Дело № *** года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
В составе председательствующего судьи Бородулиной М.В.,
при секретаре Басовой С.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре
** февраля 20** года дело по иску Ш к Администрации о признании бездействия Администрации по ненадлежащему укреплению Северной дамбы п. ... незаконным; о возмещении материального ущерба в сумме 200 200 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Ш обратились в суд с иском о возмещении материального ущерба в сумме 200 200 рублей. В обоснование своих требований истцы указали, что с ** мая 20** года на ** мая 20** года в поселке ... ... района ... произошел паводок. В целях предупреждения паводковых явлений в указанном населенном пункте в семидесятых годах была установлена дамба. В 20** году ответчиком не произведены работы по укреплению и досыпке дамбы в полном объеме. Жилой дом истцов по ул. …., в поселке ... претерпел затопление. Стоимость материального ущерба по указанному дому составила 200 200 рублей, стоимость услуг оценщика по оформлению материального ущерба -7000 рублей. Данные расходы истцы и просили возместить.
В ходе рассмотрения гражданского дела требования истцов были изменены.Они просили: признать бездействие Администрации по ненадлежащему укреплению Северной дамбы п.... незаконным ;возместить причиненный материальный ущерба в сумме 200 200 рублей;издержки,связанные с рассмотрением гражданского дела.
В судебном заседании дело слушается в отсутствии истицы Ш в порядке ст.167 ГПК РФ.
Истец Ш и его представитель адвокат …. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить. Письменное обоснование исковых требований адвоката размещено нал.д.175-176,177-178.По мнению стороны истца, Администрация ненадлежащим образом выполняла действия по содержанию Северной дамбы п...., что привело к возникновению материального ущерба.
Представитель ответчика Администрации исковые требования не признала.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданин, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда ; причинная связь между действиями причинителя вреда и наступившими посдетствиями; вина причинителя вреда. Перечисленные основания являются общими, поскольку для возникновения деликтного обязательства их наличие требуется во всех случаях, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ наступает на общих условиях ответственности за причинение вреда, но при наличии означенных в ней специальных условий.
Законодательство, регулирующее вопросы ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, не регулирует возмещение материального ущерба, причиненное населению, за счет муниципальных органов власти.
Из материалов гражданского дела следует, что Ш являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу : пос.... ... района Республики ..., ул.,что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права, оформленного на имя Ш л.д.55).Супруги имеют троих несовершеннолетних детей.
Согласно ответа Комитета по управлению муниципальной собственностью МР «...» Комитет не располагает правоустанавливающими документами на Северную ограждающую дамбу п. .... Объект поставлен на учет в реестр муниципальной собственности как бесхозяйный с целью проведения инвентаризации и определения собственника имущества л.д.167-168). Статья 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Применительно к объекту «Северная дамба п. ...», в суд для признания объекта муниципальной собственностью никто не обращался. Объект за конкретным юридическим лицом не закреплен.
Технической документации на Северную дамбу п. ... не имеется.
Согласно ответа ... межрайонного филиала ГУП РК «РБТИ» объект «Северная дамба п. ...» в ... межрайонном филиале ГУП РК «РБТИ» на техническом учете не числится. Сведения о правообладателях отсутствуют л.д.147).
Из справки ФГУ ... ГБУл.д.83) Северная дамба, ограждающая от наводнения поселок ..., находится на территории поселка с его северной стороны и на балансе ФГУ ... ГБУ не состоит. Дамба -насыпная, из песчаного грунта, шириной по гребню 4-6 метров. Средняя высота дамбы над поверхностью земли около 3 метров. Возведение дамбы и повышение её отметок путем отсыпки производилось на протяжении длительного периода, начиная с ** годов. Общая длина дамбы около 1300 метров. Длина лимитирующей части с наиболее низкими отметками -1000 метров. В
результате затора льда на р. ... ниже д.... (около 14 км. ниже п....) в период весеннего паводка 20** года подпорный уровень превысил минимальные отметки Северной дамбы. Минимальная высота по гребню дамбы до паводка 20** года составляла 49 м абс. При насыщении обвалования водой, его держащая сила оказалась недостаточной и несмотря на дополнительную подсыпку грунта бульдозером, дамба была размыта.
В период весеннего паводка (**-** мая 20** года по просьбе главы администрации пгт. ... ФГУ ... ГБУ выделяло безвозмездно в распоряжение администрации поселка бульдозер с машинистом для производства работ по повышению отметок Северной дамбы. Никакие акты на выполнение работ не составлялись л.д.148).
ГУ ... ЦГМС в лице ЗГМО -2 ... направил в адрес главы муниципального образования МР «...» сведения о наблюдающейся гидрологической обстановке на реке ... в период с **-** мая 20** года л.д.85). ** мая 20** года на реке ... в районе г. ... наблюдалось опасное гидрологическое явление: подтопление и повреждение отдельных промышленных и жилых объектов в прилегающих к городу населенных пунктах п.... и п.... из-за высоких заторных уровней воды в реке .... Максимальный уровень воды 854 см над «0» графика водпоста ... наблюдался ** мая 20** года в 08 часов. Превысил опасную отметку на 4 см. Далее по тексту указан, что от второго затора размыта северная часть дамбы, ограждающая от подтопления п...., 860 метров дороги между г.... и п...., а также подтоплены 25 домов в ... и 9 домов в ... л.д.85).
В соответствии с ФЗ от 21.12.1994года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Чрезвычайная ситуация-это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей …»
Распоряжением председателя КЧС и ОПБ МР «...» от ** марта 20** года № *** на период прохождения весеннего паводка и ледохода на реке ... из числа членов комиссии по чрезвычайным ситуациям муниципального района и из числа должностных лиц организаций образована оперативная группа КЧС и ОПБ МР «...» л.д.75).
Распоряжением Администрации городского поселения «...» № ***р от ** апреля 20** года на период прохождения весеннего паводка и ледохода на реке ... образована паводковая комиссия л.д.79).
Постановлением Администрации МР «...» от ** мая 20** года № *** введен режим функционирования территориального звена РСЧС - «повышенная готовность»л.д.86): признано, что в результате подъема уровня воды в реке ..., на территории МР «...» возникла угроза чрезвычайной ситуации межмуниципального характера. Ввести с 9 часов 00 минут ** мая 20** года на территории муниципального района «...» режим функционирования территориального звена РСЧС МР «...» -«Повышенная готовность».
Постановлением Администрации МР «...» № *** от ** мая 20** года ситуация, возникшая в результате затопления территории пос.... и части территории г. ..., признана чрезвычайной ситуацией межмуниципального характера. Ввести с 07 часов 00 минут ** мая 20** года на территории муниципального района «...» режим функционирования территориального звена РСЧС МР «...» -«Чрезвычайная ситуация». Комиссии по ЧС и ОПБ МР «...» провести комплекс мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайной ситуации природного характера -наводнения ;организовать мероприятия по жизнеобеспечению населения п. ....д.87).
По адвокатскому запросу Администрацией МР «...» был представлен развернутый ответ по действиям ответчика в период прохождения весеннего паводкал.д.59-64):
Особенно сложная обстановка сложилась к вечеру ** мая 20** года, когда из-за заторов стала подтопляться территория ... РЭБ, начался перелив через автодорогу по ул. ..., вода стала подходить к городу со стороны бывшей макаронной фабрики и одновременно стал резко повышаться уровень воды в районе защитной дамбы пос. ..., талыми водами начала размываться автодорога на ... в районе 19 км.
С 15.00 ** мая 20** года администрацией ГП «...» было организовано круглосуточное дежурство на территории ГП «...», начала работу КЧС и ОПБ ГП «...» (председатель КЧСиОПБ В.).
В 08.00 ** мая 20** года на территории ... ГБУ было проведено совещание, на котором руководитель администрации ГП «...» обратился с просьбой к Руководству ... ГБУ о выделении техники и грунта для более надежного укрепления Северной дамбы. В просьбе было отказано в связи с отсутствием грунта. После отказа было обращение в СК «...», которое предоставило гусеничный трактор с отвалом. Частично работы по укреплению дамбы были выполнены, но не в полном объеме из-за отсутствия необходимого количества грунта.
Что касается защитной дамбы, то в ** - **-х годов при прохождении ледохода территория пос. ... затоплялась при уровнях 620 - 650 см. Для защиты территории пос. ... от затопления было принято решение о сооружении земляных валов (защитной дамбы) с устройством грунтовых дорог по гребню по периметру поселка. Возведение дамбы и повышение ее отметок путем подсыпки производилась на протяжении длительного периода, начиная с **-х годов. Строительство дамбы велось без проектной документации силами ... ВПТУ. Общая длина участка Северной дамбы около 1300 м. Возведение дамбы требует значительных материальных и финансовых средств. Нужно отметить, что обычно высокий уровень паводковых вод наблюдается со стороны автодороги «Подъезд к пос. ...», где и было в 20** году произведено укрепление бутовым камнем. Последний раз размыв со стороны Северной дамбы наблюдался лишь в **** году. Вплоть до 20** года дамба успешно противостояла натиску паводковых вод.
В отличие от прошлых лет, затор произошел не на ... перекатах, а в районе с. .... В 04.00 **.**.**** г. на вертолете МИ-8 в район н.п. ... вылетела оперативная группа Управления по делам ГО и ЧС МР «...» с бригадой взрывников ОАО «СГФ». После проведения авиаразведки было установлено, что на протяжении от н.п. ... до н.п. ... образовалось скопление ледовых масс, в результате которого уровень воды постоянно повышался. Сломить сопротивление льда по основному руслу реки ... в районе с. ... для дальнейшего пропуска ледохода практически было невозможно из-за большой ширины реки в этом месте. Единственной возможностью была попытка сбросить часть воды в поймы, чтобы избежать дальнейшего затопления городской территории и предотвратить катастрофические последствия для жителей города. Проведенные взрывные работы позволили частично понизить уровень воды, но, к сожалению, этого было недостаточно для ликвидации перелива воды через Северную дамбу.
В районе пос. ... в 08.15 **.**.**** г. уровень воды превысил 804 см (по в/п ... - 754 см), в результате чего в 08.45 образовался перелив через автодорогу «Подъезд к пос. ...». Когда было прервано автомобильное сообщение с поселком, руководителем администрации ГП «...» было принято решение о прекращении движения по дороге. Начальником Управления по делам ГО и ЧС МР «...» немедленно в район ЧС были отправлены работники ... участка и группы патрульной службы г. ... Центра ГИМС МЧС России по ... (5 человек, катер, мотолодка) и спасатели ... аварийно- спасательного отряда (5 человек, мотолодка) для организации перевозок водным транспортом. Оперативное руководство этими силами осуществлялось Управлением по делам ГО и ЧС МР «...», но, к сожалению, все действия приходилось согласовывать с руководством двух структур МЧС, которые находятся в .... Тем не менее, спасателями ... АСО и ... участка ГИМС была проделана большая работа по безопасной перевозке людей и работников в сложных условиях. С 14.00 до 17.00 перевозка была приостановлена в виду того, что у более надежного катера произошла поломка водометной задвижки, сотрудники ГИМС были вынуждены поднять катер и произвести ремонт, который был закончен в 17.00. Перевозка людей осуществлялась с 07.00 до 23.00 свободным графиком (по мере скопления людей), в ночь катера стояли у берега на дежурстве на случай резкого поднятия воды и эвакуации людей из пос. ....
Для пос. ... критическая точка повышения уровня воды составляет 900 см. На 18.00 до критической точки оставалось 100 см. Руководителем администрации было принято решение о подготовке к эвакуации детей школьного и дошкольного возраста. Информация была доведена до всех родителей, но желания эвакуироваться никто из них не изъявил.
В связи с повышением уровня воды на совместном совещании на территории ... ГБУ было принято решение о выделении трактора и самосвала для подсыпки дамбы, но выделенных три самосвала грунта было недостаточно. Трактором собирали грунт, где было возможно. В итоге по всему периметру дамбы была отсыпана бровка высотой около 1 метра. Эта работа была выполнена в период с 22.00 ** мая до 03.00 ** мая 20** года. После проведенных работ трактор оставался в дежурном режиме на дамбе.
В результате скопления льда ниже н.п. ... в 06.00 ** мая 20** года подпорный уровень превысил уровень минимальной отметки северной дамбы пос. .... При насыщении обвалования водой его держащая сила оказалась недостаточной и, несмотря на дополнительную подсыпку грунта бульдозером в период подготовки к паводку 20** года, земляное полотно защитной дамбы было размыто. Вода с реки стала поступать на территорию поселка. Руководителем администрации ГП «...» было принято решение о срочной эвакуации населения. Информация об эвакуации доводилась диспетчерами по трем телефонам и квартирными обходами несколькими сотрудниками, но и тут многие жители поселка отнеслись к эвакуации с нежеланием. Официально было объявлено место сбора эвакуируемого населения в Доме культуры пос. .... Прибыло только 3 человека, остальные жители перемещались самостоятельно в район катерной переправы.
** мая 20** года введен режим функционирования территориального звена РСЧС МР «...» «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ». Для оценки обстановки и принятия решений об обеспечении жизнедеятельности населения пос. ... на место ЧС выехала оперативная группа Управления по делам ГО и ЧС МР «...», председатель КЧС и ОПБ МР «...» и т.д. Размеры ущерба в общей форме приведены нал.д.64. Далее в ответе на запрос адвоката пречисляется работа, выполненная по восстановлению уровня дамбы л.д.64).
В соответствии со ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003года №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся и, в частности, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района л.д.170).
В соответствии с пунктом 2 ст.11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера «от 21 декабря 1994года №68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно :
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 206-ФЗ)
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2.1 этого же ФЗ - Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Из анализа собранных материалов дела следует, что Администрация МР «...» своими действиями материальный ущерб истцам не причиняла. Ущерб причинен в результате чрезвычайной ситуации. Противоправность действий ответчика материалами дела не подтверждена. Какое количество грунта необходимо было для укрепления дамбы, не известно. Техническая документация на объект отсутствует. То обстоятельство, что объект «Северная дамба п....» не закреплен за конкретным юридическим лицом, не является законным основанием для возмещения материального ущерба истцам за счет ответчика Администрации. Действия стихии сложно предугадать, поэтому даже наличие необходимого количества грунта могло привести к затоплению жилого фонда поселка .... Выплаты по линии Управления социальной защиты населения г.... истцам произведены.
Суд считает, что исковые требования Ш следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ш к Администрации о признании бездействия Администрации по ненадлежащему укреплению Северной дамбы п. ... незаконным ; о возмещении материального ущерба в сумме 200 200 рублей, взыскании судебных издержек оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
СУДЬЯ М.В.БОРОДУЛИНА
Решение изготовлено на ПК