Дело № 33-1246 по апелляционной жалобе Дадасова В.П. на решение Городищенского районного суда Пензенской области от 20 апреля 2012 года.



Судья Ефремкин В.М.                                                   Дело № 33-1246

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 июня 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Прошиной Л.П.

и судей Бурдюговского О.В., Земцовой М.В.                  

при секретаре Жуковой О.М.        

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Земцовой М.В. апелляционную жалобу Дадасова В.П. на решение Городищенского районного суда Пензенской области от 20 апреля 2012 года по делу по иску Дадасова В.П. к ГУ УПФР по Городищенскому району Пензенской области о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав незаконным, назначении досрочной государственной пенсии по старости, которым постановлено:

«В удовлетворении иска Дадасова В.П. к ГУ УПФР по Городищенскому району Пензенской области о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав незаконным, назначении досрочной государственной пенсии по старости отказать».

Проверив материалы дела, выслушав пояснения Дадасова В.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Дадасов В.П. обратился в суд с иском к ГУ УПФР по Городищенскому району Пензенской области о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав незаконным, назначении досрочной государственной пенсии по старости. Иск мотивирован тем, что 11.01.2012 года истцу исполнилось 57 лет и он обратился к ответчику с заявлением о переводе его с пенсии по инвалидности на пенсию по старости в связи с проживанием в зоне № 4 с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц при ГУ УПФР по Городищенскому району Пензенской области № 76 от 10.02.2012 года Дадасову В.П. было отказано в досрочном переходе с пенсии по инвалидности на пенсию по старости по причине того, что п.Чаадаевка, где проживает истец, не относится к загрязненной зоне. Дадасов В.П. с данным решением не согласен, считая, что распоряжением Правительства РФ от 05.04.1993 года № 557-р н.п.Чаадаевка Городищенского района Пензенской области, в котором он проживает, был включен в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом. В перечне населенных пунктов Пензенской области, относящихся к зоне с льготным социально-экономическим статусом н.п. Чаадаевка не разделен на р.п.Чаадаевка и с.Чаадаевка. Это означает, что в указанном перечне имеются в виду и р.п.Чаадаевка, и с.Чаадаевка. Такие выводы истца, по его мнению, подтверждают письма Министра здравоохранения и социального развития Пензенской области и его заместителя, письмо Пенсионного фонда по Пензенской области от 21.12.2010 года № 16/7552, ответ МЧС России от 27.02.2008 года № 26-2-193, а также статья «Забытые зоны бедствия» и Карта загрязнения территории Пензенской области цезием-137, опубликованные в «Любимой газете» № 7 (333) от 12.11.2003 года. Дадасов В.П. просит отменить решение ответчика (протокол № 76 от 10.02.2012 года) об отказе ему в переводе с пенсии по инвалидности на пенсию по старости, обязав ГУ УПФР по Городищенскому району Пензенской области назначить истцу досрочную пенсию по старости с 11.02.2012 года.

Городищенский районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Дадасов В.П. считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене, в связи с тем, что оно вынесено с нарушением норм материального права, не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Так, автор жалобы указал на то, что распоряжением Правительства РФ от 05.04.1993 года №557-р населенный пункт Чаадаевка был включен в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом. В перечне населенных пунктов Пензенской области, относящихся к зоне к льготным социально-экономическим статусом в Городищенском районе н.п. Чаадаевка не разделен на р.п.Чаадаевка и с.Чаадаевка. Из содержания Перечня следует, что включенные в него наименования относятся одному какому-либо одному населенному пункту, а при наличии нескольких одноименных населенных пунктов в каждый из них включается Перечень с дополнительными оговорками. Здесь же никакой оговорки нет. Это означает, что и р.п. Чаадаевка и с.Чаадаевка относится в н.п. Чаадаевка и подтверждается письмом Министра Здравоохранения и социального развития Пензенской области и его заместителем, письмом Пенсионного фонда по Пензенской области от 21.12.2010 года №16/7552, ответом МЧС России от 27.02.2008 года №26-2-193. Распоряжением Правительства РФ от 06.04.1993 года №557-р «Об изменении и дополнении Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года №237-р», включающие н.п.Чаадаевка Городищенского района Пензенской области утратило силу 01.02.1998 года, до этого времени н.п. Чаадаевка относился к зоне проживания с социально-экономическим статусом. В решении суда указано на то, что истец ссылается на документы и Перечень, не верно истолковав их, и они не являются основанием для удовлетворения его иска. Однако и суд сделал выводы о том, что Дадасов В.П. не имеет право на досрочную пенсию, не ссылаясь на конкретные Законы. Таким образом, выводы судьи являются необоснованными, в связи с чем, решение Городищенского районного суда Пензенской области подлежит отмене.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции от 20.04.2012 года, при этом исходит из следующего.

В соответствии с положениями подпункта 7 пункта 1 статьи 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 года №166-ФЗ право на государственную пенсию имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

На основании положений 2 статьи 10 того же Закона гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В силу положений статьи 1 Закона РФ от 15.05.1991года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон) настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

В соответствии с положениями статьи 7 Закона действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км. Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

На основании положений пункта 8 статьи 13 Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Статьей 28.1 Закона предусмотрено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона.

В соответствии с положениями статьи 34 Закона гражданам, указанным в пункте 8 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 28.12.1991 года №237-р (в редакции распоряжения Правительства РФ 05.04.1993 года № 557-р), которое утратило силу с принятием постановления Правительства РФ от 18.12.1997 года № 1582, в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом в Городищенском районе Пензенской области среди прочих населенных пунктов были включены «Чаадаевка» и «Кодада (станция)».

На основании положений пункта 5 части 1 статьи 7 Закона Пензенской области от 09.03.2005 года № 774-ЗПО «Об административно-территориальном устройстве Пензенской области» к административно-территориальным образованиям Пензенской области отнесен рабочий поселок Чаадаевка, в состав которого входят населенные пункты: железнодорожная станция Кадада, железнодорожная станция Никоново, рабочий поселок Чаадаевка. Административным центром является рабочий поселок Чаадаевка.

Согласно имеющемуся в материалах дела протоколу № 76 от 10.02.2012 года заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц при ГУ УПФР по Городищенскому району Пензенской области Дадасову В.П. отказано в назначении государственной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 года №166-ФЗ в связи с тем, что п.Чаадаевка, где проживает Дадасов В.П., не был отнесен к зоне радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы.

Из имеющейся в материалах дела копии справки Администрации р.п.Чаадаевка Городищенского района Пензенской области от 17.11.2008 года № 372 следует, что Дадасов В.П. в период с 26.04.1986 года по 26.04.1998 года проживал в п.Чаадаевка.

Согласно справке Администрации р.п.Чаадаевка Городищенского района Пензенской области от 19.04.2012 года №123 из населенных пунктов, административно относящихся к р.п.Чаадаевка Городищенского района Пензенской области, только жители ст.Кадада пользуются льготами населенного пункта, находящегося в границах зоны радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Из ответа ФГБУ «НПО «Тайфун» от 17.04.2012 года №01-34/1124 следует, что по данным экспедиционных исследований 1994-1995 гг. загрязнения почвы цезием-137 были выявлены на территории ж/д ст.Кадада городского поселения «Поселок Чаадаевка» и на территории с.Чаадаевка Чаадаевского сельского поселения.

Оценив представленные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что р.п.Чаадаевка Городищенского района Пензенской области, в котором проживает Дадасов В.П., в период после аварии на Чернобыльской АЭС и до настоящего времени не относился и не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Судебная коллегия также считает ошибочным довод истца о том, что упоминание населенного пункта «Чаадаевка» в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 года №237-р, свидетельствует о том, что в него включено как с.Чаадаевка, так и р.п.Чаадаевка, поскольку он основан на неверном толковании указанного нормативного акта.

Из содержания указанного Перечня следует, что включенные в него наименования относятся только к какому-либо одному населенному пункту, а при наличии нескольких одноименных населенных пунктов каждый из них включался в Перечень с дополнительными оговорками, например населенные пункты «Гольцовка» и «Родники» в Лунинском районе Пензенской области.

В соответствии с положениями статьи 11 Закона зона проживания     с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр).

Из поступивших в суд первой инстанции ответов компетентных органов и учреждений достоверно установлено только то, что в районе р.п. Чаадаевка радиоактивное загрязнение было выявлено лишь в с.Чаадаевка и на ст.Кадада, конкретные данные о загрязнении самого р.п.Чаадаевка у указанных органов и учреждений отсутствуют и суду первой инстанции представлены не были.

Сопоставляя имеющиеся в деле данные о загрязнении с содержанием Перечня и критериями отнесения территорий к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что в Перечне имеется в виду только с.Чаадаевка Городищенского района Пензенской области.

По мнению судебной коллегии, ответы Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области, Отделения Пенсионного фонда РФ по Пензенской области, МЧС России, на которые ссылается истец, по своей сути основаны только на толковании Перечня, сами по себе право Дадасова В.П. на досрочную государственную пенсию по старости не подтверждают, и не могут быть достаточным основанием для удовлетворения требований истца.

На основании изложенных обстоятельств и с учетом имеющихся      в материалах дела доказательств Городищенский районный суд Пензенской области правомерно пришел к выводу о том, что исковые требования Дадасова В.П. являются необоснованными и в иске ему должно быть отказано.

Также, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы на решение суда от 20.04.2012 года оснований для его отмены не содержат, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Городищенского районного суда Пензенской области от 20 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дадасова В.П. - без удовлетворения.

        Председательствующий          

        

        Судьи