апелляционное определение № 33-2466/2012



Судья - Селиверстов А.В.       Дело № 33-2466

              АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 октября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего           Уткиной И.В.      

и судей Гордеевой Н.В., Жуковой Е.Г.

при секретаре             Жуковой О.М.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуковой Е.Г. дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Пензенской областина решение Ленинского районного суда г. Пензы от 29 июня 2012 года, которым постановлено:

Иск Душковой З.В., Галимовой Л.К., Кругловой Т.Н., Катаевой Т.С. удовлетворить.

         Признать за Душковой З.В., Галимовой Л.К., Кругловой Т.Н., Катаевой Т.С. право на присвоение звания «Ветеран труда».

         Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области выдать Душковой З.В., Галимовой Л.К., Кругловой Т.Н., Катаевой Т.С. удостоверение «Ветеран труда».

Проверив материалы дела, судебная коллегия

         у с т а н о в и л а:

Душкова З.В., Галимова Л.К. Круглова Т.Н., Катаева Т.С. обратились в суд с иском к Правительству Пензенской области и Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о признании за каждой права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности по выдаче удостоверения.

В обоснование своих требований истцы указали, что все они имеют длительный трудовой стаж, достаточный для назначения пенсии по возрасту, и за добросовестное отношение к труду приказами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» награждены знаком отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности». Полагая, что им может быть присвоено звание «Ветеран труда», обратились в уполномоченный орган с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», однако, их заявления до настоящего времени не рассмотрены, фактически оставлены без удовлетворения, что следует из письма председателя областной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда», которое является формальной отпиской, направленной на затягивание решения вопроса по присвоению им звания «Ветеран труда». Считают, что действия (бездействия) Комиссии противоречат требованиям федеральных законов «О ветеранах», «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и нарушают их права и законные интересы.

Просили признать за ними право на присвоение звания «Ветеран труда», обязав Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области выдать им удостоверение «Ветеран труда».

Определением Ленинского районного суда г. Пензы от 29.06.2012 года указанные выше гражданские дела объединены в одно производство.

Ленинский районный суд города Пензы постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Правительства Пензенской области просит отменить решение суда как незаконное, ссылаясь на то, что судом при разрешении спора неправильно применены нормы материального права.

Ссылаясь на положения Конституции РФ, ст.7 ФЗ РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Бюджетный кодекс РФ, автор жалобы указывает, что законодательно закреплено право субъектов Российской Федерации определять своими законами и иными нормативными правовыми актами порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», в том числе определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.

В связи с этим Законом Пензенской области от 20 декабря 2004 года № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области» Правительство Пензенской области наделено полномочиями по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии с п.2.1 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области, под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Как указано в жалобе, награждение истцов знаком отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности», учрежденным Госкорпорацией «Росатом», не дает право на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку Госкорпорация «Росатом» не входит в систему федеральных органов исполнительной власти, а в соответствии с ФЗ от 01.12.2007 года № 317 является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме Государственной корпорации с правом осуществления коммерческой деятельности.

Однако суд при вынесении решения не учел указанные выше положения ФЗ «О ветеранах», принятых в его исполнение законодательных актов субъекта РФ, проигнорировал право субъекта РФ определять порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда»; применил законодательство, не подлежащее применению, в частности ФЗ от 01.12.2007 года № 317 «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

В судебное заседание апелляционной инстанции представитель Правительства Пензенской области и Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явился. В силу ст. 167 ГК РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции.

Душкова З.В., Галимова Л.К. Круглова Т.Н., Катаева Т.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против доводов апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения.

Обсудив доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 19 мая 2006 г. N 355-пП, звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства в Пензенской области, награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии за выслугу лет или досрочной пенсии по старости, в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно Положению к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», относятся, в том числе, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации,которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью (п.п. 2.1).

Материалами дела установлено, что истцы Душкова З.В., Галимова Л.К., Круглова Т.Н. и Катаева Т.С. имеют общий трудовой стаж более 30 лет.

         Приказом государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 03.08.2010 года №1/59-лс истцы Душкова З.В., Галимова Л.К., Круглова Т.Н. была награждена ведомственным знаком отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности».

         Приказом государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 19.01.2009 года №38/7 истец Катаева Т.С. была награждена ведомственным знаком отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности».           

       Душкова З.В., Галимова Л.К., Круглова Т.Н. и Катаева Т.С. обратились в уполномоченный орган с заявлениями о присвоении им звания «Ветеран труда».

        До настоящего времени заявления истцов не рассмотрены, и в сообщениях Правительства Пензенской области, направленных в адрес Душковой З.В., Галимовой Л.К., Кругловой Т.Н. и Катаевой Т.С. указывается, что в настоящее время в Верховном суде РФ находится на рассмотрении кассационная жалоба на решение Ленинского районного суда г. Пензы и определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда. Окончательное решение будет принято по результатам вынесения определения Верховного Суда Российской Федерации.           

Проанализировав установленные в судебном заседании обстоятельства дела, а также нормы права, регулирующие вопросы присвоения звания «Ветеран труда», суд, удовлетворяя требования истцов, правомерно установил, что до образования Госкорпорации «Росатом» знаком «Ветеран атомной энергетики и промышленности» награждало Федеральное агентство по атомной промышленности. Федеральным законодательством Госкорпорации «Росатом» были переданы функции упраздненного Федерального агентства по атомной энергии, в том числе, учреждать знаки отличия и награждать ими работников Корпорации, организаций Корпорации и иных организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии. Знак отличия в труде Госкорпорации по атомной энергии «Росатом» «Ветеран атомной энергетики и промышленности», которыми награждены истцы, относится к числу ведомственных знаков отличия в труде.

Этот вывод мотивирован, соответствует действующему законодательству, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, приведенными в решении, и оснований для признания данного вывода неправильным не установлено.

На период издания приведенного выше Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пензенской области, действовало Постановление Правительства Российской Федерации N 412 от 3 июля 2006 года "О федеральных органах исполнительной власти, осуществлявших государственное управление использованием атомной энергии", согласно которому государственное управление использованием атомной энергии на территории Российской Федерации осуществляло Федеральное агентство по атомной энергии.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 341 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство по атомной энергии являлось федеральным органом исполнительной власти.

Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2008 года N 369 "О мерах по созданию государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Федеральное агентство по атомной энергии было упразднено.

Согласно положениям Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" наделена полномочиями от имени Российской Федерации, осуществлять государственное управление использованием атомной энергии. Корпорация является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной корпорации. Статус, цели создания и деятельности, функции и полномочия Корпорации определяются настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 16 статьи 3 указанного Федерального закона Корпорация имеет право учреждать в установленном порядке эмблему Корпорации, знаки отличия и награждать ими работников Корпорации, организаций Корпорации и иных организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.

Приказом Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 26 июня 2008 года N 225 "Об учреждении ведомственных знаков отличия" учреждены знак отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности", почетная грамота, а также утверждено Положение о знаке отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности" и о почетной грамоте.

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" является органом управления отраслью (ведомством) по использованию атомной энергии, равнозначной в своих правах и функциях с федеральными министерствами, следовательно, знак отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности" полностью соответствует критериям ведомственной награды, учрежденной органом, имеющим полномочия принимать такие решения, установленные федеральным законодательством.

Сам по себе факт невключения данной организации в перечень федеральных органов исполнительной власти не изменяет ее юрисдикцию, а изменение наименования Министерства атомной промышленности Российской Федерации на Федеральное агентство по атомной энергии, а затем на Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" не может быть признано основанием для лишения истцов права на получение социальных льгот и выплат и не умаляет их личный вклад в развитие атомной энергетики и промышленности в Российской Федерации.

В связи с этим довод апелляционной жалобы о том, что Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» не включена в систему федеральных органов исполнительной власти, не может служить основанием для непризнания учрежденного данной корпорацией знака отличия в труде для работников своей отрасли в качестве ведомственного знака отличия в труде.

Таким образом, приказы Государственной корпорации по атомной энергии «Росстатом» от 03.08.2010 года № 1/59-лс и от 19.01.2009 года № 38/7, которыми все истцы поименованы в числе награжденных ведомственным знаком отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности», изданы в соответствии с предоставленными Корпорации полномочиями.

С учетом изложенных обстоятельств суд обоснованно пришел к выводу о том, что непризнание ответчиком знака отличия в труде Госкорпорации «Росатом» ведомственным знаком при решении вопроса о присвоении истцам звания «Ветеран труда», не соответствует принципам, вытекающим из норм Конституции Российской Федерации, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципысправедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

Исходя из положений ст.7 Федерального закона «О ветеранах», а также норм, содержащихся в Положении о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пензенской области, утвержденном Постановлением Правительства Пензенской области от 19 мая 2006 года, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчиков обязанность по признанию за истцами права на присвоение звания «Ветеран труда» с выдачей им соответствующего удостоверения.

Все выводы суда подробно изложены в решении с приведением норм права, на основании которых суд признал незаконным отказ ответчика в присвоении истцам звания «Ветеран труда».

Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда, они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, жалоба не содержит.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г.Пензы от 29 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Пензенской области без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи