения либо собственникам: в равных долях - при общей совместной собственности на жилое помещение; пропорционально доли каждого в праве общей долевой собственности на жилое помещение - при общей долевой собственности на жилое помещение (в том числе за счет средств федерального бюджета - 100,0 тыс. руб., средств резервного фонда Правительства Пензенской области - 100,0 тыс. руб.).

В соответствии с п.5 Порядка граждане, кроме материальной помощи, указанной в п.2 настоящего Порядка, вправе воспользоваться одной из следующих мер социальной поддержки:

- компенсационная выплата за утрату жилого помещения взамен восстановления, строительства, приобретения жилья;

- восстановление жилья;

- строительство жилья;

- приобретение жилья.

Размер компенсационной выплаты за утрату жилого помещения взамен восстановления, строительства, приобретения жилья определен пунктом 6 Порядка.

В силу п.7 Порядка основанием для компенсационной выплаты за утрату жилого помещения взамен восстановления, строительства или приобретения жилья является Перечень граждан, лишившихся жилого помещения в результате природных пожаров, с указанием выбранной ими меры социальной поддержки (далее - Перечень граждан), сформированный Управлением жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области.

Пунктом 8 Порядка установлено, что выплата материальной помощи и компенсационная выплата производится Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области в течение пяти рабочих дней со дня получения Перечня граждан от Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области, путем зачисления денежных средств на счета граждан, открытые в финансово-кредитных организациях.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Синицыной Н.С. на праве собственности принадлежал жилой дом с надворными постройками по адресу: <адрес>, которые в результате пожара, произошедшего 14.07.2010, сгорели.

Постановлением старшего инспектора отдела ГПН Лунинского района об отказе в возбуждении уголовного дела от 20.07.2010 установлено, что причиной пожара послужил природный фактор.

16.02.2011 Синицына Н.С. обратилась в Управление ЖКХ Пензенской области с заявлением о выплате ей материальной помощи и компенсации за утраченный в результате пожара вышеуказанный жилой дом.

Письмом от 12.08.2011 №С-238/1-26/1 Управление ЖКХ Пензенской области сообщило истице, что Списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате природных пожаров, утверждены вице-губернатором Пензенской области после согласования с ГУ МЧС России и УМВД России соответственно 30.05.2011 и 06.07.2011 и 29.07.2011 направлены в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области.

На обращение Синицыной Н.С. в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области ей письмом от 12.09.2011 №Р-2217 отказано в выплате мер социальной поддержки, предусмотренных для граждан, лишившихся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших на территории Пензенской области в 2010 году, со ссылкой на то, что денежные средства на соответствующие выплаты в 2011 году бюджетом Пензенской области не предусмотрены.

Удовлетворяя заявленные Синицыной Н.С. требования и признавая отказ Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в выплате ей материальной помощи и компенсационной выплаты за утрату жилого помещения в результате природного пожара незаконным, суд исходил из того, что включение истицы в список граждан, лишившихся жилых помещений в результате природных пожаров, утвержденный Председателем Правительства Пензенской области и согласованный с ГУ МЧС России по Пензенской области и УВД по Пензенской области, является достаточным основанием для предоставления ей вышеуказанных мер социальной поддержки, предусмотренных Постановлением Правительства Пензенской области от 14.09.2010 №550-пП. При этом суд посчитал, что специальных сроков для обращения граждан, пострадавших от природных пожаров в Пензенской области в 2010 году, нарушение которых привело бы к утрате права на соответствующую меру социальной поддержки, не установлено.

Между тем, с указанными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.

Приведенный выше нормативно-правовой акт Российской Федерации предусматривал оказание финансовой помощи субъектам Российской Федерации в целях сбалансированности их бюджетов из федерального бюджета в 2010 году. По истечении 2010 финансового года действие этого нормативно-правового акта фактически прекращено.

Федеральный закон от 13.12.2010 №357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» не предусматривает в 2011 году дотаций из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для ликвидации последствий природных пожаров, произошедших в 2010 году.

Поскольку утвержденный Постановлением Правительства Пензенской области от 14.09.2010 №550-пП Порядок использования бюджетных средств для осуществления компенсационных выплат, оказания материальной помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших на территории Пензенской области в 2010 году, предусматривал предоставление гражданам указанной категории соответствующих мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета на основании нормативно-правового акта Российской Федерации, действие которого прекращено в 2010 году, соответственно и нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации фактически прекратил действие по истечение 2010 финансового года.

Постановление Правительства Пензенской области от 10.12.2007 №822-пП (с последующими изменениями), которым утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Пензенской области, на который истица ссылалась в обоснование заявленных требований, к спорным правоотношениям применено быть не может, поскольку выделение денежных средств из резервного фонда Пензенской области на предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров, произошедших на территории Пензенской области в 2010 году, осуществлялось как из резервного фонда субъекта, так и за счет средств федерального бюджета на основании нормативно-правовых актов Пензенской области и Российской Федерации в определенный период времени (в 2010 году), по истечении которого указанные нормативно-правовые акты фактически утратили силу.

Таким образом, судом при разрешении дела были неправильно применены нормы материального права, в связи с чем решение суда нельзя признать отвечающим требованиям законности и обоснованности, и оно подлежит отмене.

Отменяя решение суда первой инстанции, принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, принять по делу новое решение, которым Синицыной Н.С. в иске к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о признании незаконным отказа в выплате материальной помощи и компенсационной выплаты за утрату жилого помещения в результате природного пожара и понуждении к выплате материальной помощи и компенсационной выплаты за утрату жилого помещения в результате природного пожара отказать.

Учитывая, что Синицыной Н.С. при подаче иска излишне уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб., она на основании пп.1 п.1 ст.333.40 НК РФ подлежит возврату истице.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360-362 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 14 ноября 2002 года №138-ФЗ), судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г.Пензы от 19 декабря 2011 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым Синицыной Н.С. в иске к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о признании незаконным отказа в выплате материальной помощи и компенсационной выплаты за утрату жилого помещения в результате природного пожара и понуждении к выплате материальной помощи и компенсационной выплаты за утрату жилого помещения в результате природного пожара отказать.

Возвратить Синицыной Н.С. излишне уплаченную государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

Председательствующий                                                         

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200