иск о признании незаконными бездействия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопас.



Дело № 2-331/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

**.**.**** года г. Печоры Псковской области

Печорский районный суд Псковской области

в составе судьи Оньковой Н.Р.,

с участием заместителя прокурора Печорского района Псковской области Миловидовой О.В.,

представителя Администрации городского поселения «ХХХ» Батовой Н.В.,

представителя МП «ХХХ» Беляевой И.А.,

при секретаре Сидоровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Печорского района к Администрации городского поселения «ХХХ» и МП «ХХХ» о признании незаконными бездействия по неустранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Печорского района обратился в суд с иском к Администрации городского поселения «ХХХ» и МП «ХХХ» о признании незаконными бездействия по неустранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.

В обоснование заявленного требования прокурор указал, что в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также в соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения. Органы местного самоуправления должны в целях пожаротушения создавать условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения.

В соответствии с ч. 1 ст. 127 Федерального закона РФ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.

В соответствии с «Правилами пожарной безопасности в РФ» сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности администрацией городского поселения «ХХХ, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности.

На городских сетях водоснабжения расположены 69 пожарных гидрантов.

Проверка технического состояния показала, что в нарушение требований п. 89 ППБ 01-03 27 пожарных гидрантов находятся в неисправном состоянии, а именно, гидранты: № *** по ул. ...., №*** по ул. .... д. *** № *** по ул. .... - .... № *** по ул. ...., № *** по ул...., № *** по ул. ...., № *** по ул. .... № *** по ул. .... д. *** № *** по ул. .... д. *** № *** по ул. ...., д. ***, № *** по ул. .... д. ***, № *** по ул. .... д***, № *** по ул. .... № *** по ул.... д*** № *** по ул. .... возле лагеря «ХХХ», № *** по ул. ...., д. ***, № *** по ул. .... д. *** № *** по ул. .... д. ***, № *** по ул. .... д. ***, № *** по ул. .... д. *** № *** по ул. .... д. ***, № *** ...., № *** по ул. .... д. *** № *** по ул. .... д. ***, № *** по ул. .... д. ***, № *** по ул. .... напротив детского сада «ХХХ», № *** по ул. .... д. ***, № *** по ул.... д. ***

Кроме того, согласно п. 94 ППБ 01-03, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается в населенных пунктах на органы местного самоуправления.

При проверке выявлено, что в нарушение требований законодательства не оборудованы подъездами с площадками с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды водоемы: № *** по ул. ...., д. ***, № *** парк им. .... № *** ул. ...., № *** ул. ...., № *** ул. .... д. ***, № *** ул. .... д. *** № *** ул. .... д. ***, № *** .... переулок д. ***, № *** ул. .... д. ***, № *** ул. .... д. ***, № *** ул. .... д. *** № *** ул. ...., № *** ул. .....

В соответствии с п. 90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

П. 87 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года № 167 установлено, что организация водопроводно - канализационного хозяйства обязана обеспечить установку на видных местах указателей пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным в колодцах, находящихся на обслуживании организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Согласно решения Собрания депутатов Печорского района от 26 августа 2005 года № 10 за муниципальным предприятием «ХХХ» на праве хозяйственного ведения закреплены сети водоснабжения по улицам ...., ...., ...., ...., ...., ...., ...., ...., поселка .....

В нарушение требований законодательства о пожарной безопасности со стороны органов местного самоуправления городского поселения «ХХХ» и муниципального предприятия «ХХХ» меры по оборудованию гидрантов и водоемов соответствующими указателями не предпринимаются.

Невыполнение органами местного самоуправления городского поселения «ХХХ» предоставленных им законодательством полномочий влечет нарушение требований пожарной безопасности и ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, что является недопустимым.

Прокурор просит признать бездействие Администрации городского поселения «ХХХ» и МП «ХХХ» по неустранению нарушений законодательства о пожарной безопасности незаконными.

Обязать Администрацию городского поселения «ХХХ» устранить выявленные нарушения норм пожарной безопасности:

-осуществить ремонт пожарных гидрантов: №*** по ул. ...., № *** по ул. .... д. ***, № *** по ул. .... - ...., № *** по ул. ...., № *** по ул. ...., № *** по ул. ...., № *** по ул. ...., № *** по ул. .... д. ***, № *** по ул. .... д. ***, № *** по ул. .... д. ***, № *** по ул. .... д. ***, № *** по ул. .... д. ***, № *** по ул. ...., № *** по ул. .... д. ***, № *** по ул. .... возле лагеря «ХХХ», № *** по ул. .... д. ***, № *** по ул. .... д. ***, № *** по ул. .... д. ***, № *** по ул. .... д. *** № *** по ул. .... д. ***, № *** по ул. .... д. ***, № *** .... шоссе. № *** по ул. .... д. ***, № *** по ул. .... д. ***, № *** по ул. .... д. ***, № *** по ул. .... напротив детского сада «ХХХ», № *** по ул. ...., д. ***, № *** по ул. ...., д. ***

-оборудовать подъездами с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года водоемы: № *** по ул. .... д. ***, № *** парк им. ..... № *** ул. ...., № *** ул. .... № *** ул. .... д. ***, № *** ул. .... д. ***, № *** ул. .... д. ***, № *** .... переулок д. ***, № *** ул. .... д. ***, № *** ул. .... д. ***, № *** ул. .... д. ***. № *** ул. ...., № *** ул. .....

обязать Администрацию городского поселения «ХХХ» и МП «ХХХ» у гидрантов и водоемов (водоисточников), расположенных на территории муниципального образования «ХХХ», а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий).

В судебном заседании прокурор Миловидова О.В. поддержала заявленные требования и доводы, указанные в заявлении, в полном объеме, пояснив, что орган местного самоуправления обязан содержать гидранты, выделять средства на их ремонт и замену, осуществлять контроль за их состоянием.

Те же действия Администрация городского поселения обязана производить по отношению к противопожарным водоемам.

Обязанность установки указателей в соответствии с законодательством лежит на МП «ХХХ», но Администрация поселения обязана контролировать выполнение данной обязанности.

В адрес Администрации городского поселения и МП «ХХХ» в **.**.****, **.**.**** и **.**.**** годах вносились предписания об устранении указанных нарушений правил пожарной безопасности, должностные лица привлекались к административной ответственности, но и после этого нарушения устранены не были.

Глава Администрации городского поселения «ХХХ» Батова Н.В. признала факт нарушений правил пожарной безопасности, пояснив, что все эти нарушения возникли из-за того, что меры пожарной безопасности финансируются недостаточно.

Финансирование указанных мер производится только за счет районной программы «Пожарная безопасность на **.**.**** годы». В **.**.**** году в рамках этой программы поселению выделено 78 500 рублей, из них 20 000 рублей - на приобретение гидрантов, на содержание противопожарных водоемов - 23 400 рублей, приобретение первичных средств пожаротушения - 200 рублей.

Собственных доходов поселение не имеет, те средства, что поступают из районного бюджета, используются по назначению. В настоящее время приобретены и установлены два гидранта, один гидрант отремонтирован силами МП «ХХХ».

Она не согласна с тем, что Администрация поселения бездействует в решении вопросов обеспечения пожарной безопасности, но для устранения всех нарушений необходимо время не менее 2-3 лет.

В летнее время будут приняты меры к очистке водоемов в пределах отпущенных материальных средств. Такие работы производились в 2009 году по договору с ООО «ХХХ». **.**.**** года такой договор заключен с МП «ХХХ»

Представитель МП «ХХХ» Беляева И.А. требования прокурора признала частично и пояснила, что предприятие не бездействует. В мае 2010 г. директором МП издан приказ о создании комиссии по проверке состояния пожарных гидрантов, состоящих на балансе МП «ХХХ». **.**.**** г. комиссия произвела проверку гидрантов, по результатам проверки составлен акт. Предприятие за счет собственных средств производит ремонт неисправных гидрантов. Работы по ремонту будут продолжены.

Что касается установки указателей, то в настоящее время ведется работа по их изготовлению, в ближайшее время они будут установлены.

Начальник ПЧ-*** Круглов А.А. пояснил в судебном заседании, что в соответствии с правилами пожарной безопасности гидранты должны находиться в исправном состоянии. Дважды в год их состояние проверяется с участием ПЧ-*** с каждым годом оно ухудшается. В последние 15-20 лет гидранты не заменяются и не ремонтируются. Кроме того, в связи с изношенностью водопроводных сетей, частыми их ремонтами, некоторые гидранты повреждаются, затем также не ремонтируются и не заменяются.

Он сам участвовал в разработке программы «Пожарная безопасность», ему известно, что средств для приобретения новых гидрантов выделяется мало.

На территории города имеется 15 противопожарных водоема. Семь из них оборудованы подъездными путями, восемь - требуют очистки и оборудования подъездных путей.

Установка указателей направления к гидрантам не требует значительных материальных затрат и времени.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесено к вопросам местного значения поселений.

В соответствии со ст. 63 Федерального закона РФ от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности,

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно п. 3.1. «Свода правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 8.13130.2009», утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 года № 178, в соответствии с п. 10 ст. 16 Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», источниками наружного противопожарного водоснабжения являются: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 127 Федерального закона РФ от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.

Пунктом 89 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ-01-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года, сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения.

Согласно п. 94. ППБ 01-03, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается в населенных пунктах - на органы местного самоуправления.

Таким образом, из приведенных норм следует, что поддержанию в надлежащем состоянии пожарных гидрантов и водных объектов, используемых для целей пожаротушения, является обязанностью органа местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что на городских сетях водоснабжения расположены 69 пожарных гидрантов, 27 из них находятся в неисправном состоянии, а именно, гидранты: №*** по ул. ...., №*** по ул. .... д. ***, №*** по ул. .... - .... шоссе, №*** по ул. ...., №*** по ул. ...., №*** по ул. ...., №*** по ул. ...., №*** по ул. .... д. ***, №*** по ул. .... д. ***, №*** по ул. .... д. ***, №*** по ул. .... д.***, №*** по ул. .... д. *** №*** по ул. ...., №*** по ул. .... д. ***, №*** по ул. .... возле лагеря «ХХХ», №*** по ул. .... д. ***, №*** по ул. .... д. ***, №*** по ул. .... д. ***, №*** по ул. .... д. ***, №*** по ул. .... д. ***, №*** по ул. .... д. ***, №*** .... шоссе, №*** по ул. .... д. ***, №*** по ул. .... д. ***, №*** по ул. .... д. ***, №*** по ул. ...., напротив детского сада «ХХХ», №*** по ул. .... д. ***, №*** по ул. .... д. ***, что подтверждается материалами проверки, объяснениями участников процесса.

В судебном заседании установлено также, что не оборудованы подъездами с площадками для установки пожарных автомобилей и забора воды водоемы: №*** по ул. ...., мясокомбинат, №*** ул. .... д. *** №*** ул. .... д. ***, №*** ул. .... д. ***, №*** .... переулок д. *** №*** ул. .... д. ***, №*** ул. .... д. *** №*** ул. .....

Кроме того, в соответствии с п. 90. ППБ 01-03, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Такие указатели отсутствуют.

Пунктом 87 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года №167, установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечить установку на видных местах указателей пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным в колодцах, находящихся на обслуживании организации водопроводно-канализационного хозяйства.

В соответствии с абз. 3 подп. 5.3. п. 5 Устава муниципального предприятия «ХХХ», утвержденного решением Собрания депутатов Печорского района от 30.12.2004 года №1, муниципальное предприятие «Печорские тепловые сети» осуществляют деятельность по оказанию услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.

Согласно решения Собрания депутатов Печорского района от 26.08.2005 года №10 за муниципальным предприятием «ХХХ» на праве хозяйственного ведения закреплены сети водоснабжения по улицам ...., ...., ...., ...., ...., ...., ...., поселка ...., поселка .....

МП «ХХХ» в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности необходимые указатели не установили, а со стороны органов местного самоуправления городского поселения «ХХХ» отсутствует контроль за выполнением данной обязанности.

Невыполнение органами местного самоуправления городского поселения «....» полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье людей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора об устранении нарушений правил пожарной безопасности удовлетворить частично.

Обязать Администрацию городского поселения «ХХХ» обеспечить ремонт и замену в срок до **.**.**** года 4 гидрантов, в срок до **.**.**** года - 5 гидрантов, до **.**.**** года - 2 гидрантов, до **.**.**** года - 6 гидрантов, до **.**.**** года - 10 гидрантов.

Обязать Администрацию городского поселения «ХХХ» в срок до **.**.**** года обеспечить очистку и оборудование 8 противопожарных водоемов подъездными путями с твердым покрытием.

Обязать МП «ХХХ» в срок до **.**.**** года у гидрантов и противопожарных водоемов (водоисточников), расположенных на территории муниципального образования «ХХХ», а также по направлению движения к ним установить указатели.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 дней со дня провозглашения через Печорский районный суд.

Судья Н.Р. Онькова

Решение в кассационном порядке не обжаловалось.

Вступило в законную силу.