Судья Селиверстов А.В. Дело № 33 - 1153 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 22 мая 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе: председательствующего Мамоновой Т.И. судей Макаровой С.А., Жуковой Е.Г. при секретаре Рофель Ю.В. заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуковой Е.Г. дело по апелляционной жалобе администрации города Пензы на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 02 февраля 2012 года, которым постановлено: Иск Когут А.В. удовлетворить. Признать незаконным приказ заместителя главы администрации г.Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от <данные изъяты>. №<данные изъяты> в части отказа Когут И.В. с составом семьи три человека в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и отмены п.71 Приложения к постановлению главы администрации г.Пензы от <данные изъяты>. №<данные изъяты> в части признания нуждающейся в улучшении жилищных условий молодой семьи Когут. Проверив материалы дела, заслушав Когут А.В. и Когут И.В., судебная коллегия у с т а н о в и л а: Когут А.В. обратился в суд с иском к администрации города Пензы о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г.Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от <данные изъяты>. №<данные изъяты> в части отказа в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и отмене п.71 Приложения к постановлению главы администрации г.Пензы от <данные изъяты>. №<данные изъяты> в части признания нуждающейся в улучшении жилищных условий молодой семьи Когут. Требование обосновал тем, что <данные изъяты> года он и его жена Когут И.В. обратились с заявлением в администрацию г.Пензы о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения по программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. <данные изъяты> года постановлением главы администрации города Пензы № <данные изъяты> их семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Уведомлением из Социального управления г. Пензы от 04.04.2011 года им сообщили, что истек срок программы на 2002-2010 годы. Было предложено написать новое заявление для дальнейшего участия их семьи в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Собрав необходимые документы, 22 апреля 2011 г. они обратились в Социальное управление г. Пензы с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы. <данные изъяты> года приказом за №<данные изъяты> отказано в признании их семьи в улучшении жилищных условий и в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а также отменен п. 71 Приложения к постановлению главы администрации города Пензы от <данные изъяты> № <данные изъяты> в части признания нуждающейся в улучшении жилищных условий молодой семьи Когут. Считают, что приказом за № <данные изъяты> от <данные изъяты> года их конституционные права нарушены на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, поскольку их семья нуждается в улучшении жилищных условиях. Ленинский районный суд города Пензы постановил вышеуказанное решение. В апелляционной жалобе администрация города Пензы с решением не согласна, считает его незаконным и необоснованным, ссылаясь на условия участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, а также ст. 51 ЖК РФ, полагает, что суд при вынесении решения должен был при определении уровня обеспеченности семьи Когут общей площадью жилого помещения взять в расчет все жилые помещения, находящиеся в собственности у граждан, независимо от их места нахождения. Суд при удовлетворении исковых требований не обоснованно не учел то обстоятельство, что после отчуждения 31.09.2009 года Когут И.В. принадлежащей ей на праве общей долевой собственности <данные изъяты> доли (<данные изъяты> жилого дома общей площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес>, не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок, после которого лица, ухудшившее свои жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Представитель администрации города Пензы, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явился, заявлений об отложении рассмотрения жалобы не представил. Истец Когут А.В. и третье лицо на стороне истца Когут И.В. в судебном заседании апелляционной инстанции просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Как следует из материалов дела, Когут А.В. состоит в зарегистрированном браке с Когут И.В., и имеют сына Когут А.А., <данные изъяты> рождения. Постановлением главы администрации г. Пензы №<данные изъяты> от <данные изъяты>, молодая семья Когут была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий молодых семей в целях участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2005 -2010 годы», а также приказом Социального управления города Пензы от 29.08.2008 года Пензы в составе трех человек была включена в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2009 году в г. Пензе. 31 декабря 2010 года истек срок действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, участницей которой семья Когут была признана. В соответствии со ст. 5 Жилищного кодекса РФ Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации №1050 от 17 декабря 2010 года была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. В состав данной программы включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Согласно п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года №1050, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. В соответствии с пунктом 7 Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В силу ч.4 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории города Пензы утверждена решением Пензенской городской Думы от 30 июня 2005 года № 136-12/4 и составляет 10 и менее кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека. 22.04.2011 года Когут А.В. и Когут И.В. обратились к начальнику Социального Управления г. Пензы с заявлением о включении их семьи в составе трех человек в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию №<данные изъяты> от <данные изъяты> г., Когут И.В. отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с тем, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок. Основанием отказа послужил то, что Когут И.В. с составом семьи 3 человека зарегистрирована по адресу: <адрес> в квартире, принадлежащей на праве общей долевой собственности (в результате передачи квартиры в собственность граждан) родителям супруга Когут А.В., в которой на него как на члена семьи собственников приходится <данные изъяты>. (на момент передачи квартиры в собственность был зарегистрирован в указанной квартире); <данные изъяты> года Когут И.В. продала принадлежащую на праве общей долевой собственности <данные изъяты> доли (<данные изъяты> жилого дома общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> Также указанным приказом был отменен п. 71 Приложения к постановлению главы администрации г. Пензы от <данные изъяты> №<данные изъяты> в части признания нуждающейся в улучшении жилищных условий молодой семьи Когут. Обосновывая незаконность отказа администрации в признании семьи Когут нуждающейся в улучшении жилищных условий суд исходил из того, что жилищные условия семьи Когут с даты первоначальной подачи заявления 06.04.2007 г. по момент рассмотрения дела судом не изменились, в собственности они жилья не имеют; суд посчитал, что отсутствуют основания для применения последствий ст.53 ЖК РФ, поскольку в жилом помещении, общей площадью <данные изъяты> в г. <адрес> <данные изъяты> в праве собственности на которое Когут И.В. в 2009 году продала, она проживать не могла, так как оно находится в г.Сердобске Пензенской области, а она вместе со своим мужем проживала и проживает в <адрес> одной семьей; доказательств того, что Когут И.В. намеренно ухудшила свои жилищные условия с целью признания их семьи нуждающимися в жилом помещении не представлено. Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку он не соответствует фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. Из представленной в деле выписки из домовой книги от <данные изъяты> года, договора на передачу квартиры в собственность граждан от <данные изъяты> года, пояснений истца Когут А.В., следует, что семья Когут зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>., находящейся в собсвтенности родителей Когут А.В. - Когут В.И. и Когут Т.А. Истец Когут А.В. дал согласие на приватизацию квартиры, отказавшись от своих прав на участие в приватизации. Когут А.В., его супруга Когут И.В., и их несовершеннолетний ребенок имеют право пользования указанным жилым помещением, доказательств обратному сторонами суду не представлено. Поскольку на день вынесения решения в квартире по указанному адресу были зарегистрированы в качестве постоянно проживающих семь человек, на каждого проживающего приходится по <данные изъяты> соответственно, на семью Когут - <данные изъяты> В силу ст. 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Как следует из материалов дела, Когут (Лисунова) И.В на период признания нуждающейся в улучшении жилищных условий их молодой семьи, на 10.08.2007 года, имела в собственности <данные изъяты> жилого дома общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <данные изъяты> года, выданного нотариусом Сердобского района Пензенской области, зарегистрировано в реестре за № <данные изъяты> <данные изъяты> года Когут (Лисунова) И.В.продала принадлежащую ей на праве общей долевой собственности <данные изъяты> жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> своей матери Лисуновой Н.Е. Из материалов учетного дела следует, что ни на момент признания семьи Когут нуждающейся в улучшении жилищных условий как молодой семьи в 2007 году, ни на момент обращения о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы Когут И.В. не сообщила о наличии у неё в собственности, а в последствии об отчуждении принадлежащей ей на праве собственности доли домовладения. Как следует из заявления Когут И.В. на имя заместителя главы администрации города Пензы от 11 октября 2011 года, ею сообщалось, что действий, направленных на ухудшение жилищных условий в соответствии со ст. 53 ЖК РФ ею и членами её семьи в период с 22.04.2006 года по момент написания данного заявления не осуществлялось. В судебном заседании апелляционной инстанции Когут И.В. пояснила, что продала долю домовладение матери, чтобы последняя была полноправной хозяйкой дома. Не сообщила ответчику о наличии у неё в собственности доли домовладения в г. Сердобске, которую она впоследствии продала потому, что не подумала об этом, забыла про то, что ей принадлежала доля в доме. Администрация города Пензы установила наличие у неё на праве собственности доли в указанном домовладении при проверке её документов в 2011 году, когда была запрошена информация о принадлежности ей жилых помещений на её фамилию до брака. Анализ установленных по делу обстоятельств, дает основание судебной коллегии прийти к выводу о том, то Когут И.В., сознательно, понимая характер своих действий, совершила отчуждение принадлежащей ей доли домовладения, продажа доли домовладения носила не вынужденный характер, действия были искусственно направлены на создание условий, при которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилье, что в совокупности являются основанием для признания действий Когут И.В. по прекращению права собственности на долю жилого помещения в 2009 году умышленным ухудшением своих жилищных условий. Граждане, жилищная обеспеченность которых уменьшилась в результате указанных действий, в порядке ст. 53 ЖК РФ могут быть признаны нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет после их совершения. То обстоятельство, что домовладение, на долю которого у Когут И.В. было право собственности, находится в г. Сердобске, тогда как она проживает в г. Пензе, не имеет правового значения, поскольку законодатель на ограничивает учет жилья в порядке ч. 2 ст. 51 ЖК РФ лишь имеющимся в том населенном пункте, где гражданин проживает. С учетом данного обстоятельства, при учете уровня обеспеченности общей жилой площади семьи Когут необходимо исходить из суммарного расчета жилой площади, соответствующей доле Когут И.В. в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> - <данные изъяты> доли (<данные изъяты> кв.м.) и доли семьи Когут, исходя из права проживания в квартире по адресу: <адрес>, в <данные изъяты> кв.м. Суммарная общая площадь вышеуказанных жилых помещений на состав семьи 3 человека составляет <данные изъяты> кв.м., что более учетной нормы. При таких обстоятельствах считать семью истца нуждающимся в улучшении жилищных условий у суда первой инстанции не имелось, решение суда не может быть признано правильным и подлежит в соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в иске. Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : Решение Ленинского районного суда города Пензы от 16 февраля 2012 года отменить. Постановить по делу новое решение, которым исковые требования Когут А.В. к администрации г.Пензы о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г.Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от <данные изъяты>. №<данные изъяты> в части отказа в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и отмены п.71 Приложения к постановлению главы администрации г.Пензы от <данные изъяты> г. №<данные изъяты> в части признания нуждающейся в улучшении жилищных условий молодой семьи Когут, оставить без удовлетворения. Апелляционную жалобу администрации города Пензы - удовлетворить. Председательствующий Судьи