апелляционное определение по гражданскому делу № 33-816/2012 по иску о взыскании таможенных платежей



Судья: Симакин В.Д.                                                                       Дело № 33-816

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 апреля 2012 г. судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Мамоновой Т.И.,

судей:                  Елагиной Т.В., Ирышковой Т.В.,

при секретаре                    Потаповой О.В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Мамоновой Т.И. дело по апелляционной жалобе начальника Ульяновской таможни на решение Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 31 января 2012 г., которым постановлено:

Иск Ульяновской таможни к Бузаеву А.П. о взыскании таможенных платежей и пени оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи Мамоновой Т.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ульяновская таможня обратилась в суд с иском к Бузаеву А.П. о взыскании таможенных платежей и пени, указав, что решением Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 18 августа 2011 г., оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 4 октября 2011 г., частично удовлетворены требования Бузаева А.П.: признаны незаконными требования Ульяновской таможни об уплате таможенных платежей и пени от 26 января 2011 г. №№ 8, 14, 24, 28, 33, 38, 40, 47, 50, 54, признано незаконным требование Ульяновской таможни об уплате таможенных платежей и пени от 26 января 2011 г. № 44 в части начисления пени за неуплату таможенных платежей и НДС за период с 3 сентября 2009 г. по 26 января 2011 г. Таким образом, начисление Бузаеву А.П. таможенных платежей в сумме <данные изъяты> руб. в связи с незаконным перемещением через таможенную границу Российской Федерации транспортного средства и пени за период с 21 апреля 2008 г. по 2 сентября 2009 г. в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. признано судом законным. Однако до настоящего времени Бузаев А.П. таможенные платежи и пени не уплатил. В связи с изложенным, Ульяновская таможня просила взыскать с Бузаева А.П. задолженность по уплате таможенных платежей в сумме <данные изъяты> руб. и пени за несвоевременную уплату таможенных платежей за период с 21 апреля 2008 года по 2 сентября 2009 года в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., а всего <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

В судебном заседании представитель Ульяновской таможни Петрушева О.А. требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, а также просила восстановить срок для обращения в суд, установленный ст. 48 НК РФ, поскольку из-за обжалования Бузаевым А.П. в судебном порядке требований об уплате таможенных платежей и пени Ульяновская таможня не имела возможности обратиться в суд с иском о взыскании задолженности по таможенным платежам и пени.

Ответчик Бузаев А.П. просил отказать Ульяновской таможне в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока исковой давности. В апреле 2011 года Ульяновская таможня обращалась в суд с иском о взыскании с него таможенных платежей и пени по требованию № 4. Каких-либо уважительных причин пропуска обращения в суд по требованию №44 истцом не представлено.

Суд постановил обжалуемое решение.

Не соглашаясь с решением суда, Ульяновская таможня в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Ульяновской таможни к Бузаеву А.П. в полном объеме. При этом автор жалобы ссылается на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, полагает, что суд не принял во внимание положения ФЗ № 137-ФЗ от 27.07.2006 г. «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», предусматривающие, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Суд не учел, что Ульяновской таможней срок пропущен в связи с обжалованием Бузаевым А.П. требований таможенного органа в судебном порядке и рассмотрением дела в судах первой и кассационной инстанциях, что является уважительной причиной пропуска срока и основанием для восстановления такого срока.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя Ульяновской таможни Петрушевой О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллеги оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии со ст. 91 Таможенного кодекса Таможенного Союза в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов таможенного союза.

Законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены иные возможности взыскания таможенных пошлин, налогов, в том числе за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

Взыскание таможенных пошлин, налогов не производится: 1) по истечении срока взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, предусмотренного законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого производится взыскание таможенных пошлин, налогов; 2) если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекратилась в соответствии с пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса.

Взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.

При неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней.

Согласно ст. 150 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона.

До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.

В силу ст. 152 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.

В случае, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, в отношении которой в соответствии с настоящим Федеральным законом направляется требование об уплате таможенных платежей, изменилась после направления указанного требования, таможенный орган направляет уточненное требование об уплате таможенных платежей с указанием оснований изменения обязанности. При этом первоначально направленное требование об уплате таможенных платежей отзывается одновременно с направлением уточненного требования об уплате таможенных платежей.

Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных пошлин, налогов, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения указанного требования плательщиком, и об основаниях выставления такого требования. Форма требования об уплате таможенных платежей и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля, после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.

Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

При проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела.

Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.

Уточненное требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено не позднее 10 рабочих дней со дня подтверждения факта, свидетельствующего об изменении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Срок исполнения уточненного требования составляет не более 10 рабочих дней со дня получения уточненного требования об уплате таможенных платежей.

В соответствии с ч.4 ст. 4 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза, к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 1500 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из постановления Нижнеломовского районного суда от 10 сентября 2010 г. усматривается, что Бузаевым А.П. была организована подделка официальных документов на автобусы, незаконно перемещённые на территорию Российской Федерации, и на нем лежала обязанность по уплате таможенных платежей.

13 января 2011 года в отношении Бузаева А.П. составлены акты таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей. 26 января 2011 г. составлено требование №44 и направлено в адрес Бузаева А.П. 27 января 2011 года. Указанное требование Бузаевым А.П. получено 7 февраля 2011 года.

Следовательно, Бузаев А.П. в соответствии со ст. 152 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в срок по 27 февраля 2011 года мог исполнить требование добровольно, а Ульяновская таможня, в случае неисполнения требования Бузаевым А.П. в добровольном порядке, вправе была в течение шести месяцев со дня истечения указанного срока обратиться в суд с иском к Бузаеву А.П. о взыскании таможенных платежей и пени.

Однако данное исковое заявление направлено в адрес Нижнеломовского районного суда Пензенской области лишь 13 декабря 2011 года.

Как следует из п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Отказывая в удовлетворении иска, суд обоснованно указал, что обжалование Бузаевым А.П. требований об уплате таможенных платежей не препятствовало Ульяновской таможне обращению в суд с иском к Бузаеву А.П. о принудительном взыскании задолженности по таможенным платежам и пени.

Кроме того, как следует из материалов дела, Ульяновская таможня в указанный период обращалась в Нижнеломовский районный суд Пензенской области с иском к Бузаеву А.П. о взыскании таможенных платежей и пени по требованию № 4 от 26 января 2011 года, направленному в адрес Бузаева А.П. 27 января 2011 года. Указанное исковое заявление было зарегистрировано Нижнеломовским районным судом Пензенской области 31 марта 2011 года.

Доказательств того, что у Ульяновской таможни имелись уважительные причины, по которым она не могла в установленный законом срок обратиться в суд с иском о взыскании таможенных платежей и пени по требованию от 26 января 2011 года № 44, а также к солидарным ответчикам, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что срок принудительного взыскания таможенных платежей пропущен, иск Ульяновской таможни к Бузаеву А.П. о взыскании таможенных платежей и пени обоснованно оставлен судом без удовлетворения.

Как правильно указал суд, пропуск Ульяновской таможней срока для принудительного взыскания задолженности по таможенным платежам и пени не исключает возможности Бузаева А.П. в добровольном порядке подать в таможенный орган декларацию для помещения незаконно ввезённого автобуса под одну из таможенных процедур и оплаты таможенных платежей и пени.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлиять на правильность вынесенного судом решения, коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку сводятся к переоценке доказательств, оцененных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и основаны на неправильном толковании норм материального права, и не содержат правовых оснований для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 31 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: