Дело № 2-47/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Печоры Псковской области **.**.**** г. Печорский районный суд Псковской области в составе судьи Оньковой Н.Р., с участием заместителя прокурора Печорского района Миловидовой О.В. при секретаре Евстифееве И.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению избирательного объединения «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Печорского района № 20/125 от 31.01.2012 года «Об отказе в регистрации единого списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Печорского района пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделение КПРФ», У С Т А Н О В И Л: Избирательное объединение «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Печорского района № 20/125 от 31.01.2012 года «Об отказе в регистрации единого списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Печорского района пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделение КПРФ». Заявленные требования мотивированы тем, что решением Собрания депутатов Печорского района четвертого созыва № 4 от 13 декабря 2011 года на 04 марта 2012 года назначены выборы Собрания депутатов пятого созыва. Решение обнародовано в газете «Печорская правда» № 99 от 16 декабря 2011 года. Постановлением Территориальной избирательной комиссии Печорского района (далее - ТИК) № 20/125 от 31.01.2012 года избирательному объединению «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее - избирательное объединение КПРФ) отказано в регистрации единого списка кандидатов. Заявитель считает постановление незаконным, нарушающим право избирательного объединения КПРФ и кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением КПРФ, на реализацию пассивного избирательного права, а именно: быть избранными в органы местного самоуправления Российской Федерации. 19 января 2012 года уполномоченный представитель избирательного объединения КПРФ Рогов А.А. представил в ТИК документы о выдвижении единого списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением КПРФ в Собрание депутатов Печорского района. 21 января 2012 года состоялось заседание ТИК, в ходе которого принято постановление № 16/79 «О заверении единого списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Печорского района пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделение КПРФ». 31 января 2012 года без уведомления избирательного объединения КПРФ и без уведомления уполномоченных представителей избирательного объединения КПРФ, состоялось заседание ТИК, в ходе которого принято постановление № 20/125. Как следует из мотивировочной части обжалуемого постановления ТИК, основанием к его принятию послужил факт выдвижения единого списка кандидатов Бюро Комитета областного отделения КПРФ, что, по мнению ТИК, не соответствует Уставу КПРФ, и, следовательно, нарушает порядок выдвижения кандидатов. Заявитель считает вывод ТИК ошибочным, неверно толкующим Устав политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Из содержания пункта 6.11 Устава КПРФ следует, что Бюро Комитета регионального отделения КПРФ имеет полномочия по выдвижению кандидатов и единых списков кандидатов на дополнительных и повторных выборах, а также может решать иные вопросы по поручению Комитета регионального отделения партии или вышестоящих органов партии. В соответствии с п. 6.2 Устава КПРФ высшим органом регионального отделения КПРФ является конференция, в компетенцию которой входит вопрос о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты органов местного самоуправления. 01.10.2011 г. Конференция Псковского областного отделения КПРФ передала полномочия по выдвижению кандидатов в депутаты органов местного самоуправления пятого созыва Бюро Комитета областного отделения КПРФ. Данное решение принято в строгом соответствии с Постановлением совместного Пленума ЦК и ЦКРК КПРФ от 23.09.2011 г. Просит признать незаконным постановление ТИК Печорского района № 20/125 от 31.01.2012 года, обязать Территориальную избирательную комиссию Печорского района зарегистрировать единый список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Печорского района, выдвинутых избирательным объединением «Псковское областное отделение КПРФ». В судебном заседании представитель избирательного объединения КПРФ Рогов А.А. поддержал заявленные требования, пояснив, что 19.01.2012 г., он, являясь уполномоченным представителем избирательного объединения КПРФ, подал в ТИК Печорского района единый список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Печорского района, выдвинутых избирательным объединением «Псковское областное отделение КПРФ», с приложением всех необходимых документов. Ему было выдано подтверждение о принятии документов. 21.01.2012 г. на заседании ТИК список кандидатов был заверен. Никаких замечаний по поводу оформления списка не поступило, хотя в соответствии с п.10 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ нарушение порядка выдвижения кандидатов (списка кандидатов) является основанием для отказа в заверении списков. После заверения списка был открыт специальный избирательный счет, сдан первый финансовый отчет. До этого, 11.01.2012 г., ТИК была уведомлена о заседании коллегиального органа по выдвижению кандидатов, но представитель ТИК на заседании не присутствовал. После 21-22.01.2012 г. в избирательное объединение КПРФ поступили сведения о том, что в некоторых районах Псковской области отказано в заверении списков кандидатов от КПРФ, так как нарушен порядок выдвижения кандидатов. В связи с этим он, Рогов А.А., по собственной инициативе представил в ТИК Печорского района Постановление Х совместного Пленума ЦК и ЦКРК КПРФ от 23.09.2011 г., чтоб исключить сомнения в правомерности выдвижения кандидатов. Ни до этого, ни после этого ТИК не уведомляла избирательное объединение о наличии каких-либо недостатков в представленных документах. О заседании ТИК 31.01.2012 г. председатель ТИК уведомила его по телефону за 30 минут до начала заседания. В то время он находился в г. Дно, явиться на заседание не имел возможности. В этот же день ему стало известно об отказе в регистрации списка кандидатов от КПРФ. Считает, что никаких оснований для отказа в регистрации списка кандидатов у ТИК не имелось, так как закон при выдвижении кандидатов нарушен не был. Статья 21 Федерального закона «О политических партиях» не запрещает другим коллегиальным органам политических партий, кроме Конференции, принимать решения о выдвижении кандидатов или списков кандидатов. Уставы некоторых политических партий прямо предусматривают такую возможность. В соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 единственным органом, который осуществляет контроль за соответствием деятельности политических партий уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, является Министерство юстиции РФ, которое вправе при выявлении нарушений вынести предупреждение. Таких предупреждений от контролирующего органа ни в адрес других партий, ни в адрес КПРФ не поступало. Ранее избирательное объединение КПРФ Псковской области выдвигало кандидатов (списки кандидатов) не на конференции, решения при этом не оспаривались. На конференции Псковского областного отделения КПРФ 01.10.2011 г., на котором был решен вопрос о делегировании полномочий по выдвижению списка кандидатов Бюро, присутствовали представители Министерства юстиции РФ по Псковской области и избирательной комиссии Псковской области. Замечаний от них не поступило, что подтверждается протоколом. Вопрос о делегировании полномочий Конференции Бюро Комитета областного отделения КПРФ является внутренним вопросом партии, ТИК не наделена полномочиями по контролю за этими решениями. Нарушение Устава не является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов. Представители ТИК Печорского района Круглова Н.И. и Успенский А.С. в судебном заседании заявленные требования не признали, представили письменный отзыв на заявление, и пояснили, что постановление ТИК № 20/125 вынесено в соответствии с законом. В соответствии с законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», законом Псковской области «Избирательный кодекс Псковской области» выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». В соответствии с законом «О политических партиях» решение региональными отделениями политической партии о выдвижении кандидатов, списков кандидатов в депутаты принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. В соответствии с этим же законом политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании Устава политической партии и в соответствии с ним. Устав КПРФ не приведен в соответствие с законом, не предусматривает возможности выдвижения кандидатов, списков кандидатов, иным органом, кроме Конференции. Поэтому, приняв решение о выдвижении списка кандидатов на заседании Бюро Комитета, избирательное объединение КПРФ нарушило закон. В соответствии с Уставом КПРФ Бюро может выдвигать кандидатов только на повторных и дополнительных выборах. Считают, что Конференция не могла делегировать полномочия по выдвижению кандидатов, списков кандидатов иному органу, так как это не предусмотрено ни законом, ни Уставом партии. Список кандидатов КПРФ был заверен 21.01.2012 г., поскольку, по их мнению, в законе отсутствуют основания для отказа в заверении списка. Но сразу после заверения списка представитель избирательного объединения КПРФ Рогов А.А. был в устной форме уведомлен о наличии нарушений при выдвижении списка кандидатов. Именно поэтому Рогов А.А. 29.01.2012 г. представил в ТИК Постановление Х совместного Пленума ЦК и ЦКРК КПРФ от 23.09.2011 г. О заседании ТИК 31.01.2012 г. Рогов А.А. также был уведомлен в этот день за два часа до заседания по телефону. Других недостатков в документах, представленных для регистрации, которые могли бы быть основаниями для отказа в регистрации, не имеется. Регистрация кандидатов и списков кандидатов завершена 01.02.2012 года. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. В судебном заседании установлено, что решением Собрания депутатов Печорского района четвертого созыва № 4 от 13 декабря 2011 года на 04 марта 2012 года назначены выборы депутатов Собрания депутатов пятого созыва. В судебном заседании установлено также, что 19 января 2012 года избирательным объединением КПРФ были представлены в ТИК Печорского района документы о выдвижении единого списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением КПРФ в Собрание депутатов Печорского района. 21 января 2012 года состоялось заседание ТИК, в ходе которого принято постановление № 16/79 «О заверении единого списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Печорского района пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделении КПРФ». 31 января 2012 года состоялось заседание ТИК, в ходе которого принято постановление № 20/125 «Об отказе в регистрации единого списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Печорского района пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделение КПРФ». Основанием принятого решения является то, что в нарушение пункта 2 ст. 25 Федерального закона «О политических партиях» и пункта 6.3 Устава КПРФ решение о выдвижении списка кандидатов в депутаты органа местного самоуправления принято не Конференцией регионального отделения КПРФ, а Бюро Комитета областного отделения КПРФ, в компетенцию которого в силу пункта 6.11 Устава входит выдвижение кандидатов в депутаты лишь на повторных и дополнительных выборах. Суд считает, что выводы ТИК Печорского района не соответствуют требованиям закона. В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". В силу статьи 21 Федерального закона ФЗ от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах. В соответствии с п. 2 ст. 25 «О политических партиях» решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии. Таким образом, федеральным законодательством предусмотрена возможность выдвижения кандидатов (списков в кандидаты) в депутаты иным органом, предусмотренным уставом политической партии. В соответствии с Уставом КПРФ, органами управления регионального отделения КПРФ являются Конференция (высший руководящий орган), которая в силу пункта 6.3 Устава вправе решать любые вопросы, связанные с деятельностью регионального отделения; Комитет (постоянно действующий руководящий орган), который в силу пункта 6.6 Устава вправе самостоятельно решать все вопросы, связанные с деятельностью регионального отделения, не относящиеся к компетенции высших органов КПРФ и конференций региональных отделений, и не урегулированные решениями указанных органов; Бюро Комитета, которое создается для решения политических, организационных и текущих вопросов и, за пределами своей компетенции, вправе принимать решения по другим вопросам по поручению Комитета регионального отделения или вышестоящих органов партии (пункт 6.11 Устава). При этом исключительность полномочий, то есть невозможность принятия решения иным органом, предусмотрена Уставом КПРФ лишь в отношении одного руководящего органа - Съезда КПРФ (пункт 7.2 Устава). Пунктом 1.2 Устава КПРФ предусмотрена самостоятельность структурных подразделений партии в решении вопросов своей внутренней деятельности. Вместе с тем, положения пункта 1.5 Устава КПРФ устанавливают, что действия региональных отделений КПРФ определяются решениями руководящих органов КПРФ, принимаемых в порядке, предусмотренном Уставом. Вопросы официального толкования Устава в силу пункта 8.3 отнесены к компетенции Центрального Комитета КПРФ. Постановлением Х совместного Пленума ЦК и ЦКРК КПРФ от 23 сентября 2011 года в соответствии с п.8.3 Устава КПРФ в порядке толкования положений Устава партии постановлено рекомендовать региональным отделениям политической партии КПРФ при проведении региональных конференций предусмотреть вопрос о делегировании полномочий Конференции непосредственно Бюро Комитета регионального отделения КПРФ по решению вопроса о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) в депутаты на соответствующих муниципальных выборах и иные выборные должности в органы местного самоуправления. Постановлением 2-го этапа ХХХУ1 конференции Псковского областного отделения КПРФ от 01.10.2011 г. высший руководящий орган регионального отделения политической партии в установленном порядке делегировал полномочия Конференции по решению вопросов, связанных с участием избирательного объединения «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в выборах депутатов представительных органов местного самоуправления пятого созыва и на иные выборные должности в органы местного самоуправления Бюро Комитета областного отделения КПРФ. В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ «О политических партиях» и п. 1.2 Устава КПРФ деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом. Таким образом, законодательством для регионального отделения политической партии предусмотрена возможность самостоятельного усмотрения при решении вопросов внутренней деятельности, передача неисключительных полномочий одного органа регионального отделения политической партии другому, и она не может рассматриваться как нарушение требований федерального закона. Так как в соответствии с пп.»а» п.25 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пп.»а» п.9 ст. 36 Закона Псковской области «Избирательный кодекс Псковской области» основанием для отказа в регистрации единого списка кандидатов является несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", а суд не установил таких нарушений, постановление ТИК Печорского района от 31.01.2012 г. № 20/125 не может быть признано законным. Кроме того, суд считает, что территориальной избирательной комиссией нарушен пункт 1.1 статьи 38 ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», из содержания которого следует, что избирательная комиссия при выявлении в результате проверки представленных избирательным объединением документов, неполноты сведений о кандидате (кандидатах) или несоблюдения требований закона к оформлению документов, не позднее чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации списка кандидатов на своем заседании принимает решение об извещении избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, которым утверждается документ, извещающий избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, и (или) о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов. В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки. На заседании избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, приглашается кандидат либо его представитель, уполномоченный представитель избирательного объединения. Незамедлительно после проведения заседания избирательной комиссии решение избирательной комиссии вручается присутствующему на заседании кандидату, его представителю, уполномоченному представителю избирательного объединения либо направляется в адрес кандидата, его представителя, уполномоченного представителя избирательного объединения. Данные требования закона избирательной комиссией выполнены не были, избирательное объединение не было уведомлено о наличии нарушений при оформлении документов. Суд считает, что ТИК не представило доказательств извещения избирательного объединения о времени заседания 31.01.2012 г. Объяснения представителя ТИК Кругловой Н.И. о том, что она в устной форме извещала Рогова А.А. о заседании, не подтверждены объективными и достоверными доказательствами. В связи с допущенными нарушениями избирательное объединение КПРФ было лишено возможности представить свои возражения при принятии решения об отказе в регистрации. В соответствии со статьей 261 ГПК РФ, признав оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, суд удовлетворяет заявление и возлагает обязанность на указанные органы и лица восстановить в полном объеме нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. В связи с тем, что установленный законом срок для регистрации кандидатов на момент рассмотрения настоящего гражданского дела истек, восстановление прав избирательного объединения КПРФ возможно лишь при возложении на избирательную комиссию обязанности зарегистрировать единый список кандидатов. По этой же причине суд считает возможным в соответствии с п. 1 ст. 212 ГПК РФ удовлетворить просьбу заявителя об обращении решения к немедленному исполнению, поскольку замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для заявителя, так как до регистрации единого списка кандидатов избирательное объединение лишено возможности вести предвыборную агитацию, решать другие вопросы, связанные с участием в выборах. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 261, 212 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление избирательного объединения «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» удовлетворить. Признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии Печорского района № 20/125 от 31 января 2012 года «Об отказе в регистрации единого списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Печорского района пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Обязать территориальную избирательную комиссию Печорского района зарегистрировать единый список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Печорского района, выдвинутый избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Печорский районный суд в течение 5 (пяти) дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Н.Р. Онькова Определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба Территориальной избирательной комиссии Печорского района и апелляционное представление заместителя прокурора Печорского района - без удовлетворения.