апелляционное определение по гражданскому делу № 33-805/2012 по иску о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии



Судья Пышкина Л.А.                  Дело № 33-805

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 апреля 2012 г. судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего: Мамоновой Т.И.,

судей:                  Елагиной Т.В., Ирышковой Т.В.,

при секретаре                      Потаповой О.В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Мамоновой Т.И. дело по апелляционной жалобе ГУ УПФР на решение Земетчинского районного суда от 15 февраля 2012 г., которым постановлено:

признать за Павловой Т.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на досрочную пенсию, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с учетом исчисления периодов её работы в <данные изъяты> районной больнице Пензенской области с 18.04.1991 года по 14.10.1993 года, с 16.10.1993 года по 31.07.1994 года, с 03.08.1994 года по 31.08.1997 года, с 13.09.1997 года по 20.12.1998 года, с 01.01.1999 года по 25.04.1999 года в льготном исчислении как 1 год и шесть месяцев.

Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР по Земетчинскому району от 13 октября 2011 года об отмене решения от 18 июня 2010 года о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью в сельской местности незаконным и обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Земетчинскому району Пензенской области возобновить выплату Павловой Т.В. досрочной трудовой пенсии с момента прекращения выплат, а именно, с 01 октября 2011 года.

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи Мамоновой Т.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Решением заведующего ГУ УПФР по Земетчинскому району Пензенской области от 18 июня 2010 г. Павловой Т.В. назначена досрочная трудовая пенсия по п.20 ч.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР по Земетчинскому району от 13 октября 2011 г. решение от 18.06.2010 г. о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью Павловой Т.В. отменено в связи с отсутствием документов, подтверждающих работу в структурном подразделении учреждения здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, в отделении хирургического профиля.

По мнению комиссии, специальный стаж в связи с лечебной деятельностью на дату обращения составил 23 года 5 месяцев 17 дней.

Не соглашаясь с решением комиссии об отмене решения от 18 июня 2010 г., Павлова Т.В. обратилась в суд с иском к ответчику, в котором решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР по Земетчинскому району от 13 октября 2011 г. просит отменить, признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии как медицинскому работнику. Периоды работы в должности врача - отоларинголога с 18 апреля 1991 г. по 14.10.1993 г., с 16.10.1993 г. по 31.07.1994 г., с 03.08.1994 г. по 31.08.1997 г., с 13.09.1997 г. по 20.12.1998 г., с 01.01.1999 г. по 25.04.1999 г. просила включить в стаж работы в льготном исчислении как 1 год и шесть месяцев и обязать ГУ УПФР по Земетчинскому району Пензенской области возобновить выплату досрочной трудовой пенсии с момента прекращения выплат, а именно с 01 октября 2011 г.

В обоснование иска сослалась на то, что она имеет специальное медицинское образование, а также необходимый медицинский стаж для назначения пенсии как медицинскому работнику, занимающемуся лечебной и иной работой по охране здоровья населения. С 4 августа 1986 г. работала в должности врача отоларинголога <данные изъяты>, проводила хирургические операции, и потому трудовой стаж в оспариваемые периоды ей должен быть исчислен в льготном исчислении: один год работы как 1 год и шесть месяцев.

На основании п.20 ч.1 ст.27 Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ» и согласно Правилам исчисления периодов работы, утвержденным постановлениями Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 (по Постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П) специальный стаж должен составлять 25 лет и работа в должности оперирующего врача-отоларинголога засчитывается в стаж как один год и шесть месяцев.

В судебном заседании истица Павлова Т.В. на иске настаивала, пояснив, что она с 1986 г. по 2007 г. работала оперирующим врачом-отоларингологом стационара, подтвердив указанное записями в операционном журнале. Согласно журналу учета операций хирургического отделения <данные изъяты> за 1990-1994 г., ею было проведено 50 операций ЛОР-органов, с 18.01.1995 г. по 23.02.2000 г. - 74 операции, с 21.08.2003 год по 23.09.2004 г. - 11 операций.

Представитель УПФ по Земетчинскому району Володина Е.И. в удовлетворении иска просила отказать, сославшись на то, что истцом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих, что в оспариваемый период она выполняла работу в структурном подразделении учреждения здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год = 1 год 6 месяцев в отделении хирургического профиля. Обратила внимание на то, что в подсчет специального стажа, необходимого для назначения пенсии, включается не любая медицинская деятельность, а лишь та, которая протекала в соответствующих должностях и Учреждениях, поименованных в Списках, и реализация права медицинских работников вне правовой связи с нормативно правовыми актами, регулирующими условия, порядок и правила, по которым производится исчисление данного вида пенсии, невозможна. В связи с тем, что работа истицы в оспариваемые периоды протекла в сельской местности, стаж работы исходя из требований Постановления Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 464 исчислен в льготном исчислении 1 год = 1 год 3 месяца.

Указала, что исчислить оспариваемые периоды работы как 1 год работы = 1 год и 6 месяцев не предоставляется возможным, т.к. в соответствии с требованиями Постановления Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 464, данной льготой пользуются врачи-хирурги всех наименований, средний медицинский персонал отделений (палат) хирургического профиля стационаров.

В результате проведенной проверки факт работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью в сельской местности, работа по совместительству, совмещение в должности врача-отоларинголога хирургического отделения в операционном блоке не была установлена.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельного требования на стороне ответчика, в лице исполняющего обязанности главного врача <данные изъяты> Андреев А.М. с исковыми требованиями согласился и пояснил, что Павлова Т.В. в спорный период работала в должности оперирующего врача-отоларинголога, непосредственно проводила операции, согласившись, что оспариваемый период подлежит включению в льготный стаж в льготном исчислении: один год работы как 1 год и шесть месяцев.

Суд исковые требования удовлетворил, постановив вышеуказанное решение.

Не соглашаясь с решением суда, ГУ УПФР в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное, постановленное в нарушение норм материального права, ссылаясь на возражения, изложенные в ходе судебного заседания, а также в решении комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР от 13 октября 2011 г.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ГУ УПФР Володину Е.И., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Павлову Т.В., возражавшую против отмены решения суда, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с требованиями действующего законодательства и добытыми по делу доказательствами и не находит оснований для его отмены.

Удовлетворяя исковые требования истца, суд обоснованно пришел к выводу, что права и законные интересы Павловой Т.В. как лица, занимающегося лечебной деятельностью в медицинских учреждениях, ответчиком необоснованно нарушены. Судебная коллегия с выводами суда полностью соглашается, поскольку у истца на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии имелось более 25 лет специального медицинского стажа.

В соответствии с подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что согласно Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, в льготном исчислении засчитывается работа в отоларингологическом отделении хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений. Согласно Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, право на льготное пенсионное обеспечение (зачет периодов в подсчет специального стажа как один год за один год и шесть месяцев) имели работники здравоохранения, в том числе - оперирующие врачи-хирурги всех наименований хирургических отделений (палат) для взрослых и детей стационаров.

Так же судом принято во внимание, что, согласно Приказа Минздрава РФ от 15.10.1999 г. N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", по характеру работы врачи-отоларингологи тарифицируются как врачи-хирурги. В соответствии с абз. 3 п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, врачам-хирургам, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается за один год и шесть месяцев.

При таких обстоятельствах суд сделал правомерный и обоснованный вывод об удовлетворении требований истца.

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции соглашается.

Кроме того, в материалы дела истцом представлены полученные у работодателя - <данные изъяты> - следующие документы, свидетельствующие о том, что в спорный период истица выполняла функции врача-хирурга отоларинголога: медицинские карты стационарных больных, приказы о расширение объема работ за обслуживание стационара и журналы учета операций <данные изъяты>, согласно которым Павловой Т.В. регулярно проводились хирургические операции на ЛОР органах.

Согласно должностной инструкции врача отоларинголога, врач обязан обеспечивать своевременное и полное обследование больных, проводить квалифицированное и систематическое лечение больных своего профиля. В стационаре ежедневно проводит осмотр больного. Вносит изменения в план лечения в зависимости от состояния пациента и определяет необходимость дополнительных методов обследования. Систематически повышает свою квалификацию.

Согласно справке, уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы от 07 июня 2010 года, в периоды, которые засчитываются в специальный стаж на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, Павлова Т.В. работала в <данные изъяты> на условиях полного рабочего дня, полную рабочую неделю и на полную ставку.

В данной справке так же указано, что с 18 апреля 1991 г. по 31 декабря 2004 года она совмещала работу по должности оперирующего врача отоларинголога в хирургическом отделении в операционном блоке. Совмещение было в размере 25 % рабочего времени до 0.5 ставки.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Довод апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении дела суд не учел нормы действующего пенсионного законодательства, не находит подтверждения, следовательно, не может являться основанием к отмене решения суда.

Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований к отмене решения не имеется.

Руководствуясь ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Земетчинского районного суда от 15 февраля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200