Дело № 2-197/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Печоры Псковской области **.**.**** г. Печорский районный суд Псковской области в составе: судьи В.В.Катаевой, с участием заместителя прокурора Печорского района, Миловидовой О. В., при секретаре Скубко Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Печорского района в защиту интересов муниципального образования «ХХХ» к Грушину В.Б. о признании незаконными действий по изданию правовых актов, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Печорского района обратился в суд с иском в защиту интересов муниципального образования «ХХХ» Печорского района Псковской области о признании незаконными действий ответчика по изданию им правовых актов от имени исполняющего полномочия Главы сельского поселения «ХХХ». В заявлении указано, что **.**.**** г. Грушиным В.Б. изданы распоряжение и.п. Главы сельского поселения «ХХХ» № 1/21.03.2011-р «О публичных слушаниях по проекту местного бюджета сельского поселения на 2011 финансовый год и отчете об исполнении местного бюджета за 2010 финансовый год», которым на **.**.**** г. назначены публичные слушания по проекту местного бюджета, а также постановление и.п. Главы сельского поселения «ХХХ» от 21.03.2011 года №1/21.03.2011-п «О созыве 13-й сессии Собрания депутатов сельского поселения «ХХХ» второго созыва». Оба правовых акта от имени и.п. Главы сельского поселения «ХХХ» подписаны Грушиным В.Б. который, в силу требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», таковым не является. Частью 7 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что, в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования. Аналогичные положения содержатся в ст. 4 Закона Псковской области от 14.06.2006 № 556-оз «О статусе главы городского (сельского) поселения». Устав муниципального образования «ХХХ» не содержит норм, устанавливающих должностное лицо, на которое, в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, должны быть возложены его полномочия. Частью 1 статьи 2 Закона № 131-ФЗ дано определение должностного лица местного самоуправления. Это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. При этом, выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. Заместитель председателя представительного органа муниципального образования, избираемый из состава депутатов, не является должностным лицом местного самоуправления и не может временно исполнять полномочия главы муниципального образования в случае, если его полномочия досрочно прекращены. Решением Печорского районного суда от **.**.**** г. по указанным выше основаниям признано незаконным решение Собрания депутатов сельского поселения «ХХХ» от 22.10.2010 № 4 «Об утверждении временно исполняющего полномочия Главы муниципального образования «ХХХ». Несмотря на требования законодательства и решение суда Грушин В.Б. продолжает осуществлять свою деятельность от имени и.п.Главы сельского поселения «ХХХ», принимая решения, не относящиеся к его компетенции. Согласно ч. 2 ст. 28 Закона № 131-ФЗ, публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования. Издавая распоряжение и.п. Главы сельского поселения о назначении публичных слушаний, Грушин В.Б. действовал в рамках полномочий определенных для Главы сельского поселения, исполнять полномочия которого он не вправе в силу закона и решения суда. Публичные слушания являются одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Назначение публичных слушаний неуполномоченным лицом влечет их недействительность, тем самым нарушается право граждан на осуществление ими местного самоуправления, закрепленное в статье 3 Федерального закона № 131-ФЗ. Действия Грушина В.Б. грубо нарушают принцип соблюдения законности, установленный ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Просит признать незаконными действия Грушина В.Б. по изданию им правовых актов от имени исполняющего полномочия Главы сельского поселения «ХХХ»: распоряжения и.п. Главы сельского поселения «ХХХ» № 1/21.03.2011-р «О публичных слушаниях по проекту местного бюджета сельского поселения на 2011 финансовый год и отчете об исполнении местного бюджета за 2010 финансовый год»; постановления и.п. Главы сельского поселения «ХХХ» от 21.03.2011 года №1/21.03.2011-п «О созыве 13-й сессии Собрания депутатов сельского поселения «Изборская волость» второго созыва». В судебном заседании прокурор заявленное требование поддержал, сославшись на изложенное в заявлении, а также пояснил, что ранее Главой сельского поселения «ХХХ» избиралась Дроздова Г.А. которая **.**.**** г. подала в отставку, ее полномочия, в соответствии с законом, прекращены. В случае досрочного прекращения обязанностей главы Муниципального образования, его полномочия исполняет должностное лицо органа местного самоуправления. Грушин В.Б., будучи депутатом и заместителем председателя Собрания депутатов сельского поселения «ХХХ», должностным лицом не является, соответственно, не может исполнять полномочия Главы сельского поселения. **.**.**** г. решением Собрания депутатов сельского поселения «ХХХ» Грушин В.Б. утвержден временно исполняющим полномочия Главы сельского поселения «ХХХ». Собрание депутатов было неправомочно принимать такое решение. Решением суда от **.**.**** г. данное решение Собрания депутатов признано незаконным, но Грушин В.Б. продолжает издавать и подписывать правовые акты от имени исполняющего полномочия Главы сельского поселения, нарушая принцип законности в деятельности органов местного самоуправления. Ответчик Грушин В.Б. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно, что подтверждается почтовым уведомлением, возражений на заявление в суд не представлено. Представитель третьего лица, Администрации Псковской области, председатель Комитета по вопросам местного самоуправления Администрации области, Смирнова Т.М. требование прокурора находит обоснованным, а также пояснила, что ранее полномочия главы ХХХ волости, Грушина В.Б. прекращены досрочно решением Собрания депутатов сельского поселения № 4 от 20.09.2010 года. Частью 7 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что, в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования. Уставом муниципального образования «ХХХ» не определено то должностное лицо, которое, в силу уставной нормы, временно исполняет полномочия главы муниципального образования. Вместе с тем, исполнение полномочий по руководству деятельностью Администрации поселения решением Собрания депутатов от 20.09.2010 года № 6 возложено на заместителя Главы Администрации поселения, а, в соответствии со ст. 6 Регламента Собрания депутатов, в случае отсутствия Главы поселения, сессии созывает и ведет заместитель председателя Собрания депутатов. По совокупности указанных решений, руководство деятельностью Собрания депутатов и Администрации поселения было обеспечено. Однако, исполнение собственных полномочий главы муниципального образования в деятельности поселения осталось незакрепленным. Грушин избран заместителем председателя Собрания депутатов и осуществляет полномочия заместителя председателя на непостоянной (нештатной) основе. Распоряжение и.п. Главы сельского поселения «ХХХ» от **.**.**** г. о назначении публичных слушаний и постановление и.п. Главы сельского поселения «ХХХ» от **.**.**** г. о созыве сессии изданы Грушиным В.Б. с указанием должности подписавшего их лица «и.п. Главы поселения», что не имеет нормативного основания. Согласно ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ, публичные слушания, как одна из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления, проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования. Издавая распоряжение и.п. Главы сельского поселения «ХХХ» о назначении публичных слушаний, Грушин В.Б., в отсутствие правовых оснований, реализовал полномочия главы муниципального образования, что нарушает принцип законности в деятельности органов местного самоуправления. Тем самым, распоряжение и.п. Главы сельского поселения «ХХХ» о назначении публичных слушаний и постановление и.п. Главы сельского поселения «ХХХ» о созыве сессии заместителем председателя Собрания депутатов, Грушиным В.Б. изданы незаконно. Выслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит требование подлежащим удовлетворению. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Собрание депутатов сельского поселения «ХХХ» сформировано на выборах 14 марта 2010 года. Глава сельского поселения «ХХХ», Дроздова Г.А., **.**.**** г. подала в отставку, ее полномочия, в соответствии с законом, прекращены. В соответствии с ч. 7 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с Уставом муниципального образования. Указанное положение содержится и в ст. 4 Закона Псковской области от 14 июня 2006 года № 556-оз «О статусе главы городского (сельского) поселения». Устав муниципального образования «ХХХ» норм, устанавливающих должностное лицо, на которое, в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, должны быть возложены его полномочия, не содержит. Согласно части 1 статьи 2 Закона № 131-Ф3, должностным лицом местного самоуправления является выборное, либо заключившее контракт (трудовой договор), лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. При этом, выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. Решением Собрания депутатов сельского поселения «ХХХ» № 3 от 22 октября 2010 года Грушин В.Б. избран заместителем председателя Собрания депутатов сельского поселения «ХХХ». Заместитель председателя представительного органа муниципального образования, избираемый из состава депутатов, не является должностным лицом местного самоуправления, соответственно, не может временно исполнять полномочия главы муниципального образования в случае досрочного прекращения полномочий. Кроме того, решением Печорского районного суда от **.**.**** г. по этим же основаниям признанно незаконным решение Собрания депутатов сельского поселения «ХХХ» от 22.10.2010 года № 4 «Об утверждении временно исполняющего полномочия Главы муниципального образования «ХХХ», которое вступило в законную силу, и, согласно ст. 13 ГПК РФ, является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций. В связи с изложенным, требование прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, госпошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от её уплаты. Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Печорского района удовлетворить. Признать незаконными действия Грушина В.Б. по изданию им правовых актов от имени исполняющего полномочия Главы сельского поселения «ХХХ» Печорского района Псковской области - распоряжения и.п. Главы сельского поселения «ХХХ» № 1/21.03.2011-р «О публичных слушаниях по проекту местного бюджета сельского поселения на 2011 финансовый год и отчете об исполнении местного бюджета за 2010 финансовый год» и постановления и.п. Главы сельского поселения «ХХХ» от 21.03.2011 года №1/21.03.2011-п «О созыве 13-й сессии Собрания депутатов сельского поселения «ХХХ» второго созыва». Взыскать с Грушина В.Б. госпошлину в сумме *** (ХХХ) рублей в доход местного бюджета. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Печорский районный суд в течение 10 дней. В окончательной форме решение изготовлено **.**.**** г.. Судья В.В. Катаева Решение в кассационном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.