Апелляционное определение по гражданскому делу по иску о признании незаконным решения комиссии.



Судья Филь А.Ю.                         Дело № 33 - 2039

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 сентября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Потеминой Е.В.

судей Бурдюговского О.В., Ирышковой Т.В.,

при секретаре Дурманове М.С.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Ирышковой Т.В. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ по г. Сердобску и Сердобскому району Пензенской области на решение Сердобского городского суда Пензенской области от 21 июня 2012 года, которым постановлено:

          Исковые требования Китаевой Е.В. к ГУ УПФ РФ по г. Сердобску и Сердобскому району Пензенской области удовлетворить.

          Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ УПФ РФ по г. Сердобску и Сердобскому району Пензенской области № 8/8 от 02.02.2012 года в части исключения периодов работы Китаевой Е.В. с 25.09.1982 года по 17.07.2000 года, с 19.07.2000 года по 31.08.2003 года, с 06.09.2003 года по 30.06.2009 года в должности старшей медицинской сестры <данные изъяты> из специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

         Обязать ГУ УПФ РФ по г. Сердобску и Сердобскому району Пензенской области включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы Китаевой Е.В. с 25.09.1982 года по 17.07.2000 года, с 19.07.2000 года по 31.08.2003 года, с 06.09.2003 года по 30.06.2009 года в должности старшей медицинской сестры <данные изъяты>.

         Обязать ГУ УПФ РФ по г. Сердобску и Сердобскому району Пензенской области назначить Китаевой Е.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 24.01.2012 года, то есть со дня обращения за пенсией.

Проверив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Китаева Е.В. обратилась в Сердобский городской в суд с иском к ГУ УПФ РФ по г. Сердобску и Сердобскому району Пензенской области, указав, что 24.01.2012 года она подала ответчику заявление о назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2011 года «О трудовых пенсиях в РФ». Решением комиссии от 02.02.2012 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа лечебной деятельности - 30 лет. В специальный стаж не засчитаны периоды ее работыс 25.09.1982 года по 30.06.2009 года в должности старшей медицинской сестры детского сада <данные изъяты> (за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы 18.07.2000 года, с 01 по 05.09.2003 года - 6 дней) на основании того, что данное учреждение не поименовано в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

Со ссылкой на ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции от 30.12.2008 года), Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии…, Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1359 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», а так же Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», действовавшее до 01.10.1993 года, Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», Списки профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденные Постановлением Coвета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 (в редакции Постановления Правительства РФ 22.09.1993 года № 953), Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года, а также на тождество выполняемых ею трудовых обязанностей с обязанностями выполняемыми старшей медсестрой в муниципальном или государственном учреждении здравоохранения просила суд, с учетом уточнений сделанных в ходе рассмотрения дела, признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ УПФ РФ по г. Сердобску и Сердобскому району № 8/8 от 02.02.2012 года в части исключения периодов работы с 25.09.1982 года по 17.07.2000 года, с 19.07.2000 года по 31.08.2003 года, с 06.09.2003 года по 30.06.2009 года в должности старшей медицинской сестры детского сада <данные изъяты> из специального стажа и отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязать ГУ УПФ РФ по г. Сердобску и Сердобскому району включить в специальный трудовой стаж периоды работы с 25.09.1982 года по 17.07.2000 года, с 19.07.2000 года по 31.08.2003 года, с 06.09.2003 года по 30.06.2009 года в должности старшей медицинской сестры детского сада <данные изъяты> и обязать ГУ УПФ РФ по г. Сердобску и Сердобскому району назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с даты обращения с 24.01.2012 года.

Сердобский городской суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФР по г. Сердобску и Сердобскому району Пензенской области просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в иске Китаевой Е.В. отказать.

В обоснование доводов Управление сослалось на то обстоятельство, что досрочная трудовая пенсия в соответствии с п.п. 20, п. 1, ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

При назначении данного вида пенсий Управление ПФР руководствуется действующими в настоящее время Списком должностей и учреждений.. . и Правилами исчисления периодов работы.. . утвержденными постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002года.

Согласно действовавшему до 1 октября 1993 года Постановлению от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» работа в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры детского сада включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Действовавшие впоследствии Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464), и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066), не предусматривали возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в детских садах, равно как не предусматривает такую возможность и утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 Список.

Учреждение «Детский сад» отсутствует в Списках, поскольку является образовательным учреждением, а не лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждением и не указано в качестве учреждения, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В судебное заседание апелляционной инстанции истец Китаева Е.В. и представитель ответчика ГУ УПФ РФ по г. Сердобску и Сердобскому району Пензенской области не явились, о времени и месте слушания дела были извещены, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть данное дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

        В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утратившим силу с 01.10.1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953, (пп. б п. 1) пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначались: врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах. Согласно раздела 2 «Врачи и другие медицинские работники» Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в п. 1 «Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения» поименованы, в том числе и детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады, а в числе наименований должностей в данном пункте поименованы медицинские сестры - все независимо от наименования должности.

Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утративший силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, предусмотрена должность медицинской сестры для включения периодов работы в ней в льготный стаж, однако к учреждениям здравоохранения или иным учреждениям, указанным в данном документе, детские сады, ясли-сады не отнесены.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, работа в должности медицинской сестры подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. В Перечне учреждений имеются больницы, поликлиники всех наименований, детские дошкольные учреждения - детские сады, объединенные ясли-сады не поименованы.

В соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке, в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии с пунктом 5.2.11 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 321, и в целях дальнейшего совершенствования организации оказания первичной медико-санитарной помощи детскому населению, приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 56 от 23 января 2007 года утвержден Примерный порядок организации деятельности детской поликлиники, согласно п. 3 которого, детская поликлиника обеспечивает организацию медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, в Примерную структуру детской поликлиники входят процедурный кабинет и медицинские кабинеты образовательных учреждений.

Согласно записей в трудовой книжке истицы, она 06.03.1981 года была зачислена медицинской сестрой в детскую консультацию <данные изъяты> (запись № 1, основание: приказ № 42 от 06.03.1981 года), 10.09.1982 года уволена по ст. 31 КЗоТ РСФСР по собственному желанию (запись № 2, основание: приказ № 169 от 10.09.1982 года), 25.09.1982 года принята в <данные изъяты> старшей медицинской сестрой (запись № 3), 08.08.1994 года уволена переводом в связи с передачей ясли-сада <данные изъяты> в распоряжение Сердобского гороно по п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ (запись № 4, основание: приказ № 179 от 08.08.1994 года), 08.08.1994 года принята на должность старшей м/сестры в я/с <данные изъяты> переводом (запись № 5, основание: приказ № 1 от 8.08.1994 года), 21.11.1995 года на основании заключения № 217-Л аттестационной комиссии Сердобской ЦРБ и приказа по я/с <данные изъяты> присвоена вторая квалификационная категория м/сестры детской поликлиники (запись № 6, основание: приказ № 100 от 21.11.1995 года), согласно приказа № 33 Отдела образования г. Сердобска от 25.09.2005 года - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 г. Сердобска с 25.09.2005 года преобразовано в <данные изъяты>, 30.06.2009 года уволена в порядке перевода по просьбе работника в <данные изъяты> по п. 5 ст. 77 ТК РФ (запись № 7, основание: приказ № 119 от 30.06.2009 года), 01.07.2009 года принята в порядке перевода из <данные изъяты> в детскую поликлинику на должность медицинской сестры <данные изъяты> (запись № 8, основание: приказ № 120-Л от 01.02.2009 года), где продолжает работать по настоящее время в указанной должности.

Принимая решение о включении периода работы истицы с 25.09.1982 года по 17.07.2000 года, с 19.07.2000 года по 31.08.2003 года, с 06.09.2003 года по 30.06.2009 года в специальный стаж для назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью, суд первой инстанции признал установленным и исходил из того обстоятельства, что в указанный период истица, работая в организованном в детском дошкольном учреждении медицинском кабинете, в который входит изолятор для больных детей и процедурный кабинет, оборудованном кушеткой, шкафом аптечным, медицинским столиком со стеклянной крышкой: а) с набором прививочного инструментария, б) со средствами для оказания неотложной помощи, холодильник (для вакцин и медикаментов), весы медицинские, ростомер, спирометр, динамометр ручной, лампа настольная для офтальмологического и оториноларингологического обследования, таблица для определения остроты зрения, тонометр, фонендоскоп, биксы, шприцы одноразовые с иглами, занималась непосредственно лечебной деятельностью и иной деятельностью по охране здоровья населения, что дает право на назначение досрочной трудовой пенсии: следила за санитарным состоянием на территории детского сада и в группах, оказывала лечебно-профилактическую помощь детям, производила осмотр больных детей, готовила детей к врачебному осмотру, делала им под контролем врача профилактические прививки, выполняла медицинские назначения и процедуры в соответствии с указаниями врача, занималась закаливанием детей, вела картотеку и т.п.

Этот вывод суда, по мнению судебной коллегии, является верным, основанным на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствует нормам действующего законодательства.

При постановлении решения судом приняты во внимание

-содержание Устава МДОУ детский сад <данные изъяты> г. Сердобска, согласно которому медицинское обслуживание детей в детском саду обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за детским садом медицинским персоналом, который наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания воспитанников (п. 2.7), детский сад предоставляет помещение и обеспечивает соответствующие условиями для работы медицинских работников (п. 2.10.), оздоровительная работа в детском саду осуществляется на основе данных состояния здоровья, уровня психофизического, моторного развития и с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника (п. 2.9), детский сад создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (п. 2.12). Согласно Устава МДОУ детского сада г. Сердобска (в новой редакции) медицинское обслуживание детей в детском саду обеспечивается органами здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания детей (п. 2.7), детский сад предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществляет контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников детского сада (п. 2.10), оздоровительная работа в детском саду осуществляется на основе данных состояния здоровья, уровня психофизического, моторного развития и с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (п. 2.9), детский сад создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей (п. 2.12).

- содержание должностных инструкций, определявших характер работы истицы в различные периоды ее трудовой деятельности, в соответствии с которыми старшая медицинская сестра детского сада назначается из числа лиц со средним медицинским образованием и стажем медицинской работы не менее трех лет, медицинская сестра детского сада должна знать санитарно - гигиенические требования к детскому саду, методики закаливания детей, требования к организации детского питания, методику проведения гимнастики и физкультурных занятий, все методы оказания первой помощи пострадавшим детям, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности, порядок действий в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей, санитарно-гигиенические требования хранения продуктов, в обязанности старшей медицинской сестры детского сада входит: контроль санитарного состояния помещений и участка детского сада, подготовка детей к врачебному осмотру, участие в осмотрах детей врачом, проведение определения массы тела, антропометрических измерений детей, осуществление профилактических прививок и выполнение назначений врача, контроль соблюдения санитарного режима по назначению врача, организация мероприятий по закаливанию детей, обеспечение организации оздоровительных мероприятий и осуществление контроля за соблюдением режима дня, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок детей, проведение учета отсутствующих по болезни, изоляция заболевших детей, организация ухода за детьми, находящимися в изоляторе, выполнение медицинских назначений и процедур в соответствии с указаниями врача, осуществление утреннего приема, термометрии и других мероприятий в отношении детей, пришедших после болезни и бывших в контакте с инфекционными больными, организация проведения текущей дезинфекции, контроль ежедневного утреннего приема детей, проводимого воспитателями, участие в педагогических советах, посвященных проблеме физического развития и здоровья детей, подготовка заявок на медикаменты, бакпрепараты, дезинфекционные средства, медицинские инструменты и аппаратуру, проведение санитарно-просветительской работы среди работников учреждения и родителей, осуществление контроля за своевременным прохождением медицинских осмотров работниками детского сада, ведение соответствующей медицинской документации, ежемесячное, совместно с администрацией и профсоюзным комитетом, рассмотрение причин заболеваемости в детском саду и внесение предложений по устранению этих причин, проведение проверки работников пищеблока на гнойничковые заболевания, осуществляет регулярную связь с ближайшей поликлиникой с целью своевременного ознакомления с эпидемиологической обстановкой в районе, несет ответственность за жизнь и здоровье детей;

-медицинская документация, подтверждающая наличие в медицинском кабинете определенного набора медикаментов и другого необходимого медицинского инструмента, историй развитий детей; журналов по инфекционной заболеваемости ясли-сада , осмотра детей на педикулез и заразные кожные заболевания, учета вакцины по проекту «Здоровье» (вакцинации против гриппа), вакцинации против полиомиелита и др.

Суд первой инстанции обоснованно расценил отказ ответчика в назначении истице досрочной трудовой пенсии, как формальный, совершенный без учета фактически выполняемой истицей работы, что нельзя признать законным.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Поскольку специальный стаж работы Китаевой Е.В.с учетом спорного периода на момент обращения за пенсией составил требуемый 30 лет, что дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, суд правомерно определил дату назначения ей трудовой пенсии с момента обращения за ней- 24 января 2012 года.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследовались в судебном заседании и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сердобского городского суда Пензенской области от 21 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ по г. Сердобску и Сердобскому району Пензенской области- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи