. Дело № 7.1 - 61 - 2011
Р Е Ш Е Н И Е
18 мая 2011 года г.Пенза
Судья Пензенского областного суда Рыжов В.М. при секретаре судебного заседания Никулиной Н.Н., рассмотрев жалобу Таировой Г.А. на постановление руководителя регионального управления №59 ФМБА РФ по Пензенской области от 1 апреля 2011 года и решение судьи Зареченского городского суда Пензенской области от 20 апреля 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении
Таировой Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, работающей председателем правления ТСЖ «С»,
установил:
Постановлением руководителя Регионального управления № 59 ФМБА Росси Куликовой Л.А. от 01 апреля 2011 года по делу об административном правонарушении Таирова Г.А. признана виновной по ст. 8.2 КРФоАП, ей назначен штраф в размере 10000 рублей.
Не соглашаясь с данным постановлением, Таирова Г.А. в жалобе просила постановление по делу об административном правонарушении отменить, указывая, что согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Согласно статье 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Статьей 25 указанного Закона установлено, что государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами включает в себя контроль за выполнением санитарно-эпидемиологических и иных требований в области обращения с отходами; выявление нарушений законодательства в области обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких нарушений; привлечение в установленном порядке индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности за нарушение законодательства в области обращения с отходами, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно- эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 1 статьи 2 Закона № 52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Законом № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил, в том числе СанПин 42-128-4690-88, является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона № 52-ФЗ), и за нарушение санитарного законодательства устанавливается административная ответственность (статья 55 Закона № 52-ФЗ).
Нарушение указанных выше нормативных требований влечет за собой административную ответственность в соответствии со статьей 6.3. КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Вместе с тем, Региональное управление № 59 Федерального медико-биологического агентства России квалифицировало совершенное должностным лицом правонарушение по статье 8.2 КРФоАП.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КРФоАП, является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении, в числе прочего, с отходами производства и потребления. Данная норма подлежит применению за административные правонарушения, совершенные в области охраны окружающей природной среды и природопользования, то есть за нарушение правил обращения с отходами производства и потребления, установленных Федеральными законами от 10. января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Закон № 89-ФЗ предусматривает особую процедуру обращения с отходами при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы. Граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов (статья 10), устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, предоставляется соответствующая отчетность (статьи 11, 18, 19), создаются отвечающие специальным требованиям объекты размещения и захоронения отходов (статья 12), органы местного самоуправления осуществляют организацию деятельности в области обращения с отходами (статья 13) и т.д.
Сама диспозиция ст. 8.2. КРФоАП также по существу предусматривает ответственность за несоблюдение специальных правил при определенных стадиях обращения с отходами производства и потребления - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Диспозиция ст. 8.2. КРФоАП подчеркивает опасный характер этих веществ.
Из материалов дела не следует, что прокуратура г.Заречного с привлечением государственного жилищного инспектора управления государственного жилищного инспектора управления государственной жилищной инспекции по Пензенской области Г., проводила проверку соблюдения ТСЖ «С» экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Постановлением установлено, что ТСЖ «С» было создано в мае 2008 года, и в соответствии с протоколом заседания правления <данные изъяты> она была избрана председателем ТСЖ «С».
Статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) Товарищество собственников жилья обязано: обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
В силу статьи 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.
В соответствии с п. 3.1 Устава ТСЖ «С», утвержденного протоколом № 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 28 мая 2008 года товарищество является добровольным объединением собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, созданным в целях: совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, в том числе обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества в многоквартирном доме, обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений, а также пользователей жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Пунктом 9.1.4 Устава установлено, ТСЖ обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме. Указанное свидетельствует о том, что ТСЖ «С» не осуществляет производственную деятельность, в результате которой образуются опасные отходы. Таким образом, заявительница полагала, что Региональное управление № 59 ФМБА неправомерно квалифицировало совершенное административное правонарушение по ст. 8.2. КРФоАП, поскольку действия ТСЖ «С» следовало квалифицировать по ст. 6.3. КРФоАП.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Заявитель Таирова Г.А. в судебном заседании свою жалобу поддержала в полном объеме, просила суд ее удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в жалобе.
Представитель ФМБА № 59 г.Заречного в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о дне и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Судья вынес решение, которым постановление руководителя регионального управления № 59 ФМБА России г.Заречного Пензенской области от 01 апреля 2011 года о привлечении Таировой Г.А. к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 рублей в госдоход оставлено без изменения, а ее жалоба - без удовлетворения.
В жалобе Таирова Г.А. не отрицала своей вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ ей не вменялась и наказание по ней не назначалось.
В возражениях на жалобу руководитель Регионального управления №59 ФМБА России просила постановление и решение судьи оставить без изменения, ссылаясь на бездействие председателя ТСЖ Таировой Г.А., по вине которой не убирался в установленные законом сроки крупногабаритный мусор.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения Таировой Г.А., просившей жалобу удовлетворить, объяснения представителя Регионального управления №59 ФМБА России Попкова Р.В., просившего обжалуемые постановления оставить без изменения, нахожу доказанные фактические обстоятельства, а обжалуемые постановления - подлежащими изменению по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что ТСЖ «С» создано в мае 2008 года, согласно протокола заседания правления <данные изъяты> Таирова Г.А. была избрана председателем ТСЖ «С». В то же время проверкой установлено, что председателем ТСЖ «С» Таировой Г.А. не соблюдается законодательство об отходах производства и потребления.
В ходе проверки прокуратурой были обследованы жилые дома: <адрес> где возле мусорокамеры подъезда <адрес> наблюдалось скопление крупногабаритного мусора (диваны, рамы, строительный мусор). Мусорокамера подъезда <адрес> была замусорена, наблюдалось скопление крупногабаритного мусора. На отмостке жилого многоквартирного <адрес> наблюдался крупногабаритный мусор (стол).
Признавая Таирову Г.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, административный орган и суд первой инстанции исходили из того, что в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации области охраны окружающей среды и здоровья человека. Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в соответствии с положениями ст.28 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Статьей 11 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Исходя из положений ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользована: жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительстве Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 138 ЖК РФ установлено, что товарищество собственников жилья обязано: обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
В силу статьи 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.
В соответствии с пунктом 3.1 Устава товарищества собственников жилья «С» утвержденного протоколом №1 общего собрания собственников помещении в многоквартирном доме от 28 мая 2008 года товарищество является добровольным объединением собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, созданным в целях: совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, в том числе обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества в многоквартирном доме, обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений, а также пользователей жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Административный орган и суд первой инстанции исходили из того, что для квалификации содеянного по ст. 8.2 КРФоАП достаточно установления факта нарушения правил по вывозу отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения (отходы после приготовления пищи, упаковки товаров, уборки и текущего ремонта жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.)
Между тем, диспозиция ст.8.2 КоАП РФ предусматривает нарушение требований законодательства при обращении с опасными отходами.
Доказательств того, что при проверке обнаружены не вывезенные опасные отходы, не имеется. Факт обнаружения крупногабаритных твердых отходов и строительного мусора, как и то обстоятельство, что она на момент проверки исполняла обязанности председателя правления ТСЖ «С», Таирова Г.А. не отрицала.
Поскольку факт нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий установлен, содеянное Таировой Г.А. следует переквалифицировать со ст.6.3 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья облсуда
решил:
постановление руководителя Регионального управления №59 ФМБА России от 1 апреля 2011 года и решение судьи Зареченского городского суда Пензенской области от 20 апреля 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Таировой Г.А. изменить.
Действия Таировой Г.А. переквалифицировать со ст.6.3 КоАП РФ, снизив назначенное наказание в виде административного штрафа до 1000 (одной тысячи) рублей.
Жалобу Таировой Г.А. удовлетворить частично.
Судья областного суда В.М. Рыжов