Решение по гражданскому делу №2-238/2011



Дело №2-235/2011

Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации

10 октября 2011 года п. Пено

Пеновский районный суд Тверской области в составе

председательствующего – судьи Спесивцевой Н.А.,

при секретаре Летягиной Е.А.,

с участием представителя прокуратуры Пеновского района Сергеенко И.М.

представителя ответчика Лебедева С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пеновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Рунское сельское поселение» Пеновского района Тверской области о признании бездействия по отлову, содержанию, усыплению и утилизации бездомных животных на территории Рунского сельского поселения Пеновского района Тверской области незаконным и о возложении обязанности организовать мероприятия путём заключения договора на выполнение указанных работ с организацией жилищно-коммунального хозяйства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Пеновского района обратился в суд с иском к администрации МО «Рунское сельское поселение» Пеновского района Тверской области о признании бездействия по отлову, содержанию, усыплению и утилизации бездомных животных на территории Рунского сельского поселения Пеновского района Тверской области незаконным и о возложении обязанности организовать мероприятия путём заключения договора на выполнение указанных работ с организацией жилищно-коммунального хозяйства.

Из искового заявления следует, что прокуратурой Пеновского района проведена проверка соблюдения требований за­конодательства о порядке обращения с безнадзорными животными на территории МО «Рунское сельское поселение» Пеновского района Тверской области выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере.

Так установлено, что на территории МО «Рунское сельское поселение» Пеновского района Тверской области не организована работа по благоустройству городского поселения в части отлова, содержания, эвтаназии и утилизации отловленных бездомных животных.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч.1 ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с п. 19 ст. 14ФЗ от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения наряду с другими, относится организация благоустройства территории поселения.

На основании п.18 ч.1 ст. 7 Устава МО «Рунское сельское поселение» Пеновского района Тверской области, к вопросам местного значения городского поселения относится организация благоустройства территории городского поселения.

В соответствии с п. 18.4 Правил в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области, утверждённых постановлением Администрации Тверской области от 26.11.2008 № 430-па (далее Правила), собаки, находящиеся на улицах и иных общественных местах без сопровождающего лица, подлежат отлову органам жилищно-коммунального хозяйства. Отловленные животные в течение недели содержатся в специально оборудованных помещениях, после чего подлежат усыплению (эвтаназии) или продаже (передаче) гражданам и организациям.

Согласно п. 18.11 Правил органы жилищно-коммунальных служб обязаны: создать специальные бригады по отлову животных, регулярно проводить отлов бродячих животных, доставлять обнаруженные на территории населённых пунктов трупы животных в ближайшее ветеринарное учреждение, обеспечивать правильную утилизацию трупов животных. Данные правила обязательны к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области.

Согласно п. 4.9 Санитарных правил «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бешенство. Санитарные правила. СП 3.1.096-96. Ветеринарные правила. ВП 13.31103-96», утверждённых Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФЙ т 18.06.1996 № 23, Госкомсанэпиднадзором РФ от 31.05.1996 № 11, порядок отлова безнадзорных животных их содержания и использования устанавливает местная администрация.

В нарушение выше приведённых норм закона администрацией МО «Рунское сельское поселение» Пеновского района Тверской области не организована деятельность по отлову, содержанию, усыплению и утилизации бездомных животных. В результате бездействия администрации МО «Рунское сельское поселение» нарушаются права неопределённого круга лиц, поскольку бездействие в данной сфере ведёт к созданию антисанитарных условий на территории Рунского сельского поселения, способствующих в дальнейшем распространению различных видов заболеваний, и к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленных в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», так и право граждан вернуть себе домашних животных в случае ошибочно отловленных домашних собак.

В судебном заседании помощник прокуратура Пеновского района Сергеено И.М. исковые требования прокурора поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Глава администрации МО «Рунское сельское поселение» Лебедев С.А. иск прокурора о признании бездействия администрации незаконным не признал и пояснил, что п.18 ч.1 ст. 7 Устава МО «Рунское сельское поселение» Пеновского района Тверской области, к вопросам местного значения городского поселения относится организация благоустройства территории городского поселения, но не предусматривает обязанность органов местного самоуправления по установлению порядка отлова, содержания безнадзорных животных, и бюджетом не предусмотрено средств на осуществление указанных мероприятий в отношении безнадзорных животных. Также пояснил, что администрацией поселения организуется работа по благоустройству в данном вопросе в пределах своих полномочий, а именно при подворных обходах ведётся учёт хозяйств, имеющих животных (в том числе собак) и их количества. С населением проводятся профилактические работы, распространяются памятки с правилами содержания животных. Администрация взаимодействует с ГУВ «Пеновская СББЖ» и ветпунктом, расположенным на территории поселения в <адрес>. Заключение договора с организацией жилищно-коммунального хозяйства на выполнение указанных работ не возможно, ввиду того, что МУП «Пено-Сервис» не занимается организацией отлова, содержания, усыпления и утилизации безнадзорных животных.

Выслушав помощника прокуратура Пеновского района Сергеенко И.М.., Главу администрации МО «Рунское сельское поселение» Лебедева С.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Согласно указанной статье государственными санитарно-эпидемиологическим правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Статья 3 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регламентирует, что законодательство в области обеспечения санитарно-противоэпидемического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской федерации.

Пунктом 4.8 Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП. 13.31103-96, утверждённых Госкомсанэпиднадзором РФ 31.05.1996 года № 11, Минсельхозпродом РФ 18.06.1996 № 23, установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.

В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», а также ст. 3, 4 ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации, предусмотренные Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Пунктом 1 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает, что полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, указанные в п. 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно, за счёт средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно ст. 3 ФЗ от 14.05.1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта РФ в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является обязательством Российской Федерации.

Таким образом, осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов РФ.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на территории МО «Рунское сельское поселение» Пеновского района Тверской области не предусмотрена работа в части отлова, содержания, эвтаназии и утилизации отловленных бездомных животных. Устав МО «Рунское сельское поселение» не предусматривает обязанность органов местного самоуправления проводить мероприятия по отлову, содержанию безнадзорных животных. Финансированием не определено осуществление указанных мероприятий в отношении безнадзорных животных.

Из сообщения главы администрации МО «Рунское сельское поселение» Лебедева С.А. усматривается, что администрацией поселения организуется работа по благоустройству в данном вопросе в пределах своих полномочий, а именно при подворных обходах ведётся учёт хозяйств, имеющих животных (в том числе собак) и их количества. С населением проводятся профилактические работы, распространяются памятки с правилами содержания животных. Администрация взаимодействует с ГУВ «Пеновская СББЖ» и ветпунктом, расположенным на территории поселения в <адрес>. Заключение договора с организацией жилищно-коммунального хозяйства на выполнение указанных работ не возможно, ввиду того, что МУП «Пено-Сервис» не занимается организацией отлова, содержания, усыпления и утилизации безнадзорных животных (л.д.22).

Из сообщения начальника ГУВ «Пеновская СББЖ» Т.С. усматривается, что регистрация собак ведётся на территории Рунского сельского поселения заведующей ветпунктом Л.В. (л.д. 24)

Из сообщения директора МУП «Пено-Сервис» усматривается, что на основании Устава МУП «Пено-Сервис» не занимается организацией отлова, содержания, усыпления и утилизации бездомных животных (л.д.25).

Суд не может согласиться с доводами истца, что органы жилищно-коммунальных служб обязаны создать специальные бригады по отлову животных, проводить отлов бродячих животных, доставлять обнаруженные на территории населённых пунктов трупы животных в ветеринарное учреждение, обеспечивать правильную утилизацию трупов животных, что данные правила обязательны к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, поскольку сферы охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения ветеринарии относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании изложенного, имеются основания для отказа в удовлетворения исковых требований прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

В исковых требованиях прокурора Пеновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Рунское сельское поселение» Пеновского района Тверской области о признании бездействия по отлову, содержанию, усыплению и утилизации бездомных животных на территории Рунского сельского поселения Пеновского района Тверской области незаконным и о возложении обязанности организовать мероприятия путём заключения договора на выполнение указанных работ с организацией жилищно-коммунального хозяйства, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пеновский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 11 октября 2011 года.

Судья Н.А. Спесивцева