Апелляционное определение по гражданскому делу №33-2221/2012 (на решение).



Судья Егорова И.Б.                                                               Дело № 33-2221

                            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

      

18 сентября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего             Елагиной Т.В.

и судей              Терехиной Л.В., Жуковой Е.Г.         

при секретаре                            Дурманове М.С.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуковой Е.Г. дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области на решение Ленинского районного суда города Пензы от 29.06.2012 года, которым постановлено:

Иск Егоровой Т.П. удовлетворить.

Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от 4 мая 2012 года в части отказа Егоровой Т.П. в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20. п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Егоровой Т.П. досрочную трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 27 апреля 2012 года, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период нахождения в отпуске по беременности и родам с 14.10.1985 г. по 13.02.1986 г., в отпуске по уходу за ребенком с 14.02.1986 г. по 20.06.1987 г. в льготном исчислении (1:1,6), период нахождения на курсах повышения квалификации с 13.09.2007 г. по 28.10.2007 г. в календарном исчислении (1:1).

Проверив материалы дела, судебная коллегия

     у с т а н о в и л а:

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от 04.05.2012 г. Егоровой Т.П. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности ввиду отсутствия необходимого стажа работы.

Принимая указанное решение, комиссия включила в специальный стаж Егоровой Т.П. в календарном исчислении периоды ее нахождения в отпусках по беременности и родам с 14.10.1985 г. по 13.02.1986 г. и в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 14.02.1986 г. по 20.06.1987 г. Период ее нахождения на курсах повышения квалификации с 13.09.2007 г. по 28.10.2007 г. не засчитан в стаж на соответствующих видах работ, поскольку в соответствии с п.5 Правил исчисления…., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 зачет таких периодов в специальный стаж не предусмотрен (л.д.6).

Егорова Т.П. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии.

Требования мотивировала тем, что ею ответчику представлены документы, подтверждающие стаж её лечебной деятельности более 30 лет, а потому полагает, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии. Считает отказ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе в досрочном назначении ей трудовой пенсии незаконным и необоснованным, нарушающим ее права, закрепленные Конституцией Российской Федерации.

С учетом уточненных исковых требований Егорова Т.П. просила признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (Государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от 04.05.2012 г. в части отказа ей в назначении досрочной пенсии по старости; обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию, включив в специальный стаж периоды ее нахождения в отпуске по беременности и родам с 14.10.1985 г. по 13.02.1986 г., отпуске по уходу за ребенком с 14.02.1986 г. по 20.06.1987 г. в льготном исчислении, а именно 1 год работы за 1 год 6 месяцев, исходя из того, что эти периоды приходятся на периоды ее работы, которые зачтены пенсионным органом в льготном исчислении, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с 13.09.2007 г. по 28.10.2007 г. в календарном исчислении (1:1).

Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушение норм материального права, регулирующего порядок назначения пенсий.

Как указано в жалобе, суд необоснованно включил в стаж в льготном исчислении период отпуска по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком, поскольку пункт 5 Правил исчисления периодов работы…, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, предусматривает включение в стаж периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности лишь в календарном порядке. Льготное исчисление применяется при осуществлении работы. А истец в спорный период не осуществляла функции той профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием, повышением психофизиологических нагрузок и иных факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности, приводящих к риску утраты профессиональной трудоспособности.

Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не могут быть засчитаны в стаж, т.к. в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства от 11.07.2002 г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды, которые выполнялись постоянно в течение полного рабочего дня.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области, а также истец Егорова Т.П., будучи надлежащим образом извещенными о дне, времени и месте рассмотрения дела, не явились. В силу ст. 167 ГК РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя требования Егоровой Т.П. и возлагая на ГУ УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области обязанность включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности, периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в льготном исчистлении периода нахождения в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, суд признал установленным и исходил из того, что невключение указанных периодов вспециальный стаж противоречит требованиям закона и не соответствует целям реализации пенсионных прав истца.

Данный вывод суда судебная коллегия находит правильным.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с подпунктом 20 п. 1, п.2 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Принимая решение о включении в специальный стаж истца в льготном исчислении периода с 14.10.1985 г. по 13.02.1986 г. её нахождении в отпуске по беременности и родам, а также с 14.02.1986 г. по 20.06.1987 г. - в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что в указанный период времени Егорова Т.П. занимала должность акушерки 2-го акушерского отделения Пензенской городской больницы им. Н.А.Семашко, работа в которой зачтена ответчиком в стаж в льготном порядке.

Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ № 5 от 22 мая 1996 года, утвержденного Постановлением Минтруда РФ № 29 от 22 мая 1996 года, предусматривалось, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Исходя из положений ст. 167 КЗоТ РФ (в редакции, действовавшей до 06 октября 1992 года), Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677, разъяснения, содержащегося в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», а также п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Поскольку в отпуске по беременности и родам истцу выплачивалось пособие по временной нетрудоспособности, а отпуск Егоровой Т.П. по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имел место до введения нового правового регулирования, определяющего порядок зачета в специальный стаж периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми, и истец занимала в указанные периоды должность, работа в которой позволяет ей исчислить указанный период в льготном порядке, то вывод суда о включении вышеназванных спорных периодов в стаж, дающий право на пенсию в льготном исчислении, правомерен, а доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда в этой части основаны на ошибочном толковании норм материального права.

По делу также установлено, что в соответствии с приказом от 07.09.2007 г. по ГБУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им.Г.А.Захарьина», Егорова Т.П. находилась на курсах усовершенствования по циклу «Сестринское дело в хирургии. Современные аспекты акушерской в родовспомогательных учреждениях» в период с 13.09.2007 г. по 28.10.2007 г. с полным отрывом от производства (л.д.17). По результатам повышения квалификации Егоровой Т.П. выдано свидетельство (л.д.16).

Согласно справкам ГБУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им.Г.А.Захарьина» 25.05.2012 г., от 28.06.2012 г., расчетным листкам за сентябрь-октябрь 2007 г. на время нахождения истицы на курсах повышения квалификации за ней сохранялся средний заработок, страховые взносы за данный период в Пенсионный фонд были начислены и уплачены (л.д.7,18,19,20).

Исходя из положений п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, ст. 187 ТК РФ районный суд обоснованно пришел к выводу, что поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то указанный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

При этом судебная коллегия также учитывает, что для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Учитывая, что при включении оспариваемых периодов специальный стаж истца превышает необходимые 30 лет, районный суд обоснованно обязал ответчика назначить пенсию Егоровой Т.П. с даты обращения за ней, то есть с 27 апреля 2012 года.

Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г.Пензы от 29 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи