Кассационное определение по гражданскому делу по иску о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.



Судья Копылова Н.В. Дело № 33-1533

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 июня 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

Председательствующего Сериковой Т.И.,

и судей Макаровой С.А., Фроловой Т.А.,

при секретаре Горыниной О.Н.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Макаровой С.А. дело по кассационной жалобе ГУ Управления Пенсионного фонда в г. Пензе Пензенской области на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 29 марта 2011 года, которым постановлено:

Иск Савиной О.Н. удовлетворить.

Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от 20.01.2011 № 133 об отказе Савиной О.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Савиной О.Н. досрочную трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 11 января 2011 года, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды работы в должности медицинской сестры-анестезиста <данные изъяты> с 01.08.1984 по 19.09.1991 из расчета 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, период ее работы в должности медицинской сестры <данные изъяты> с 20.09.1991 по 30.11.2001 и период нахождения на курсах повышения квалификации с 20.09.1995 по 20.12.1995 в календарном исчислении.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя по доверенности МУЗ «Пензенская городская клиническая больница № 5» Матросовой Т.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Савина О.Н. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда в г. Пензе Пензенской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии.

В обоснование иска указала, что ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности ввиду отсутствия необходимого стажа работы. При определении ее права на пенсию был необоснованно включен в календарном исчислении период ее работы с 01.08.1984 по 19.09.1991 в должности медицинской сестры-анестезиста стационара <данные изъяты> который следует исчислять 1 год как 1 год и 6 мес., а также исключен из специального стажа, дающего право на пенсию, период ее работы в должности медицинской сестры <данные изъяты>» с 20.09.1991 по 30.11.2001 и период нахождения на курсах повышения квалификации с 20.09.1995 по 20.12.1995.

Просила суд признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ Управлении Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области от 20.01.2011 № 133, которым ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, незаконным; обязать ответчика включить ей в специальный стаж периоды работы с 01.08.1984 по 19.09.1991 в льготном исчислении (1год - 1 год 6 мес.), включить в льготный стаж период ее работы в должности медицинской сестры <данные изъяты> с 20.09.1991 по 30.11.2001 и период нахождения на курсах повышения квалификации с 20.09.1995 по 20.12.1995, назначить ей пенсию с момента подачи заявления.

Ленинский районный суд г.Пензы постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда в г. Пензе Пензенской области просит решение отменить, ссылаясь на то, что работа в должностях, поименованных в разделе «Наименование должностей» списков Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 №781, Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 №1066, Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, засчитывается в стаж работы, дающий право на пенсию в льготном исчислении, при условии выполнения её в структурных подразделениях, указанных в разделе «Наименование структурных подразделений». Истица в период с 01.08.1984 по 19.09.1991 работала медицинской сестрой-анастезистом стационара. Стационар, как подразделение, в списках не поименовано. С 20.09.1991 по 30.11.2001 Савина О.Н. работала медицинской сестрой <данные изъяты>. Указанными списками территориальные медицинские объединения (ТМО) не предусмотрены, а в соответствии с п.6 Правил в специальный стаж засчитывается работа в предусмотренных списками должностях в лечебно-профилактических структурных подразделениях ТМО. При создании ТМО <данные изъяты> входящие в него стоматологические поликлиники утратили не только статус юридического лица, но и организационно-правовую структуру - вид и тип учреждения. В состав ТМО <данные изъяты> лечебно-профилактические структурные подразделения не входили, что подтверждено учредительными документами объединения.

Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Удовлетворяя исковые требования, суд признал установленным и исходил из того, что ко дню обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии стаж работы истицы, связанной с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения составил 30 лет, в связи с чем отказ в назначении ей пенсии по выслуге лет нельзя признать законным.

Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства.

В соответствии с подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, которое действовало в спорный период, было установлено, что среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается как один год и 6 месяцев.

Как следует из трудовой книжки Савиной О.Н. с 01.08.1984 по 19.09.1991 она работала в должности медицинской сестры в анестезиологическом отделении.

В соответствии со штатными расписаниями и тарификационными списками <данные изъяты> за 1985-1991 годы в структуре лечебного учреждения значатся должности врачей-анестезистов и медсестер-анестезистов в стационаре. Савина О.Н. указана также как медсестра-анестезист стационара.

Доводы кассационной жалобы о том, что в указанный период истица не выполняла работу в должности медстестры-анестезиста в структурных подразделениях, проименованных в соответствующих списках, поэтому он подлежит зачету в специальный стаж в календарном исчислении, являются несостоятельными в связи со следующим.

Из Приказов МЗ СССР № 605 от 19 августа 1969 года «Об улучшении анестезиолого-реанимационной службы в стране» и № 841 от 11 июля 1986 года «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению», действовавших в спорный период времени, следует, что статус отделений (группы) анестезиологии-реанимации без палат интенсивной терапии не предусматривает наличие собственных коек, а штаты рассчитываются исходя из профильности и количества коек в других отделениях стационара; сотрудники отделения (группы) анестезиологии-реанимации оказывают лечебно-диагностическую и консультативную помощь на территории всего стационара, включая все отделения и операционные.

Письмом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 14.07.1995 № 2510/1835-95-27 «О льготном пенсионном обеспечении» в целях устранения конфликтных ситуаций и правильного решения вопроса пенсионного обеспечения работников здравоохранения, а именно работников «анестезиологических», «реанимационных» отделений», было дано указание руководителям лечебно-профилактических учреждений о приведении наименований структурных подразделений и внесение изменений в трудовые книжки работников в строгом соответствии с действующим законодательством.

В трудовую книжку истца были внесены изменения: предыдущая запись о работе в анестезиологическом отделении признана недействительной и внесена запись о том, что она 01.08.1984 принята на должность медицинской сестры-анестезиста в отделение <данные изъяты>.

Из пояснений истца и показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля С.Л.Ю. следует, что в период с 1984 года в структуре больницы не было выделенного отделения анестезиологии-реанимации, оно было в структуре стационара.

Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что то обстоятельство, что отделение анестезиологии-реанимации не было выделено структурно в спорные периоды, а должности медицинских сестер-анестезистов состояли в штате стационара, не исключают возможности зачета в стаж периодов работы в должности медсестры-анестезиста, так как нормативными актами, действовавшими в спорный период, это не было предусмотрено. В связи с чем периоды работы Савиной О.Н. в должности медицинской сестры-анестезиста <данные изъяты> подлежит зачету в её специальный стаж в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год и 6 месяцев.

Согласно трудовой книжки, Савина О.Н. 20.09.1991 принята на должность медсестры <данные изъяты>. С 01.12.2001 она переведена в связи с реорганизацией <данные изъяты> в МУЗ <данные изъяты>.

Ссылка кассатора на то, что данный период не подлежит зачету в специальный стаж истицы, поскольку представленными документами не подтверждается наличие лечебно-профилактических структурных подразделений в <данные изъяты> не может служить основанием для отмены судебного решения по следующим основаниям.

Как следует из распоряжения Горисполкома № 35 Р от 28 февраля 1989 года, в целях улучшения оказания стоматологической помощи взрослому и детскому населению в г. Пензе было создано городское объединение <данные изъяты> с сохранением штатной структуры вводимых в состав объединения взрослых и детских стоматологических учреждений и отделений, в пределах выделенного для них фонда заработной платы. В состав Пензенского городского объединения <данные изъяты> были введены <данные изъяты> и <данные изъяты>.

Согласно Положению о территориальном медицинском объединении <данные изъяты>, утвержденному главным врачом <данные изъяты> 04 мая 1989 года, в состав <данные изъяты> входят организованные в одно целое стоматологические учреждения, подразделения и кабинеты, согласно приложению приказа Горздравотдела № 21 от 18 марта 1989 года. ГТМО «Стоматология» представляет собой самостоятельное зональное структурное подразделение. Основная задача <данные изъяты> - реализация мероприятий по проведению комплексной профилактики стоматологических заболеваний, проведение плановой санации декретированных контингентов и оказание на современном уровне всех видов стоматологической помощи.

Постановлением Главы администрации г. Пензы от 04 января 1995 года № 2 <данные изъяты> реорганизовано в <данные изъяты>, являющееся юридическим лицом.

Согласно п. 2.1 Устава <данные изъяты>, утвержденного Постановлением Главы администрации г.Пензы от 04 января 1995 года № 2, <данные изъяты> в соответствии со своими задачами и функциями и на основании имеющихся лицензий и сертификата осуществляет: профилактическую, лечебно-диагностическую и реабилитационную помощь населению стоматологического профиля; оказание ортопедической (зубопротезной) помощи в полном объеме (съемное, несъемное протезирование), протезирование с применением драгоценных металлов (изготовление протезов, прокатка драгоценных металлов) и др.

Приказом <данные изъяты> от 23 ноября 2001 года № 226/1-П, принятым на основании Постановления Главы администрации г. Пензы от 22 ноября 2001 года № 2352, <данные изъяты> реорганизовано путем разделения на два юридических лица: <данные изъяты> и <данные изъяты>, которые являются правопреемниками прав и обязанностей <данные изъяты> в соответствии с разделительным балансом.

Из анализа вышеназванных документов суд правомерно сделал вывод о том, что <данные изъяты> являлось лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим лечебно-профилактическую помощь населению и объединяющим стоматологические поликлиники, являющиеся его структурными подразделениями. В одной из поликлиник, входящих в структуру <данные изъяты>, работала истица. При таких обстоятельствах суд правильно возложил на ответчика обязанность включения периода работы Савиной О.Н. в указанном учреждении в должности медицинской сестры в специальный стаж.

Также суд по мотивам, указанном в решении, обоснованно засчитал в медицинский стаж истице период нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку таковой является периодом трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовались в судебном заседании и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 29 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ Управления Пенсионного фонда в г. Пензе Пензенской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи