Апелляционное определение по гражданскому делу по иску о признании отказа неправомерным.



Судья Иртуганова Г.К.       № 33-1376

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 июня 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего             Елагиной Т.В.,     

судей             Терехиной Л.В., Потеминой Е.В.,

при секретаре                Потаповой О.В.,

заслушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Стяжкина О.А.- Забировой Т.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Пензы от 05.04.2012 г., которым постановлено:

«Отказать в удовлетворении иска Стяжкину О.А. к УМВД России по Пензенской области о признании неправомерным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение.»

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи Потеминой Е.В., судебная коллегия

установила:

Истец Стяжкин О.А. обратился в суд с иском к УМВД России по Пензенской области, указав, что в соответствии с приказом командира войсковой части № 3671 от 06.12.1994 г. № 294 он выполнял служебно-боевые задачи в районе вооруженного конфликта в Республике Дагестан по охране административной границы с Чеченской Республикой в период с 09.12.1994 г. по 22.01.1995 г., а также на территории Северо-Кавказского региона РФ с 01.12.2000 г. по 28.02.2001 г. и с 14.10.2001 г. по 18.11.2001 г. Приказом первого заместителя командующего ОБВ (с) от МВД РФ № 297 от 24.01.2001 г. награжден нагрудным знаком «Участник боевых действий». Полагая, что имеет право на получение удостоверения ветерана боевых действий, обратился с соответствующим заявлением в УМВД России по Пензенской области, однако в выдаче удостоверения ему было отказано, с чем он не согласен. Просил суд признать неправомерными действия УМВД России по Пензенской области, выразившиеся в отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Обязать УМВД России по Пензенской области выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.

Железнодорожный районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Стяжкина О.А. - Забирова Т.В. ссылается на незаконность и необоснованность решения, считает выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела. Вопреки выводам суда первой инстанции о непредставлении истцом доказательств участия в боевых действиях, таковые были им представлены в виде копий документов, в том числе архивной справки и военного билета. Так, в архивной справке от 24.05.2006 г. за № 5/26-1125 указано, что приказом командира войсковой части <данные изъяты> от 06.12.1994 г. с/ч сержант Стяжкин О.А. полагается убывшим в служебную командировку для выполнения служебно-боевых задач в район чрезвычайного положения республику Дагестан; в военном билете имеется запись о том, что он выполнял служебно-боевое задание в районе вооруженного конфликта с 09.12.1994 г. по 22.01.1995 г. Просит постановить по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Стяжкина О.А. - Забирова Т.В., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, просила решение отменить, постановить по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Представитель УМВД России по Пензенской области - Истомин М.А., действующий на основании доверенности, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Стяжкина О.А., суд признал установленным и исходил и того, что истцом не представлено доказательств участия в боевых действиях на территории, отнесенной к зоне вооруженного конфликта в период с 06.12.1994 г. по 26.01.1995 г. и участия в проведении контртеррористических мероприятий на территории Северо-Кавказского региона в период с 29.11.2000 г. по 28.02.2001 г., с 14.10.2001 г. по 18.11.2001 г.

Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства.

Материалами гражданского дела установлено, что Стяжкин О.А. проходил срочную военную службу и, как указано в военном билете НП № 9372165 от 19.11.1993 г., выполнял СБЗ (служебно-боевые задачи) в районе вооруженного конфликта с 09.12.1994 г. по 22.01.1995 г.

Согласно архивной справке от 24.05.2006 г. приказом командира войсковой части <данные изъяты> от 06.12.1994 г. № 294 с/ч сержант Стяжкин О.А. полагается убывшим в служебную командировку для выполнения служебно-боевых задач в районе чрезвычайного положения в Республику Дагестан.

Приказом командира этой же части от 26.01.1995 г. № 20 с/ч сержант Стяжкин О.А. полагается прибывшим из служебной командировки с выполнения служебно-боевых задач в зоне вооруженного конфликта Республики Дагестан.

В исторической справке войсковой части 3671 значится, что в период с 15.08.1994 г. по 26.01.1995 г. личный состав части выполнял служебно-боевые задачи в Республике Дагестан по охране административной границы с Чеченской Республикой на трассе <данные изъяты>.

Помимо этого, в периоды с 29.11.2000 г. по 28.02.2001 г., с 14.10.2001 г. по 18.11.2001 г. истец находился в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона РФ, что подтверждается справкой от 18.11.2001 г. № 651, выпиской из приказа № 235 от 27.11.2000 г., приказом № 775 от 21.10.2001 г., сообщеним Средневолжского ЛУВДТ УТ МВД РФ по ПФО от 24.08.2011г.

На свое обращение в УМВД РФ по Пензенской области с заявлением о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», Стяжкин О.А. получил отказ, мотивированный тем, что участие истца в каких-либо специальных мероприятиях не подтверждается, документов, являющихся основанием для оформления удостоверения, в Управление МВД не поступало.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному Федеральному закону. Изменения в этот перечень вносятся федеральным законом.

В данном Перечне значится: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

Данный перечень является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. N 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца производится лицам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.

Поскольку Стяжкин О.А. с 06.12.1994 г. по 22.01.1995 г. направлялся для несения военной службы не в Чеченскую Республику, а в Республику Дагестан, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что юридически значимым обстоятельством является установление факта отнесения указанной территории к зоне вооруженного конфликта в установленном законом порядке.

Согласно п. 1 постановления Правительства РФ № 280 от 31 марта 1994 года «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», местности (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенные к зонам вооруженного конфликта определяются решениями Правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной пограничной службы - Главного командования Пограничных войск Российской Федерации, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.

В соответствии с постановлением Правительства от 9 декабря 1994 года N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа" к зоне вооруженного конфликта также относится территория Чеченской Республики.

Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1995 года N 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" к зоне вооруженного конфликта отнесена вся территория Чеченской Республики. Кроме того, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной пограничной службе Российской Федерации с учетом предложений других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, предоставлено право относить совместными решениями к зонам вооруженного конфликта отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской Республики, при возникновении в этих местах вооруженных конфликтов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2001 года № 896 «О зонах вооруженных конфликтов» выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территории Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре - ноябре 1992 года, а также выполнение задач военнослужащими и лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах.

Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что решений об отнесении территории Дагестана в период 1994-1995 г.г. к зоне вооруженного конфликта не принималось.

Сам по себе факт выполнения истцом задач в Республике Дагестан в 1994-1995 г.г. не является основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, какими-либо иными нормативными актами также не предусмотрено право указанных лиц на получение таких удостоверений.

В отсутствие решения об отнесении территории Дагестана в период 1994-1995 г.г. к зоне вооруженного конфликта доводы представителя истца об исполнении истцом задач по охране границы с Чеченской республикой, отнесенной к зоне вооруженного конфликта, об отсутствии в законодательстве РФ требований об издании приказов о фактическом участии военнослужащих в боевых действиях в период до августа 1999 г., со ссылкой на архивную справку Центрального архива внутренних войск МВД РФ от 24.05.2012 г. № 4/А/С-7931-11, не свидетельствуют о незаконности отказа истцу в выдаче удостоверения ветерана боевых действий.

Вывод суда первой инстанции о том, что периоды нахождения истца в служебной командировке с 29.11.2000 г. по 28.02.2001 г., с 14.10.2001 г. по 18.11.2001 г. на территории Северо-Кавказского региона также не могут служить основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий судебная коллегия находит правильным, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствующим нормам действующего законодательства.

Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставлении им дополнительных гарантий и компенсаций» периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции (подп. "в" п. 4 Постановления).

Из содержания названных нормативно-правовых актов следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.

В соответствии с п.3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" в системе внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 7 мая 2004 года N 282 основанием выдачи удостоверений лицам, указанным в п. 1 настоящей Инструкции, выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года является факт выполнения ими задач в ходе контртеррористической операции на территории названного региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

Из изложенного следует, что сам по себе факт нахождения военнослужащего на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период, начиная с 1 августа 1999 г. в составе Объединенной группировки войск (сил), направленной для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, без его участия в проведении каких-либо контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя Регионального оперативного штаба, не может являться основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий.

Наличие оснований для выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий" должно подтверждаться приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба или (с 1999 по 2000 годы) руководителем Временной оперативной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

Между тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что истец в периоды с 29.11.2000 г. по 28.02.2001 г., с 14.10.2001 г. по 18.11.2001 г. принимал участие в проведении контртеррористических мероприятий на территории Северо-Кавказского региона, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Представленные истцом документы (копии справок, выписок из приказов, военного билета), не отвечают требованиям, установленным п.2 Постановления Правительства РФ от 31.04.1994 г. № 280, подп. "в" п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65, и не могут быть признаны безусловными доказательствами фактов выполнения истцом задач в условиях чрезвычайного положения.

Ссылка истца на получение нагрудного знака «Участнику боевых действий» судом первой инстанции обоснованно не была принята во внимание, поскольку наличие этого знака само по себе, в отсутствие конкретных сведений об участии истца в соответствующих контртеррористических операциях, подтвержденных соответствующими приказами, не влечет выдачу удостоверения ветерана боевых действий.

Изложенное в жалобе не опровергает выводы суда, так как приведенные в ней обстоятельства не отражают установленного судом в совокупности всех доказательств, не основаны на правильном толковании закона либо не имеют правового значения для данного дела и направлены на переоценку установленного судом. Выводы суда основаны на всесторонне и полно исследованных материалах дела, оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нормы процессуального права соблюдены.

Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Железнодорожного районного суда г. Пензы от 05.04.2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Стяжкина О.А. - Забировой Т.В. - без удовлетворения.

Председательствующий            

Судьи