Дело №2-75/2012 г. Резолютивная часть решения оглашена 03 августа 2012 г. В окончательной форме решение составлено 07 августа 2012 г. Пеновский районный суд Тверской области, в составе председательствующего судьи Пеновского районного суда Худякова В.А., при секретаре Лебедевой Н.Н., с участием представителя истца Мариной М.М., представителя ответчика Максимович Л.П., в открытом судебном заседании 03 августа 2012 г. в п.Пено Тверской области, рассмотрев гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Торжке в защиту неопределенного круга лиц потребителей к МБОУ «Охватская основная общеобразовательная школа» и к Администрации Пеновского района Тверской области о признании действий ответчика по оказанию образовательных услуг противоправными и возложении обязанности прекратить и устранить нарушения в соответствии санитарно-эпидемиологическим законодательством, установил: Орган Роспотребнадзора обратился с иском в защиту прав потребителей в соответствии со ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей» к МБОУ «Охватская основная общеобразовательная школа» и к Администрации Пеновского района Тверской области с требованиям о признании действий ответчика по оказанию образовательных услуг противоправными, о возложении обязанности в срок до 01 ноября 2012 г.: в помещении группы дошкольного образования оборудовать буфетную для подготовки готовых блюд в раздаче и мытья посуды оборудовать, а также установить в буфетной для мыться посуды двухгнездовую моечную ванну с подводкой к ней горячей и холодной воды; обеспечить в помещениях дошкольной группы, а именно в группой комнате, в раздевалке, спальне, музыкальной комнате и туалете детей площадь помещений в соответствии с требованиями п.4.10 СанПин 2.4.1.2660-10; туалетную комнату детей дополнительно обеспечить умывальными раковинами, унитазами в соответствии с требованиями пп.6.18, 6.18.1, 6.18.2, 6.18.3 СанПин 2.4.1.2660-10; в пищеблоке в соответствии с требованиями п.4.24 СанПин 2.4.1.2660-10 оборудовать помещения холодного цеха, цеха первичной обработки овощей, кладовой для хранения сухих продуктов, кладовую для хранения овощей, помещение с холодильными оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов, помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления моющих и дезинфицирующих растворов; оборудовать кладовую для овощей. Просят довести до сведения потребителей решения суда в 10-дневный срок со дня вступления его в законную силу. Свои требования мотивировали тем, что в ходе проведения санитарно-эпидемиологического расследования в период с 21 октября 2011 г. по 02 ноября 2011 г. в связи с регистрацией 8 случаев заболевания острого гастоэнтерита у воспитанников группы дошкольного образования и учащейся школы в МБОУ «Охватская основная общеобразовательная школа» были выявлены вышеуказанные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Выданное в адрес учебного заведения предписание об устранение санитарно-эпидемиологического законодательства в установленный срок до 01 марта 2012 г. исполнено не было. Повторной проверкой от 23 марта 2012 г. также было установлено об отсутствие принятых мер по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Представитель истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Торжке Марина М.М., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования. Представитель ответчика директор МБОУ «Охватская основная общеобразовательная школа» не оспаривала факт имеющихся в образовательном учреждении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательств, однако полагала, что их устранение в испрашиваемом в иске срок, а также в виду отсутствие финансовых средств, не возможно. Ответчик Администрация Пеновского района Тверской области своих представителей в судебное заседание не направила, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена, о причинах не явки не сообщила. В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствия данного ответчика по делу. Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, находит заявленные требования к МБОУ «Охватская основная общеобразовательная школа» подлежащими удовлетворению, а заявленные требования к Администрации Пеновского района не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В ходе судебного разбирательства было установлено, что МБОУ «Охватская основная общеобразовательная школа» в числе прочих образовательных услуг оказывает услуги по дошкольному образованию. При этом помещения образовательного учреждения, в которых располагается группа дошкольного образования, а также помещения и организация питания детей, эксплуатируется и осуществляется с нарушением действующего санитарно-эпидемиологического законодательства. Данные обстоятельства не оспаривается ответчиком, и нашло свое подтверждение в исследованных письменных доказательствах, а именно: уставом МБОУ «Охватская основная общеобразовательная школа», договорами заключенными между МБОУ «Охватская основная общеобразовательная школа» и родителями ребенка, посещающего группу дошкольного обучения, актом проверки органом Роспотребнадзора МБОУ «Охватская основная общеобразовательная школа» от 21 октября 2011 г. и от 23 марта 2012 г., постановлениями по делу об административном правонарушении в отношении директора МБОУ «Охватская основная общеобразовательная школа» и МБОУ «Охватская основная общеобразовательная школа» от 16 ноября 2011 г. от 16 ноября 2011 г. и от 23 марта 2012 г. по ст.6.7 КоАП РФ и ч.1 ст.195. КоАП РФ, предписанием №71 от 02 ноября 2011 г. (л.д.13-76). В Российской Федерации детство находится под защитой государства, которое в том числе прочих обязательств гарантирует им право на охрану здоровья. Данные положения закреплены в статьях 38 (часть первая) и 41 (часть первая) Конституции Российской Федерации. Согласно ст.54 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» несовершеннолетние имеют право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов. Частью первой ст.51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-I «Об образовании» определено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепления здоровья обучающихся. Из положений п.1.13 устава МБОУ «Охватская основная общеобразовательная школа» следует, что одной из целей деятельности учреждения является реализация гарантированного государством права граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к организации дошкольного образования (л.д.15). В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых формы должны выполняться требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, что определено п.3 ст.39 Закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии». Нормативно правовыми актами, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы) в том числе содержащие гигиенические и противоэпидемиологические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий обучения, а также сохранения и укрепления его здоровья (п.2 положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. №554). Пунктами 4.10, 4.24, 6.18, 6.18.1, 6.18.2., 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. №91 и зарегистрированных в Минюсте РФ 27 августа 2010 г. регист.№18267, установлено, что площади помещений групповой ячейки должны составлять в раздевальной не менее 18кв.м, в групповой (для игр, занятий и приема пищи детьми) из расчета не менее 2,5кв.м на 1 ребенка в ясельных группах, не менее 2,0кв.м на 1 ребенка в дошкольных группах, буфетная не менее 3,0кв.м; спальня из расчета не менее 1,8кв.м на 1 ребенка в ясельных группах, не менее 2,0кв.м на 1 ребенка в дошкольных группах, без учета расстояния от наружных стен при расстановке кроватей; туалетная не менее 16кв.м для дошкольных групп и не менее 12кв.м для ясельных групп. В состав пищеблока, работающего на сырье, входят: горячий цех, раздаточная, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, кладовая для овощей, помещение с холодильными оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов, загрузочная, комната персонала, раздевалка, душевая и туалет для персонала, помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления моющих и дезинфицирующих растворов. Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В зоне умывальной размещают детские умывальники и огороженный трансформируемым ограждением душевой поддон с доступом к нему с 3 сторон для проведения закаливающих процедур. В зоне санитарных узлов размещают унитазы. Для душевого поддона высота установки составляет 0,3м. Душевой поддон оборудуют гибким шлангом с душевой насадкой, расположенным над днищем поддона на высоте 1,6м. Туалетную для детей младенческого и раннего возраста оборудуют в одном помещении, где устанавливают 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальную раковину для персонала, шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детскую ванну, хозяйственный шкаф. 6.18.2. В туалетной младшей дошкольной группы в умывальной зоне устанавливают 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, с подводкой к ним горячей и холодной воды со смесителем, 4 детских унитаза. В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливают умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальную раковину для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы устанавливают в закрывающихся кабинах без запоров. Размер кабины для детского унитаза должен быть 1,0 х 0,75м, высота ограждения кабины - 1,2м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15м. Данные требования санитарно-эпидемиологического законодательства МБОУ «Охватская основная общеобразовательная школа» не исполняются. При этом исходя из положений преамбулы, а также стст.4, 7 Закона РФ от 07 февраля 1992 г. 32300-I «О защите прав потребителей» на услуги, оказываемые образовательным учреждением, распространяются положения Закона «О защите прав потребителей». В соответствии со ст.46 указанного закона органы государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При этом при удовлетворении такого иска правонарушитель обязан довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Отказывая в удовлетворении заявленных требований к Администрации Пеновского района Тверской области суд исходит из следующего. Так из положений абз.6 п.1 ст.120 ГК РФ, п.4 и п.6 ст.9.2 Закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также пп.3.6 устава МБОУ «Охватская основная общеобразовательная школа» (л.д.27- 29) следует, что собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества. Указанные нормы не подразумевают освобождение от исполнения обязанности по соблюдению бюджетным учреждением при осуществлении своей деятельности санитарных норм и правил. В соответствии ч.1 ст.103 ГПК РФ, также подп.8 п.1 ст.333.20 НК РФ, с ответчика МБОУ «Охватская основная общеобразовательная школа», надлежит взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере, определенном в абз.3 подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ пропорционально удовлетворенным требованиям, поскольку истцы по искам связанным с защитой прав потребителей при подаче иска освобождены от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь стст.194-199 ГПК РФ, Пеновский районный суд решил: исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Торжке в защиту неопределенного круга лиц потребителей к МБОУ «Охватская основная общеобразовательная школа» о признании действий ответчика по оказанию образовательных услуг противоправными и возложении обязанности прекратить и устранить нарушения в соответствии санитарно-эпидемиологическим законодательством удовлетворить в полном объеме, а к Администрации Пеновского района Тверской области отказать в полном объеме. Признать действия МБОУ «Охватская основная общеобразовательная школа» по оказанию услуг дошкольного образования противоправными и обязать их в 3-х месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу: - в помещении группы дошкольного образования оборудовать буфетную для подготовки готовых блюд в раздаче и мытья посуды, а также установить в буфетной для мыться посуды двухгнездовую моечную ванну с подводкой к ней горячей и холодной воды; - обеспечить в помещениях дошкольной группы, а именно, в группой комнате, в раздевалке, в спальне, в музыкальной комнате и в туалете детей площадь помещений в соответствии с требованиями п.4.10 СанПин 2.4.1.2660-10; - туалетную комнату детей дополнительно обеспечить умывальными раковинами, унитазами в соответствии с требованиями пп.6.18, 6.18.1, 6.18.2, 6.18.3 СанПин 2.4.1.2660-10; - в пищеблоке в соответствии с требованиями п.4.24 СанПин 2.4.1.2660-10 оборудовать помещения холодного цеха, цеха первичной обработки овощей, кладовой для хранения сухих продуктов, кладовую для хранения овощей, помещение с холодильными оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов, помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления моющих и дезинфицирующих растворов; - оборудовать кладовую для овощей. Обязать МБОУ «Охватская основная общеобразовательная школа» через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей настоящее решения суда в течение 10 дней со дня вступления его в законную силу. Взыскать с МБОУ «Охватская основная общеобразовательная школа» в доход бюджета МО Пеновский район Тверской области государственную пошлину в размере 4000 (четырех тысяч) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Пеновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Федеральный судья В.А.Худяков