Апелляционное определение по гражданскому делу №33-1745/2012 (на решение).



Судья Абрамова Н.В.                                                    Дело № 33-1745

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 июля 2012года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Уткиной И.В.

судей Земцовой М.В., Ирышковой Т.В.

при секретаре Потаповой О.В.

с участием прокурора Артамоновой С.А.              

         заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Земцовой М.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Городищенскому району Пензенской области на решение Городищенского районного суда Пензенской области от 4 мая 2012 года по делу по исковому заявлению прокурора Городищенского района Пензенской области в порядке статьи 45 ГПК РФ интересах Феклистовой А.П. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Городищенскому району Пензенской области о доплате ежемесячной денежной выплаты, которым постановлено:

«Исковое заявление прокурора Городищенского района Пензенской области в интересах Феклистовой А.П. удовлетворить.

Обязать государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Городищенскому району Пензенской области» произвести доплату к ежемесячной денежной выплате Феклистовой А.П. за период с 01.01.2005 года по 04.04.2007 года в размере <данные изъяты>

Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

         

      Прокурор Городищенского района обратился в суд с заявлением в порядке положений статьи 45 ГПК РФ, в котором указал, что в ходе проведенной прокуратурой Городищенского района проверки исполнения законодательства о социальной защите членов семей погибших участников Великой отечественной войны, выявлены нарушения. Так, Феклистова А.П., являясь вдовой погибшего участника ВОВ в соответствии с законом СССР от 01.08.1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» до 01.01.2005 года пользовалась льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Принятый 12.01.1995 года Федеральный закон «О ветеранах» определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (статья 15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21). При этом пункт 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.

Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122 основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) с 01.01.2006 года по 04.04.2007 года определен для участников Великой Отечественной войны в сумме <данные изъяты>. (в период с 01.01.2005 года по 31.12.2005 года, согласно пункту 5 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, - <данные изъяты>.), для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий 01.01.2006 года по 04.04.2007 года - <данные изъяты>. (в период с 01.01.2005 года по 31.12.2005 года - <данные изъяты>.)

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации признал за Феклистовой А.П. право на получение с 01.01.2005 года ежемесячной денежной выплаты в размере <данные изъяты>., которую она получала в период с 01.01.2005 года по 31.07.2005 года. При этом с 01.08.2005 года по 31.12.2005 года сумма ежемесячной денежной выплаты составляла <данные изъяты>., с 01.01.2006 года по 31.03.2006 года - <данные изъяты>., с 01.04.2006 года по 22.05.2006 года - <данные изъяты>.

С 04.04.2007 года на основании Определения Конституционного суда РФ от 04.04.2007 года №331-О-П Феклистовой А.П. произведен перерасчет ежемесячной денежной выплаты как участнику Великой отечественной войны. Вместе с тем, за предшествующий период, а именно с 01.01.2005 года по 04.04.2007 года Феклистовой А.П. недоплачено денежных средств в размере <данные изъяты>., поскольку в указанный период неправомерно начислялись денежные средства: - в период с 01.01.2005 года по 04.04.2007 года ежемесячная денежная выплата по категории члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

При этом ответчик не учел, что изложенная Конституционным Судом правовая позиция, предусматривающая, что ежемесячная денежная выплата женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, не может устанавливаться без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 01.01.2005 года, то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны. Как следствие, ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Городищенскому району Пензенской области» должно было начислять Феклистовой А.П. в период с 01.01.2005 года по 31.07.2005 года ежемесячную денежную выплату по категории участники Великой отечественной войны, в сумме <данные изъяты>.; - в период с 01.08.2005 года по 31.12.2005 года в сумме <данные изъяты>.; - в период с 01.01.2006 года по 31.03.2006 года в сумме <данные изъяты>.; - в период с 01.04.2006 года по 31.03.2007 года в сумме <данные изъяты>.; - в период с 01.04.2007 года по 03.04.2007 года в сумме <данные изъяты>. Всего за период с 01.01.2005 года по 03.04.2007 года, когда Феклистовой А.П. неправомерно начислялась ежемесячная денежная выплата не по категории участников Великой отечественной войны, доплата должна составить <данные изъяты>.

С учетом изложенного, прокурор просил обязать государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Городищенскому району Пензенской области» произвести доплату к ежемесячной денежной выплате Феклистовой А.П. за период с 01.01.2005 года по 04.04.2007 года в размере <данные изъяты>.

        Городищенский районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФР по Городищенскому району Пензенской области просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, указав на то, что с 01.01.2005 года федеральный закон № 122 «монетизировал» предоставляемые в соответствии с законом «О ветеранах» в натуральном выражении льготы (без учета льгот, предусмотренных законом № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения») путем установления ежемесячной денежной выплаты. Участникам ВОВ выплата составляла <данные изъяты>., членам семей погибших инвалидов ВОВ, участников ВОВ, ветеранов боевых действий и военнослужащих в размере <данные изъяты>. (с 01.04.2011 года - <данные изъяты>., с учетом стоимости набора социальных услуг). Таким образом, территориальными органами ПФР правомерно осуществлялась с 01.01.2005 года выплата ежемесячной денежной компенсации, в размерах, установленных законом № 122-ФЗ. После выхода постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 года, установившего, что размер ежемесячной денежной выплаты женам и родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, должен быть равным размеру ежемесячной денежной выплаты, установленному участникам ВОВ, произведен перерасчет, ввиду чего с указанного времени - с 04.04.2007 года установлена и выплачивается ежемесячная денежная выплата Феклистовой А.П. в размере, равном размере, установленном участнику ВОВ. Задолженности перед Феклистовой А.П. ответчик за предшествующий период не имеет, поскольку в вышеназванном постановлении Конституционного Суда РФ не оговорены специально сроки и особенности его исполнения. В связи с чем, пенсионный орган просил решение Городищенского районного суда Пензенской области от 4 мая 2012 года отменить, принять по делу новое решение об отказе Феклистовой А.П. в удовлетворении заявленных требований.

В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, о времени и месте слушания дела извещен, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем, в силу положений части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть данное дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции Феклистова А.П. является вдовой участника Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, имеет соответствующее удостоверение, согласно которому имеет право на льготы, предусмотренные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ).

В соответствии с законом СССР от 01.08.1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» до 01.01.2005 года Феклистова А.П. пользовалась льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Федеральный закон «О ветеранах» 12.01.1995 года определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (статья 15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21). При этом пункт 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.

Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) с 01.01.2006 года по 04.04.2007 года определен для участников Великой Отечественной войны в сумме <данные изъяты> (в период с 01.01.2005 года по 31.12.2005 года, согласно пункту 5 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, - <данные изъяты>.), для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий 01.01.2006 года по 04.04.2007 года - <данные изъяты> (в период с 01.01.2005 года по 31.12.2005 года - <данные изъяты>.)

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации признал за Феклистовой А.П. право на получение с 01.01.2005 года ежемесячной денежной выплаты в размере <данные изъяты>., которую она получала в период с 01.01.2005 года по 31.07.2005 года. После чего с 01.08.2005 года по 31.12.2005 года сумма ежемесячной денежной выплаты составляла <данные изъяты>., с 01.01.2006 года по 31.03.2006 года - <данные изъяты>., с 01.04.2006 года по 22.05.2006 года - <данные изъяты>. Изложенные обстоятельства подтверждаются имеющейся в материалах дела справкой ГУ УПФР по Городищенскому району Пензенской области.

То есть, Феклистовой А.П. в период с 01.01.2005 года по 04.04.2007 года ежемесячная денежная выплата исчислялась по категории члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

С 04.04.2007 года Феклистовой А.П. произведен перерасчет ежемесячной денежной выплаты. Ежемесячная выплата стала определяться как участнику Великой отечественной войны. Это явилось следствием опубликования и вступления в силу Определения Конституционного суда РФ от 04.04.2007 года № 331-О-П, определившего, что размер ежемесячной денежной выплаты женам и родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, должен быть равным размеру ежемесячной денежной выплаты, установленному участникам ВОВ. Так, согласно содержанию вышеназванного определения, положения Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не распространяются на правоотношения, возникшие до вступления в силу данного Федерального закона, если они ухудшают положение граждан. Согласно положениям части 2 статьи 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Конституционный суд в своем определении указал, что Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона «О ветеранах», не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности, на предписаниях пункта 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.

Признание данной нормы абзацем вторым пункта 6 статьи 44 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ утратившей силу не означает, однако, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 года № 502-О, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 01.01.2005 года с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса, - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации.

В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001 года № 8-П и неоднократно подтвержденной в последующих его решениях, изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для определенных лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

По смыслу статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 года № 502-О).

Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2006 года № 89-О).

Ввиду изложенного, Конституционный Суд в своем определении сделал вывод о том, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 01.01.2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона «О ветеранах» (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» (статья 7), то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.

Принимая во внимание вышеизложенную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в той части, что в период с 01.01.2005 года по 04.04.2007 года Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Городищенскому району Пензенской области» неправомерно начисляло Феклистовой А.П. ежемесячную денежную выплату по категории, предусмотренной для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

Суд первой инстанции правомерно согласился с произведенным прокурором расчетом, согласно которому ответчик должен был начислять Феклистовой А.П. ежемесячную денежную выплату по категории участники Великой отечественной войны. Всего за период с 01.01.2005 года по 03.04.2007 года, когда Феклистовой А.П. неправомерно начислялась ежемесячная денежная выплата не по категории участников Великой отечественной войны, доплата должна составить <данные изъяты>

Между тем, судебная коллегия не соглашается с доводами ответчика в той части, что определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2007 года № 331-О-П, подлежит применению только с момента его опубликования.

В рассматриваемом случае, не допускается установление ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера, предусмотренного для участников Великой Отечественной войны, в рамках длящихся правоотношений в отношении лиц, у которых до 01.01.2005 года в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Ссылка ответчика на положения статьи 75 Федерального Закона РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» о порядке вступления решения Конституционного Суда в силу в данном случае необоснованна, поскольку в рассматриваемом Определении дается толкование конституционно-правового смысла законоположений, применяемых в сфере социальной поддержки участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих и членов их семей, на основе правовых позиций, ранее выраженных Конституционным Судом в сохраняющих свою силу решениях. Данная правовая позиция является общеобязательной и исключает любое иное истолкование в правоприменительной практике.

Делая вывод об обязанности ответчика произвести доначисление ежемесячной денежной выплаты Феклистовой А.П. за период с 01.01.2005 года по 04.04.2007 года, суд первой инстанции правомерно учел положения приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 года № 294 «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ», пункт 30 которого предусматривает, что ежемесячная денежная выплата, не полученная гражданином своевременно по вине органов, осуществляющих указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Поскольку именно ответчик неправильно применял законодательство и производил выплату в размере, меньшем, чем полагалось истцу, то ссылка в жалобе на отсутствие его вины не может быть принята во внимание.

Другие доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и направлены на иное толкование норм права. Данное обстоятельство, равно как и само по себе несогласие с выраженным в решении мнением суда по существу спора, основанием для отмены решения не является.

Выводы суда мотивированы, основаны на всесторонне и полно исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нормы процессуального права соблюдены.

При таких обстоятельствах доводы жалобы, в пределах которых суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность судебного решения, оснований для отмены решения не содержат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Городищенского районного суда Пензенской области от 4 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ по Городищенскому району Пензенской области - без удовлетворения.

        Председательствующий          

        

        Судьи