Дело № 2-457/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
**.**.**** г. г. Печоры
Печорский районный суд Псковской области
В составе судьи Оньковой Н.Р.
С участием прокурора Петровой Е.В.
При секретаре Мирошниченко Т.Е.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Печорского района к Администрации сельского поселения «Лавровская волость» о возложении обязанности обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет плотины на реке Лидва и плотины на реке Вруда как бесхозяйного имущества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Печорского района обратился в суд с иском к Собранию депутатов Печорского района о возложении обязанности обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о признании плотины на реке Лидва и плотины на реке Вруда бесхозяйными вещами.
В судебном заседании по заявлению прокурора была произведена замена ответчика: вместо ответчика Собрания депутатов Печорского района в качестве ответчика была привлечена Администрация сельского поселения «Лавровская волость».
Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и законности их использования.
В ходе проверки было установлено, что на территории Лавровской волости расположены два гидротехнических сооружения - плотины на реках Вруда и Лидва, ранее принадлежащие СПК «ХХХ», СПК «ХХХ». Фактические плотины являются бесхозяйным имуществом, поскольку в отношении СПК «ХХХ» определением Арбитражного суда Псковской области от **.**.**** г. завершено конкурсное производство в отношении отсутствующего должника.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Гидротехнические сооружения - плотины на реках Вруда и Лидва, расположены в административных границах муниципального образования «Лавровская волость» Печорского района Псковской области, вследствие чего обязанность по обращению в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества лежит на Администрации сельского поселения «Лавровская волость».
В соответствии с пунктом 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ №580 от 17.09.2003 года, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Плотины являются гидротехническими сооружениями. Статьей 8 Федерального закона от 21.07.97 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлены требования к обеспечению их безопасности, в том числе обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений, необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях, ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Нахождение гидротехнических сооружений (плотин) в бесхозяйном состоянии ставит под угрозу безопасность граждан - жителей близлежащих населенных пунктов. Аварии на гидротехнических сооружениях, как правило, влекут за собой человеческие жертвы, ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Для безопасной работы плотин необходимо обеспечить их содержание, эксплуатацию в соответствии с требованиями федерального законодательства, для чего в первую очередь необходимо определить собственника данного имущества.
В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении, указав, что представленными доказательствами подтверждается то обстоятельство, что гидротехнические сооружения - плотины на реке Вруда и на реке Лидва - являются бесхозяйным имуществом, так как не имеют собственника.
В соответствии с частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Указанные ГТС находятся в границах сельского поселения «Лавровская волость». П.13 ч.2 ст. 28 Устава муниципального образования предусмотрено, что обеспечение участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к полномочиям Администрации сельского поселения.
Администрация сельского поселения не принимает мер к постановке на учет плотин как бесхозяйного имущества, то есть бездействует.
Прокурор просит признать бездействие Администрации сельского поселения «Лавровская волость» незаконным и обязать ее обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет плотин как бесхозяйного имущества.
Представитель ответчика, Глава сельского поселения «Лавровская волость» Мецканюк М.В. признал заявленные требования частично и пояснил, что на территории Лавровской волости действительно находятся два гидротехнических сооружения: плотина на реке Вруда и плотина на реке Лидва.
Плотина на реке Вруда находится в населенном пункте Ротово. Эта плотина никогда не была собственностью СПК «ХХХ» В СПК «ХХХ» на балансе находился только водоем, предназначенный для орошения земель.
Плотина на реке Лидва находится в населенном пункте Лавры. Она построена давно, никогда не была ничьей собственностью, на балансе СПК «ХХХ» было также только водохранилище. Позже это водохранилище было принято в собственность районом, а затем передано в муниципальную собственность поселения как пожарный водоем.
СПК «ХХХ» и СПК «ХХХ» прекратили свое существование, правопреемников у них нет. ГТС - плотины никогда не передавались никому в собственность.
Он, представитель сельского поселения, согласен с тем, что плотина на реке Лидва должна принадлежать сельскому поселению, но принять в собственность плотину на реке Вруда у них возможности нет.
По плотине на реке Вруда проходит региональная дорога ..... Дорожный комитет Псковской области обслуживает данную дорогу, в том числе, и часть плотины.
Администрация сельского поселения в пределах имеющихся средств и возможностей также следит за состоянием плотин.
Он считает, что в дальнейшем эту плотину должен принять в собственность Печорский район, а не сельское поселение, поскольку район имеет необходимый штат и материальные средства для содержания ГТС.
По второй плотине на реке Лидва тоже проходит дорога местного значения. Эту плотину администрация поселения поддерживает, но сельское поселение не имеет средств для содержания плотин. Из районного бюджета средства на это не выделяются.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования сельского поселения «Лавровская волость» находятся два гидротехнических сооружения: плотина на реке Вруда и плотина на реке Лидва.
Плотины не имеют собственника, что подтверждается:
сообщениями Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Псковской области от **.**.**** г. и **.**.**** г. об отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними;
сообщениями Администрации Печорского района от **.**.**** г. и **.**.**** г. о том, что плотины в реестре муниципального имущества не значатся;
сообщением Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области (Росимущество) о том, что плотины на реке Вруда и на реке Лидва в реестре федерального имущества, учитываемого на территории Псковской области, не значатся;
сообщением Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям о том, что указанные плотины в Реестре имущества, находящегося в собственности области, не учитываются, собственностью Псковской области не являются.
По сообщению Государственного комитета Псковской области по дорожному хозяйству автомобильная дорога .... в населенном пункте д. .... проходит по верхней части гидротехнического сооружения.
Автомобильная дорога является собственностью Псковской области и передана в оперативное управление Государственного комитета Псковской области по дорожному хозяйству.
Гидротехническое сооружение элементом дороги не является.
По сообщению ОАО «ДЭУ-1» на их обслуживании находится двухочковая труба автодороги ...., плотина им не принадлежит и не обслуживается.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ГТС - плотины на реке Вруда и на реке Лидва - являются бехозяйным имуществом.
Ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрены меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, осуществлению контроля за их состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации.
Данные меры не могут осуществляться в виду отсутствия собственника ГТС, что может за собой повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Указанные ГТС расположены в границах сельского поселения «Лавровская волость».
В соответствии с частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Пунктом 13 ч.2 ст. 28 Устава муниципального образования «Лавровская волость» предусмотрено, что обеспечение участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к полномочиям Администрации сельского поселения.
Следовательно, бездействие Администрации сельского поселения в части обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области с заявлением о принятии ГТС на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Печорского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Лавровская волость» по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений - плотин, находящихся на территории этого муниципального образования.
Возложить на Администрацию муниципального образования «Лавровская волость» обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: плотины на реке Вруда и плотины на реке Лидва.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 дней со дня провозглашения через Печорский районный суд.
Судья Н.Р. Онькова
Решение в кассационном порядке обжаловано.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда решение оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.