Дело № 2-280/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Печоры **.**.****г. Печорский районный суд Псковской области в составе: судьи Катаевой В.В., с участием заместителя прокурора Печорского района, Миловидовой О.В., при секретаре Скубко Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Печорского района в интересах граждан на благоприятную окружающую среду к МП «Благоустройство», о запрете использования земельного участка для захоронения твердых бытовых отходов, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Печорского района обратился с иском в интересах граждан на благоприятную окружающую среду к МП «Благоустройство» о запрете использования земельного участка для захоронения твердых бытовых отходов, до получения лицензии, В заявлении указывается, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации бытовых и промышленных отходов. Устройство и содержание полигонов для твердых бытовых отходов предусмотрено санитарными правилами «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утвержденные Приказом Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16 от 30.05.2001 года. В соответствии с указанным актом, полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО, с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов 1-V классов опасности, подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня. Решением Собрания депутатов Печорского района от 22-30.12.2008 года № 84, согласовано предоставление в долгосрочную аренду земельного участка в районе д. ...., Печорского района, площадью ххх кв.м, для утилизации твердых бытовых отходов. Указанный земельный участок предоставлен в долгосрочную аренду МП «Благоустройство» решением Собрания депутатов Печорского района от 01.07.2010 года № 155. **.**.****г. между муниципальным образованием «ххх» и муниципальным предприятием «Благоустройство» заключен договор аренды земельного участка № ***. Из акта обследования и выбора площадки, утвержденного решением районного Собрания депутатов Печорского района от 01.07.2010 года № 139, на момент выбора площадки для утилизации твердых бытовых отходов, следует, что необходимы специальные изыскания, которые не проведены. МП «Благоустройство», в соответствии с Уставом предприятия, утвержденным решением Собрания депутатов Печорского района от 26.08.2005 года № 1, осуществляет сбор и утилизацию бытовых отходов, содержание свалок. Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-1V классов опасности, подлежит лицензированию, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Муниципальное предприятие лицензии на данный вид деятельности не имеет, то есть незаконно осуществляет деятельность по размещению отходов на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью ххх кв.м, находящемся по адресу: Псковская область, Печорский район, д. ...., для захоронения твердых бытовых отходов. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться, в соответствии с санитарными правилами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Нарушение законодательства об отходах производства и потребления негативным образом сказывается на состоянии окружающей природной среды и может вызвать возникновение опасных заболеваний среди населения. Просит в заявлении запретить муниципальному предприятию «Благоустройство» использовать земельный участок для захоронения твердых бытовых отходов. В судебном заседании прокурор поддержал заявленное требование, просит его удовлетворить, пояснив, что с **.**.****г., фактически, ответчик незаконно, в отсутствие лицензии, осуществляет деятельность по сбору, утилизации бытовых отходов, содержанию свалок, в связи с чем неоднократно привлекался к административной ответственности, в отношении руководителя возбуждалось уголовное дело, которое, в связи с деятельным раскаянием, в **.**.****г. было прекращено. Несмотря на принятые в отношении ответчика меры, осуществление данного вида деятельности предприятием продолжается, в нарушение требований законодательства, без лицензии, которая в течение нескольких лет ответчиком так и не была получена. Санитарно-эпидемиологического заключения на используемый под свалку участок не имеется, специальные изыскания не проведены. До настоящего времени предприятие незаконно осуществляет деятельность по размещению отходов на земельном участке в д. ..... Просит запретить ответчику до получения лицензии использовать земельный участок для захоронения твердых бытовых отходов. Представитель ответчика, МП «Благоустройство», в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что с **.**.****г. принимаются меры к получению лицензии, **.**.****г. заявление о предоставлении лицензии и пакет необходимых документов направлены в Управление Росприроднадзора по Псковской области, вопрос получения лицензии должен решиться в ближайшее время, поэтому просит прокурору отказать в иске. Не отрицает, что в д. .... используется под свалку земельный участок, который до настоящего времени не оборудован и не отвечает предъявляемым требованиям. Также пояснил, что этот участок получен в аренду предприятием, в настоящее время также используется под свалку, но сбором и оформлением надлежащих документов, оборудованием свалки, занимается Администрация Печорского района. Никакой опасности от захоронения на нем бытовых отходов нет, поскольку, периодически проводятся лабораторные исследования, и признаков загрязнения окружающей среды вредными веществами по данным исследований не обнаруживается. Представитель третьего лица, Собрания депутатов Печорского района, Оньков Р.И., с требованиями прокурора не согласен, пояснив, что запрет деятельности по сбору бытовых отходов и их утилизации на месте свалки, в д. ...., может негативно сказаться на окружающей среде, на благополучии городского населения, считает, что должно быть принято решение о возложении на ответчика обязанности по получению лицензии до конца **.**.****г., а не о запрете деятельности и запрете использования земельного участка под свалку. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требование прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться, в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Требования прокурора в данном случае направлены на обеспечение соблюдения требований законодательства и на защиту прав жителей городского поселения «Печоры» на благоприятную окружающую среду. В ходе рассмотрения дела установлено фактическое осуществление сбора и вывоза бытовых отходов, содержание свалки муниципальным предприятием МП «Благоустройство», учредителем которого является представительный орган местного самоуправления - Собрание депутатов Печорского района, Устав предприятия утвержден решением Собрания депутатов Печорского района от **.**.****г. № ***. Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме, как лицензированием. Согласно п. 74 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-1V класса опасности, подлежит лицензированию. Лицензия на данный вид деятельности у ответчика отсутствует, несмотря на то, что данный вид деятельности им осуществляется на протяжении нескольких лет, что и не оспаривается ответчиком в суде. Организация утилизации бытовых отходов относится к вопросам местного значения. Из представленных в деле материалов видно, что Администрацией Печорского района принимаются меры по устройству свалки твердых бытовых отходов в д. .... Печорского района, т.е. на данный момент её состояние не отвечает требованиям санитарных правил к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов, т.е. СанПиН 2.1.7.1038-01. Кроме того, решением Печорского районного суда от 27 апреля 2010 года Администрация района обязана организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования. В соответствии с п.2.1, 2.2. санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01» (СанПин 2.1.7.1038-01), полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО; выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным нормам. Земельный участок предоставлен ответчику в долгосрочную аренду, что подтверждается копией договора № *** от **.**.****г.. Однако, из представленного в деле акта обследования и выбора площадки, утвержденного Решением сессии Собрания депутатов Печорского района № 139 от 01.07.2010 года, видно, что на момент выбора площадки для утилизации твердых бытовых отходов, необходимы были специальные изыскания, которые не проводились. Тем самым, арендованный земельный участок, используемый ответчиком в качестве свалки, не отвечает требованиям действующего законодательства, и потому не подлежит эксплуатации. Деятельность ответчиком по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-1У классов опасности осуществляется без лицензии, то есть также в нарушение требований действующего законодательства. МП «Благоустройство» **.**.****г. подано заявление и пакет документов в Управление Росприроднадзора по Псковской области для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, размещению опасных отходов. Однако, данное обстоятельство не может учитываться судом при принятии решения по заявленному требованию, поскольку, иск заявлен о запрете использования земельного участка для захоронения твердых бытовых отходов до получения ответчиком лицензии на данный вид деятельности. В связи с изложенным, требование прокурора о запрете использования ответчиком земельного участка в д. .... для захоронения твердых бытовых отходов, до получения им лицензии, является обоснованным и подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Печорского района удовлетворить. Запретить муниципальному предприятию «Благоустройство» использовать для захоронения твердых бытовых отходов, земельный участок с кадастровым номером ***, площадью ххх кв.м, находящийся по адресу: Псковская область, Печорский район, д. ...., до получения им лицензии на данный вид деятельности. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Печорский районный суд в течение 10 дней. В окончательной форме решение изготовлено **.**.****г.. Судья В.В. Катаева Решение в кассационном порядке не обжаловано. Вступило в законную силу.