Судья Осипова Т.В. Дело № 33 - 2100 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 18 сентября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе: председательствующего Мамоновой Т.И. и судей Ирышковой Т.В., Жуковой Е.Г. при секретаре Потаповой О.В. заслушала в открытом судебном заседании по докладу Ирышковой Т.В. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области на решение Лопатинского районного суда Пензенской области от 14 июня 2012 года, которым постановлено: Иск Ключникова А.М. удовлетворить. Признать протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов пенсионных прав граждан при ГУ - Управлении Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области от 02.12.2011 года № 73 в части невключения Ключникову А.М. периода службы в Вооруженных Силах СССР и РФ с 05.08.1981 года по 25.02.1994 года незаконным. Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области засчитать Ключникова А.М. период службы в Вооруженных Силах СССР и РФ с 05.08.1981 года по 25.02.1994 года из расчета один месяц военной службы за один месяц работы в стаж работы по специальности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, и досрочно назначить трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01.12.2011 года. Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области в пользу Ключникова А.М. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ГУ УПФ РФ по Лопатинскому району Пензенской области Климовой Е.А., действующей по доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, просившей об отмене решения суда, истца Ключникова А.М. и его представителя по доверенности Измайлова М.А., просившего оставить решение без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Ключников А.М. обратился в Лопатинский районный суд Пензенской области с иском к ГУ УПФ РФ по Лопатинскому району Пензенской области, указав, что имея более 25 лет специального педагогического стажа, 01.12.2011 года он подал ответчику заявление о досрочном назначении ему трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии от 02.12.2011 года ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии, в педагогический стаж не засчитан период службы в Вооружённых Силах СССР и РФ. Считает незаконным отказ во включении в специальный стаж указанного периода, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 10 ФЗ от 22.01.1993 года № 4338-1-ФЗ « О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы. Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 учителям… в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооружённых Сил СССР. Просил признать незаконным протокол комиссии ГУ - УПФР по Лопатинскому району от 02.12.2011 года № 73 в части невключения периода службы в Вооруженных Силах СССР и РФ с 05.08.1981 года по 25.02.1994 года. Обязать ответчика засчитать ему период службы в Вооруженных Силах СССР и РФ с 05.08.1981 года по 25.02.1994 года в стаж работы по специальности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, и досрочно назначить трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01.12.2011 года. Лопатинский районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение. В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ по Лопатинскому району Пензенской области просит решение суда отменить, как незаконное, вынесенное в нарушение норм материального права. В обоснование доводов Управление сослалось на п.п. 19 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.02 года; Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР №463 от 06.09.91 г., применение которых возможно до 01.11.99г., а также на Список и Правила, утвержденные Постановление Правительства РФ от 22.09.99г. №1067, указав, что периоды прохождения Ключниковым А.М. военной службы в Вооруженных Силах СССР и РФ с 05.08.1981 года по 25.02.1994 года не могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с вышеуказанными правовыми актами. Федеральный закон РФ от 22.01.1993 года № 4338-1-ФЗ «О статусе военнослужащих» не устанавливает и не регулирует порядок назначения трудовой пенсии по старости. Положениями п.3 ст. 10 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» устанавливается льготное исчисление выслуги лет военнослужащим и является для них мерой государственной социальной защиты, соответственно данная норма не может применяться при исчислении стажа работы дающего права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по основаниям п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях». Военная служба является особым видом государственной службы, правовое положение военнослужащих, как и их пенсионное обеспечение регулируется специальными законами. Возможность включения срочной службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР в стаж работы по специальности предусматривалась постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. Однако при этом необходимо наличие не менее 2/3 специального стажа в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующими Списками. Период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица в соответствии с положениями ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ». По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст. ст. 89 и 90 Закона РФ от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по Лопатинскому району Пензенской области Климова Е.А., действующая по доверенности от 11 января 2012 года, поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, вынести новое решение, которым в иске Ключникову А.М. отказать. Истец Ключников А.М. и его представителя по доверенности Измайлов М.А. в заседании суда апелляционной инстанции просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Материалами дела установлено, что Ключников А.М. в период с 05.08.1981 года по 25.02.1994 года проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации, работал в <данные изъяты>, 01.09.1998 года - <данные изъяты>, с 01.09.2000 года и по настоящее время - <данные изъяты>. Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом Российской Федерации №173-ФЗ от 17.12.2001 г. В соответствии с п.п. 19 п. 1 и п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время действуют Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствие с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального Закона, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. В силу положений ст. 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона. Согласно п.3 ч. 4 ст. 30 ФЗ №173-ФЗ служба в Вооруженных Силах Российской Федерации учитывается в календарном порядке в составе суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года в целях оценки прав застрахованных лиц. Таким образом, период прохождения военной службы при определении права на пенсию в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ №173-ФЗ включается в страховой и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не включается в специальный трудовой стаж педагогической деятельности. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. №2-П, а также ряде его определений изложил правовую позицию, согласно которой ст. 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения Ключниковым А.М. военной службы, являлись: Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", утративший силу в связи с принятием Закона СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", который в свою очередь не применялся с 1 марта 1991 года ввиду вступления в силу Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"; Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 и действовавшее до 1 октября 1993 г. Согласно пункту 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения службы в составе Вооруженных Сил СССР. В соответствии с пунктом 4 названного Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Статьей 90 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривалось включение службы в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации в общий трудовой стаж. В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Удовлетворяя иск Ключникова А.М. о включении периода службы в Вооруженных Силах СССР и РФ с 05.08.1981 года по 25.02.1994 года в стаж работы по специальности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, суд первой инстанции сослался на положения пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 22.01.1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж и стаж работы по специальности из расчета один месяц военной службы за один месяц работы, а на военной службе по призыву - один месяц военной службы за два месяца работы, тогда как данный Федеральный закон не регулирует основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и не применяется для исчисления стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», на которую претендует истец, следовательно, положения Федерального закона от 22.01.1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" не применимы при разрешении указанных требований истца. Вследствие неправильного применения норм материального права, в силу положений ст. 330 ГПК РФ решение подлежит отмене. Принимая по делу новое решение в соответствии с п.2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о включении периода службы в Вооруженных Силах СССР и РФ с 05.08.1981 года по 25.02.1994 года в стаж работы по специальности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью ввиду отсутствия правовых оснований при применении правил действующего правового регулирования; включение в специальный стаж периода военной службы по нормам действовавшего Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 невозможно ввиду несоблюдения условия наличия у истца на момент обращения в пенсионный орган за назначением пенсии 2/3 стажа в учреждениях и должностях, работа в которых дает работникам просвещение право на льготную пенсию (у истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии имеется 13 лет 2 месяца 10 дней стажа на соответствующих видах работ вместо необходимого 16 лет и 8 месяцев). Поскольку специальный стаж работы Ключникова А.М. не составил требуемый для назначения пенсии -25 лет на дату обращения с заявлением о назначении пенсии, в иске Ключникову А.М. о назначении пенсии с 1 декабря 2011 года также следует отказать. Право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью истец вправе реализовать по мере доработки специального стажа. Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Лопатинского районного суда Пензенской области от 14 июня 2012 года по иску Ключникова А.М. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области о признании незаконным отказа засчитать период службы в составе Вооруженных Сил СССР и РФ в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, возложении обязанности засчитать период службы в составе Вооруженных Сил СССР и РФ в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, и досрочно назначить трудовую пенсию по старости отменить, вынести новое решение, которым в иске Ключникова А.М. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области о признании незаконным отказа засчитать период службы в составе Вооруженных Сил СССР и РФ в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, возложении обязанности засчитать период службы в составе Вооруженных Сил СССР и РФ в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, и досрочно назначить трудовую пенсию по старости отказать. Апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области удовлетворить. Председательствующий Судьи