Апелляционное определение по гражданскому делу №33-1688/2012 (на решение).



Судья Абрамова Н.В.                                                              № 33-1688

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 июля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Сериковой Т.И.

и судей Терехиной Л.В., Моисеевой Л.Т.

при секретаре Аблязове Н.И.

с участием прокурора Артамоновой С.А.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Терехиной Л.В. дело по апелляционной жалобе УПФ РФ по Городищенскому району Пензенской области на решение Городищенского районного суда Пензенской области от 04 мая 2012 года, которым постановлено:

Исковое заявление прокурора Городищенского района Пензенской области в интересах Аиповой М.А. удовлетворить.

Обязать государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Городищенскому району Пензенской области» произвести доплату к ежемесячной денежной выплате Аиповой М.А. за период с 01.01.2005 по 04.04.2007 в размере <данные изъяты>.

Проверив материалы дела, заслушав возражения на жалобу прокурора Артамоновой С.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Прокурор Городищенского района обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ, в котором указал, что в ходе проведенной прокуратурой Городищенского района проверки исполнения законодательства о социальной защите членов семей погибших участников Великой отечественной войны, выявлены нарушения. Так, Аипова М.А., являясь вдовой погибшего участника ВОВ в соответствии с законом СССР от 01.08.1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» до 01.01.2005 года пользовалась льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Принятый 12 января 1995 года Федеральный закон "О ветеранах" определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (статья 15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21). При этом п. 3 ст. 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122 основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) с 01.01.2006 года по 04.04.2007 года определен для участников Великой Отечественной войны в сумме 1 500 рублей (в период с 01.01.2005 года по 31.12.2005 года, согласно пункту 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - 1 050 рублей), для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий 01.01.2006 года по 04.04.2007 года - 600 рублей (в период с 01.01.2005 года по 31.12.2005 года - 150 рублей). Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации признал за Аиповой М.А. право на получение с 1 января 2005 года ежемесячной денежной выплаты в размере 150 рублей, которую она получала в период с 01.01.2005 года по 31.07.2005 года. При этом с 01.08.2005 года по 31.12.2005 года сумма ежемесячной денежной выплаты составляла 159 рублей, с 01.01.2006 года по 31.03.2006 года - 636 рублей, с 01.04.2006 года по 22.05.2006 года - 690,06 рублей. С 04.04.2007 года на основании Определения Конституционного суда РФ от 04.04.2007 N 331-О-П Аиповой М.А. произведен перерасчет ежемесячной денежной выплаты как участнику Великой отечественной войны. Вместе с тем, за предшествующий период, а именно с 01.01.2005 года по 04.04.2007 года Аиповой М.А. недоплачено денежных средств в размере <данные изъяты>, поскольку в указанный период неправомерно начислялись денежные средства: - в период с 01.01.2005 года по 04.04.2007 года ежемесячная денежная выплата по категории члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. При этом ответчик не учел, что изложенная Конституционным Судом правовая позиция, предусматривающая, что ежемесячная денежная выплата женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, не может устанавливаться без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года, т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны. Как следствие, ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Городищенскому району Пензенской области» должно было начислять Аиповой М.А. в период с 01.01.2005 года по 31.07.2005 года ежемесячную денежную выплату по категории участники Великой отечественной войны, в сумме 1050 рублей; - в период с 01.08.2005 года по 31.12.2005 года в сумме 1113 рублей; - в период с 01.01.2006 года по 31.03.2006 года в сумме 1590 рублей; - в период с 01.04.2006 года по 31.03.2007 года в сумме 1725,15 рублей; - в период с 01.04.2007года по 03.04.2007 года в сумме 1854,54 рублей. Всего за период с 01.01.2005 года по 03.04.2007 года, когда Аиповой М.А. неправомерно начислялась ежемесячная денежная выплата не по категории участников Великой отечественной войны, доплата должна составить <данные изъяты>. С учетом изложенного, прокурор просит обязать государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Городищенскому району Пензенской области» произвести доплату к ежемесячной денежной выплате Аиповой М.А. за период с 01.01.2005 года по 04.04.2007 года в размере <данные изъяты>.

Городищенский районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе УПФ РФ по Городищенскому району Пензенской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, указав, что выявленный Определением Конституционного Суда от 04.04.2007 года № 331-О-П РФ конституционно - правовой смысл законоположений распространяется только на будущее время; вина ответчика, в том, что истцу сумма ЕДВ рассчитана с 04 апреля 2007 года, а не с 01 января 2005 года отсутствует и судом не установлена.

В судебное заседание апелляционной инстанции истец и представитель ответчика не явились, о времени и месте слушания дела были извещены, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть данное дело в их отсутствие.

В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Артамонова С.А. просила решение оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность ее доводов.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав возражения прокурора на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и не оспаривается ответчиком, Аипова М. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны.

Ответчиком ее право на получение единовременной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, не оспаривается, им произведен перерасчет с 04 апреля 2007 года.

Как установлено судом, в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», устанавливающего меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, ответчиком истцу была назначена ежемесячная денежная выплата в размере 150 рублей с 1 января 2005 года, которую она получала с 1 января 2005 года по 31 июля 2005 года. С 1 августа 2005 года по 31 декабря 2005 года сумма ежемесячной денежной выплаты составляла 159 руб., с 1 января 2006 года по 31 марта 2006 года - 636 руб., с 1 апреля 2006 года по 31 марта 2007 года - 690, 06 руб., с 1 апреля 2007 года по 3 апреля 2007 года - 741,81 руб.

С 4 апреля 2007 года на основании Определения Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2007 года № 331- О - П ответчик произвел Аиповой М.А. перерасчет ежемесячной денежной выплаты как участнику Великой Отечественной войны.

В соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 года № 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" льготы, предусмотренные для участников ВОВ, были распространены на родителей военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2005 года, некоторые льготы в натуральной форме, право на которые имела истец, были заменены на ежемесячные денежные выплаты.

Названным Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ в Закон "О ветеранах" введена статья 23.1, подпунктом 2 пункта 4 которой установлен размер ежемесячной денежной выплаты участникам войны.

В соответствии с конституционно - правовым смыслом законоположений, выявленным определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2007 года № 331-О-П, взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление женам и родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.

С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку Аипова М.А. до 01.01.2005 года имела правовой статус, дающий ей право на получение льгот, равных участникам ВОВ, то, соответственно, установленная с 01.01.2005 года ежемесячная денежная выплата в рамках Федерального закона "О ветеранах", в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года, должна быть установлена ей в размере, установленном для участников ВОВ.

Так как в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 года ежемесячные денежные выплаты предусмотрены с 01.01.2005 года, а не с 04.04.2007 года, то суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора Городищенского района о признании за истцом права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ с 01.01.2005 года, и взыскал с ответчика недовыплаченные за этот период суммы.

Доводы жалобы о том, что в своем Определении от 04 апреля 2007 года Конституционный Суд Российской Федерации не установил особый порядок вступления его в силу, в связи с чем последствия указанного определения Конституционного Суда распространяются с момента его провозглашения на будущее время, были обоснованно отклонены судом, поскольку в Определении от 04 апреля 2007 года Конституционный Суд РФ не устанавливает льготы, а констатирует неправильное применение действующего законодательства.

Довод ответчика об отсутствии вины пенсионного органа, являющегося правоприменительным органом и производившего до 04 апреля 2007 года выплаты в размере, установленном Федеральным законом № 122-ФЗ, в связи с чем суд не вправе был взыскивать выплаты за прошлое время без ограничения срока, является несостоятельным.

Суд правильно руководствовался абзацем 2 пункта 30 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 года № 294, согласно которому ежемесячная денежная выплата, не полученная гражданином своевременно по вине органов, осуществляющих указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким - либо сроком.

Поскольку именно ответчик неправильно применял законодательство и производил выплату в размере меньшем, чем полагалось истцу, то ссылка в жалобе на отсутствие его вины не может быть принята во внимание.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и направлены на иное толкование норм права. Данное обстоятельство, равно как и само по себе несогласие с выраженным в решении мнением суда по существу спора, основанием для отмены решения не является.

Выводы суда мотивированы, основаны на всесторонне и полно исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нормы процессуального права соблюдены.

Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для безусловной отмены решения, судебной коллегией не установлено.

При таких обстоятельствах доводы жалобы, в пределах которых суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность судебного решения, оснований для отмены решения не содержат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Городищенского районного суда Пензенской области от 04 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УПФ РФ по Городищенскому району Пензенской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи