апелляционное определение по гражданскому делу № 33-1522 о признании незаконным отказа в выплате суммы материальной помощи



                   Судья - Андрианова Ю.А.                        дело № 33-1522

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июля 2012 года                                                                            г.Пенза

Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Потеминой Е.В.

судей Моисеевой Л.Т. и     Бабаняна С.С.

при секретаре                 Жуковой О.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Моисеевой Л.Т. дело по апелляционным жалобам представителя Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области и представителя Министерства финансов Пензенской области на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 15 марта 2012 года, которым постановлено:

Исковые заявления Букина Н.Е., Васина В.А. к Министерству здравоохранения и социального развития удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в выплате Букину Н.Е. и Васину В.А. материальной помощи и компенсационной выплаты за утрату жилого помещения в результате природного пожара.

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области выплатить Букину Н.Е. материальную помощь в размере <данные изъяты> рублей и компенсационную выплату за утрату жилого помещения в результате природного пожара в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области выплатить Васину В.А. материальную помощь в размере <данные изъяты> рублей и компенсационную выплату за утрату жилого помещения в результате природного пожара в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.

Заслушав доклад судьи Моисеевой Л.Т., объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области Шомникова В.В., просившего отменить решение суда по доводам апелляционной жалобы, а также объяснения Букина Н.Е. и представителя Васина В.А. - Васиной М.В., считающих решение суда законным, судебная коллегия

установила :

Букин Н.Е. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о признании незаконным отказа в выплате ему суммы материальной помощи и компенсационной выплаты за утрату жилого помещения в результате природного пожара.

В обоснование своих требований истец указал, что <данные изъяты> года в результате пожара сгорел его дом и надворные постройки, расположенные в селе <данные изъяты>. В этот же день пожаром уничтожены и другие жилые дома граждан этого села.

Постановлением Правительства Пензенской области от 14 сентября 2010 года были предусмотрены меры по оказанию помощи лицам, пострадавшим от пожаров.

Как указал истец Букин Н.Е., он был включен в список лиц, которым требовалась помощь от государства в связи с утратой жилого помещения, однако впоследствии ему было отказано в предоставлении денежных средств, которые были на эти цели выделены.

С учетом изложенного Букин Н.Е. просил признать незаконным отказ Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в выплате ему суммы материальной помощи и компенсационной выплаты за утрату жилого помещения в результате природного пожара.

Просил также обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области выплатить ему причитающиеся денежные средства за утрату жилого помещения в сумме <данные изъяты> рублей, а также материальную помощь в сумме <данные изъяты> рублей.

Васин В.А. обратился в суд с аналогичным иском к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области, сославшись на аналогичные обстоятельства, указав, что он также имел жилой дом в селе <данные изъяты>, который сгорел <данные изъяты> года в результате природного пожара.

Просил признать незаконным отказ Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в выплате ему суммы материальной помощи и компенсационной выплаты за утрату жилого помещения, обязав ответчика выплатить ему материальную помощь в размере <данные изъяты> рублей и компенсационную выплату за утрату жилого помещения в сумме <данные изъяты> рублей.

Определением судьи от 01 февраля 2012 года указанные иски объединены в одно производство (л.д.58).

В судебном заседании истцы: Букин Н.Е. и Васин В.А. свои требования поддержали, просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика - Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц: Министерства финансов Пензенской области, Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области, Правительства Пензенской области в судебное заседание не явились.

В письменном отзыве на иски Букина Н.Е. и Васина В.А. представитель Министерства финансов Пензенской области с иском не согласен, сославшись на то, что выделенные в 2010 году денежные средства из федерального бюджета были использованы для оказания помощи лицам, пострадавшим в результате пожара, остаток выделенных средств возвращен в 2010 году в федеральный бюджет.

В настоящее время в полномочия Министерства финансов Пензенской области не входит оказание мер социальной поддержки гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших на территории Пензенской области в 2010 году, из средств бюджета Пензенской области.

Ленинский районный суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министр финансов Пензенской области Крашенинникова Е.И. просит отменить решение суда как незаконное, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права.

Как указано в апелляционной жалобе, Министерство финансов Пензенской области в 2010 году выполнило свои обязательства перед гражданами, утратившими имущество в результате пожаров, выплатив им из средств бюджета области по <данные изъяты> рублей.

Денежные средства для компенсации за утраченное жилое помещение выделялись гражданам из средств федерального бюджета, все лимиты бюджетных обязательств, предусмотренные на ликвидацию последствий природных пожаров, произошедших в 2010 году на территории Пензенской области, были прекращены.

В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области Трошин Е.А. (по доверенности) просит отменить решение суда как незаконное, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права.

При этом в жалобе указано, что ни Васин В.А., ни Букин Н.Е. не были включены в число лиц, лишившихся жилого помещения в результате природных пожаров в 2010 году, а поэтому им не были выплачены предусмотренные компенсации за утраченное жилье и имущество.

Кроме того, в жалобе указано, что суд пришел к неправильному выводу об отсутствии специальных сроков действия постановления Правительства Пензенской области от 14 сентября 2010 года «Об оказании мер социальной поддержки гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших на территории Пензенской области в 2010 году».

Как предусмотрено п.1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 года № 1286-р, указанные выплаты производились в 2010 году.

Букин Н.Е. и Васин В.А. были включены в списки граждан, лишившихся жилого помещения Управлением жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области в мае 2011 года, однако в 2011 и в 2012 году Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области средства федерального бюджета и резервного фонда Правительства Пензенской области на оказание мер социальной поддержки указанной категории граждан не выделялись.

В заседание судебной коллегии представитель Министерства финансов Пензенской области, Управления жилищного хозяйства Пензенской области не явились. О слушании дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч.2 ст.354 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела. С учетом изложенного, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Обсудив доводы жалоб, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Удовлетворяя иски Букина Н.Е., и Васина В.А., суд признал установленным и исходил из того, что они, как лишившиеся жилья в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с природным пожаром в августе 2010 года, имеют право на получение компенсационных выплат, предусмотренных соответствующим постановлением Правительства Пензенской области.

Данный вывод суда является правильным.

Материалами дела установлено, что истцы Букин Н.Е. и Васин В.А. являлись собственниками жилых домов, расположенных в селе Мокрая Поляна, Никольского района Пензенской области.

В результате природного пожара, произошедшего <данные изъяты> года в селе <данные изъяты>, дома Букина Н.Е. и Васина В.А. сгорели.

В связи с аналогичной чрезвычайной ситуацией, имевшей место в других субъектах Российской Федерации, распоряжением Правительства Пензенской области от 30 июля 2010 года № 1286-р (в редакции от 20 августа 2010 года) из федерального бюджета были выделены денежные средства для ликвидации последствий природных пожаров, произошедших в 2010 году на территориях определенных субъектов.

В частности, Пензенской области были выделены денежные средства в размере <данные изъяты> млн.рублей.

Указанные средства федерального бюджета предназначались для использования в целях восстановления, строительства и приобретения жилья взамен утраченного либо для осуществления компенсационных выплат гражданам, лишившимся жилого помещения, для оказания материальной помощи гражданам в связи с утратой ими имущества из расчета до 100 тысяч рублей каждому гражданину, а также для осуществления выплат единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате природных пожаров.

Кроме того, вышеназванным распоряжением Правительства Российской Федерации было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить дополнительные выплаты в связи с утратой имущества из расчета <данные изъяты> тысяч рублей каждому гражданину.

В соответствии с вышеназванным распоряжением Правительства Российской Федерации соответствующие меры социальной поддержки гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших на территориях Пензенской области в 2010 году, были предусмотрены и постановлением Правительства Пензенской области от 14 сентября 2010 года № 550-пП.

Согласно постановлению Правительства Пензенской области от 14 сентября 2010 года предоставление мер социальной поддержки гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, осуществлялось в соответствии со специально предусмотренным порядком.

Так, названным постановлением был утвержден: Порядок использования бюджетных средств для осуществления компенсационных выплат и оказания материальной помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, а также Порядок использования бюджетных средств на восстановление, строительство, приобретение жилья вышеуказанной категории граждан.

Каждый из установленных Порядков использования бюджетных средств определяет механизм осуществления компенсационных выплат и использования бюджетных средств, направленных для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Указанным постановлением также предусмотрено (п.3), что предоставление мер социальной поддержки в соответствии с порядками, утвержденными настоящим постановлением, возложено на Министерство здравоохранения и социального развития.

Из содержания постановления Правительства Пензенской области от 14 сентября 2010 года также следует, что выбор той или иной меры социальной поддержки предоставлялся гражданину, пострадавшему от произошедшего природного пожара.

Из материалов дела видно, что истцы Букин Н.Е. и Васин В.А. выбрали в качестве меры социальной поддержки предоставление компенсационной выплаты за утрату жилого помещения (л.д.20).

Как предусмотрено постановлением Правительства Пензенской области от 14 сентября 2010 года, основанием для предоставления той или иной меры социальной поддержки гражданам, утратившим свое имущество и жилые дома в результате пожаров, являлся список таких граждан.

Обязанность по формированию такого списка была возложена на Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области.

Данный список подлежал согласованию с ГУ МЧС России по Пензенской области и УВД по Пензенской области с утверждением его Председателем Правительства Пензенской области.

Из материалов дела видно, что Список граждан, лишившихся жилого помещения в результате природных пожаров, с включением в него Букина Н.Е. и Васина В.А. был утвержден в мае 2011 года (л.д.20).

Как видно из объяснений истцов Букина Н.Е. и Васина В.А. в судебном заседании, после произошедшего <данные изъяты> года пожара в селе <данные изъяты>, где у них имелись жилые дома, им было отказано в принятии заявлений о предоставлении мер социальной поддержки. Отказа был мотивирован тем, что они не были зарегистрированы в этих домах, хотя фактически в них проживали после смерти родителей.

Им было предложено обратиться в суд с заявлениями об установлении факта принятия наследства.

Судебные решения об установлении факта принятия наследства в виде спорных жилых домов состоялись и они предъявили их, на основании чего были включены в список лиц, пострадавших от пожара в 2010 году. Однако такой список был составлен в мае 2011 года, в связи с чем им разъяснили, что выделение средств в 2011 году на оказание помощи пострадавшим от пожара не предусмотрено.

Представитель ответчика - Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области Шомников В.В. пояснил в судебном заседании, что истцы Букин Н.Е. и Васин В.А. не были включены в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате пожара в 2010 года, такой список в отношении них был утвержден лишь в 2011 году, когда выделенные средства были уже возвращены в федеральный бюджет (л.д.76).

Из объяснений представителя Министерства финансов Пензенской области Бурментьевой Е.В. в судебном заседании от 17 февраля 2012 года видно, что из выделенных федеральным бюджетом денежных средств в <данные изъяты> млн. рублей для ликвидации последствий природных пожаров в 2010 году, было выдано пострадавшим от пожаров гражданам <данные изъяты> рублей, остальные средства в сумме <данные изъяты> рублей были возвращены в федеральный бюджет 18 февраля 2011 года как неосвоенные.

Установив вышеизложенные обстоятельства, районный суд обоснованно признал, что иск Букина Н.Е. и Васина В.А. подлежит удовлетворению, поскольку их право на получение мер социальной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией - природным пожаром предусмотрено соответствующими нормами права и подтверждено письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Согласно ст.18 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 года (в редакции от 20 августа 2010 года) Пензенской области были выделены определенные денежные средства из федерального бюджета для ликвидации последствий природных пожаров, в результате которых граждане, в том числе и истцы Букин Н.Е. и Васин В.А. утратили свои жилые дома и имущество.

Данные обстоятельства никем не оспаривались.

Довод представителя ответчика, а также представителя Министерства финансов Пензенской области о том, что выделенные федеральным бюджетом денежные средства подлежали использованию только в 2010 году, суд обоснованно признал несостоятельным, поскольку закрепленное в ст.18 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» право на возмещение ущерба, причиненного имуществу граждан вследствие чрезвычайных ситуаций, не может быть ограничено каким-либо сроком.

Выводы суда о вышеизложенных обстоятельствах в решении подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на нормах материального права, регулирующих возникшие правоотношения, которые истолкованы и применены судом правильно.

Доводы апелляционных жалоб представителей Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области и Министерства финансов Пензенской области повторяют доводы возражений на иск, которые исследованы судом при разбирательстве дела по существу и получили правильную правовую оценку.

С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, считая решение суда законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-1, 328, 329 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 09 декабря 2010 года № 353-ФЗ), судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 15 марта 2012 года по делу по иску Букина Н.Е., Васина В.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о признании незаконным отказа в выплате материальной помощи и компенсационной выплаты за утрату жилого помещения в результате природного пожара и понуждении к выплате сумм материальной помощи и компенсационной выплаты за утрату жилого помещения в результате природного пожара оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства финансов Пензенской области и Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: