Решение по иску о признании незаконным бездействие государственного учреждения по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму



Дело № 2-79/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Печоры Псковской области **.**.****г.

Печорский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Оньковой Н.Р.,

с участием заместителя прокурора Печорского района Миловидовой О.В.,

при секретаре Мирошниченко Т.Е.,

а также с участием представителя третьего лица Бабичева В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Печорского района к ГУСО «Бобровский дом-интернат для умственно-отсталых детей» о признании незаконным бездействия ГУСО «Бобровский дом-интернат для умственно-отсталых детей» по неустранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Печорского района обратился в суд с иском к ГУСО «Бобровский дом-интернат для умственно-отсталых детей» о признании незаконным бездействия ГУСО «Бобровский дом-интернат для умственно-отсталых детей» по неустранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму.

Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой района в порядке контроля проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в ГУСО «Бобровский дом-интернат для умственно-отсталых детей».

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты возложена на руководителя организации.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований «Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03», а именно:

- специальное обучение персонала интерната по эвакуации больных, относящихся к категории маломобильных, не проведено, чем нарушен п. 17 ППБ 01-03;

- в центральном здании интерната в коридоре второго этажа для отделки пола применен материал (линолеум) классом пожарной опасности более, чем В2, РП2, Д3, Т2, чем нарушен п. 3 ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

- в помещениях солярия в коридоре на путях эвакуации для отделки пола применен материал (дерево) классом пожарной опасности более, чем В2, РП2, Д3, Т2, чем нарушен п. 3 ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

- на приемно-контрольном приборе системы пожарной сигнализации в центральном корпусе, ряд шлейфов отключены, отсутствует маркировка прибора, коридор второго этажа не в полной мере оборудован пожарными извещателями, чем нарушен п. 34, 98 ППБ 01-03;

- водонапорная башня не оборудована переходным устройством для отбора воды пожарной техникой в любое время года, чем нарушен п. 95 ППБ 01-03;

- здание интерната не обеспечено наружной приставной лестницей, чем нарушен п. 180 ППБ 01-03;

- проверка сетей внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу не проведена. Акты (заключения) о проверке указанных сетей отсутствуют, чем нарушен п. 34, 89 ППБ 01-03;

- подъезд к реке не оборудован площадкой с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для забора воды пожарным автомобилем, чем нарушен п. 94 ППБ 01-03;

- на приемно - контрольном приборе системы пожарной сигнализации в здании банно-прачечного комбината отсутствует маркировка прибора, чем нарушен п. 34, 98 ППБ 01-03;

- в здании банно-прачечного комбината электрокабель, смонтированный от вводного щита к распределительному электрощиту помещений прачечной, не защищен в соответствии с требованиями документов по электроэнергетике, чем нарушены п. 57 ППБ 01-03, п. 7.1.22 Правил устройства электроустановок;

- по территории интерната проложены участки воздушных линий электропередач, не соответствующие требованиям документов по электроэнергетике, чем нарушены п. 57 ППБ 01-03, п. 2.4.95 ПЭУ.

В соответствии с п. п. 7, 12 ст. 2 ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму в РФ названы принципы приоритета мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, то есть на основании ст. 3 ФЗ № 35-ФЗ - выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

Несоблюдение правил пожарной безопасности в ГУСО, в случае совершения террористического акта, объективно может затруднить минимизацию его последствий, создает условия реальной угрозы жизни и здоровью детей-инвалидов.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Прокурор просит признать незаконным бездействие ГУСО «Бобровский дом-интернат для умственно-отсталых детей» по неустранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму, обязать ГУСО устранить выявленные нарушения норм пожарной безопасности.

В судебном заседании прокурор Миловидова О.В. заявленные требования поддержала частично и пояснила, что указанные нарушения требований пожарной безопасности выявлены прокуратурой района в **.**.****г., в связи с чем, в адрес директора ГУСО внесено представление № *** от **.**.****г.. Согласно ответу № *** от **.**.****г. на представление, устранение нарушений правил пожарной безопасности учтены в проектно-сметной документации, изготавливаемой для проведения ремонта спального корпуса в **.**.****г.. До настоящего времени устранены не все нарушения

Прокурор в судебном заседании отказался от требований в части обязания ответчика произвести маркировку приборов на приемно-контрольном приборе системы пожарной сигнализации в центральном корпусе и в здании банно-прачечного комбината, смонтировать электрокабель в помещении банно-прачечного комбината от вводного щита к распределительному электрощиту в соответствиями с требованиями по электроэнергетике, обеспечить здание интерната приставной наружной лестницей в связи с тем, что в настоящее время указанные нарушения устранены.

Просит признать незаконным бездействие ГУСО «Бобровский дом-интернат для умственно-отсталых детей» по неустранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и противодействию терроризму и обязать ГУСО устранить выявленные нарушения норм пожарной безопасности, установив для этого реальные сроки.

Представитель ответчика Лесников В.В. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Ранее в судебном заседании исковые требования признал частично и пояснил, что обучение персонала по эвакуации больных должно проводить ГОУ «Учебно-курсовой комбинат жилищно-коммунального хозяйства» один раз в год на базе интерната. Стоимость обучения составляет около *** рублей. **.**.****г. ими подана заявка на проведение обучения, они готовят договор. Ранее у них не было средств на проведение обучения персонала, так как бюджет был утвержден только в конце **.**.****г., и на эту статью расходов деньги им не выделялись. Сам он проходил обучение и имеет право обучать свой персонал, ранее он так и делал. На **.**.****г. такое обучение запланировано.

В настоящее время проводится капитальный ремонт интерната, средства на это выделяются из областного бюджета по программе «Поддержка детей-инвалидов». В **.**.****г. они освоили *** рублей и отремонтировали 1-й этаж здания интерната. **.**.****г. запланировано проведение капитального ремонта 2-го этажа, и в том числе замена линолеума с соблюдением всех норм противопожарной безопасности. Смета на ремонтные работы составлена и находится в Управлении капитального строительства, будет проводиться аукцион.

Пол в солярии также будет заменен во время капитального ремонта.

На приемно-контрольном приборе системы пожарной сигнализации в центральном корпусе шлейфы подключены, маркировка прибора произведена. Коридор 2-го этажа будет дооборудован пожарными извещателями после проведения ремонтных работ 2-го этажа.

На территории интерната расположена водонапорная башня, которая оборудована переходным устройством для отбора воды пожарной техникой, так же в корпусе здания имеются *** кранов для подключения пожарных рукавов. Вторая водонапорная башня не оборудована переходным устройством, она находится в отдалении от зданий интерната, подъезд к ней на пожарной машине затруднен.

В настоящее время здание интерната оборудовано наружной приставной лестницей.

Для проведения проверки сетей внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу, необходимо вызвать пожарную машину, то есть сделать заявку в пожарную часть. До **.**.****г. подобные заявки не принимались, у них имеется договоренность на вторую половину **.**.****г..

Подъезд к реке не оборудован площадкой, но рядом с территорией интерната имеются иные источники воды, которые приспособлены для забора воды пожарными машинами. Для оборудования площадки необходимо проведение дорогостоящих земельных работ, деньги на которые им не выделяются.

Маркировка прибора на приемно-контрольном приборе системы пожарной сигнализации в здании банно-прачечного комбината имеется.

В конце **.**.****г. в здании банно-прачечного комбината электрокабель, смонтированный от вводного щита к распределительному электрощиту помещений прачечной, защищен в соответствии с требованиями документов по электроэнергетике.

Воздушные линии электропередач были построены в **.**.****г. в соответствии с требованиями документов по электроэнергетике. В настоящее время требования изменились, из-за недостаточности материальных средств произвести их переоборудование затруднительно, при наличии финансирования эти работы будут выполнены.

Представитель привлеченной в качестве соответчика Администрации Псковской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без их участия, представил в суд письменные возражения, в соответствии с которыми считает, что Администрация Псковской области ответчиком по делу не является, поскольку учредителем и главным распорядителем средств областного бюджета при обеспечении деятельности государственных учреждений социального обслуживания является Главное государственное управление социальной защиты населения.

Представитель третьего лица Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и имущественным отношениям в судебное заседание не явился, письменным заявлением просит рассмотреть дело без их участия, заявленные требования поддерживает.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участники процесса против этого не возражают.

Представитель третьего лица Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Бабичев В.Н. исковые требования прокурора признал частично, пояснив, что некоторые нарушения правил пожарной безопасности устранены, оставшиеся будут устранены, в частности, в ходе капитального ремонта второго этажа центрального корпуса.

Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области является учредителем и главным распорядителем средств областного бюджета обеспечения деятельности государственных учреждений социального обслуживания. Управление принимает все меры для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, но из-за недостаточности материальных средств не все нарушения могут быть устранены своевременно.

При наличии финансирования будут устранены все выявленные нарушения.

Свидетель Колюкаев Р.В. в судебном заседании показал, что является старшим инспектором отдела надзорной деятельности по Печорскому и Палкинскому району управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Псковской области.

**.**.****г. им была проведена проверка исполнения предписания от **.**.****г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности в ГУСО ««Бобровский дом-интернат для умственно-отсталых детей», в ходе которой были выявлены ряд нарушений. В настоящее время ряд нарушений устранен, но оставшиеся необходимо также устранить, так как их наличие угрожает жизни и здоровью людей.

Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования прокурора подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведения плановой проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в ГУСО «Бобровский дом-интернат для умственно-отсталых детей» были выявлены нарушения требований ФЗ "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) и норм пожарной безопасности.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты возложена на руководителя организации.

В соответствии с требованиями этого же закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, организаций.

Согласно Устава ГУСО «Бобровский дом-интернат для умственно-отсталых детей» является некоммерческой организацией.

Имущество учреждения является государственной собственностью Псковской области и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

В соответствии с п. 7.2 Устава, утвержденного приказом Главного государственного управления социального развития и труда Псковской области от 10.02.2006 года № 93, контроль за деятельностью ГУСО осуществляется Главным государственным управлением социальной защиты населения Псковской области, контроль за эффективностью использования и сохранностью государственного имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, осуществляется Государственным комитетом Псковской области по экономическому развитию и имущественным отношениям.

В соответствии с Положением о Главном государственном управлении социальной защиты населения Псковской области, утвержденным Постановлением Администрации Псковской области от 13.07.2009 г. № 236, управление является главным распорядителем средств областного бюджета по подведомственным распорядителям и получателям средств областного бюджета, а также получателем средств областного бюджета (п.1.8).

К полномочиям управления относятся Управление обеспечение деятельности подведомственных государственных учреждений социального обслуживания, в том числе укрепление их материально-технической базы, осуществление контроля за их деятельностью, в том числе финансового контроля в пределах компетенции Управления (п.3.1.45).

Таким образом, исходя из требований законодательства, ГУСО «Бобровский дом-интернат для умственно-отсталых детей» обязан устранить нарушения требований пожарной безопасности.

Сроки для устранения нарушений требований пожарной безопасности суд устанавливает с учетом мнения участников процесса, исходя из объема необходимых работ и финансирования этих работ.

Финансирование мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности должно произвести Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области.

Администрация Псковской области не может быть ответчиком по заявленным требованиям, поскольку в соответствии со ст. 4 Закона Псковской области от 10.02.1998 г. № 5-оз только принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений области, а также об участии области в хозяйственных обществах.

Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Администрации Псковской области от 17.08.2009 г. № 306, является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере имущественных отношений и использования земельных ресурсов на территории области, целью деятельности которого является реализация государственной политики в сфере имущественных и земельных отношений на территории области.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Печорского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ГУСО «Бобровский дом-интернат для умственно-отсталых детей» по неустранению нарушения законодательства о пожарной безопасности и противодействию терроризму.

Обязать ГУСО «Бобровский дом-интернат для умственно-отсталых детей» устранить нарушения требований пожарной безопасности в следующие сроки:

- провести специальное обучение персонала интерната по эвакуации больных, относящихся к категории маломобильных, - в **.**.****г.;

- в центральном здании интерната в коридоре второго этажа для отделки пола произвести замену линолеума на отвечающий требованиям пожарной безопасности - в срок до **.**.****г.;

- в помещениях солярия в коридоре на путях эвакуации для отделки пола произвести замену материала на отвечающий требованиям пожарной безопасности - в срок до **.**.****г.;

- на приемно-контрольном приборе системы пожарной сигнализации в центральном корпусе произвести маркировку прибора, оборудовать коридор второго этажа пожарными извещателями - в срок до **.**.****г.;

- водонапорную башню оборудовать переходным устройством для отбора воды пожарной техникой в любое время года - в срок до **.**.****г.;

- произвести проверку сетей внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу - в срок до **.**.****г.;

- оборудовать подъезд к реке площадкой с твердым покрытием размером не менее *** метров для забора воды пожарным автомобилем - в срок до **.**.****г.;

- произвести замену на территории интерната участков воздушных линий электропередач на соответствующие требованиям документов по электроэнергетике - в срок до **.**.****г..

Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области обеспечить финансирование мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности ГУСО «Бобровский дом-интернат для умственно-отсталых детей».

В иске к Администрации Псковской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Печорский районный суд в течение 10 дней.

Судья Онькова Н.Р. Решение вступило в законную силу. В кассационном порядке не обжаловалось .