О признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия



Дело № 2-***/**

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Л. С.К.,
с участием прокурора К. А.В.,
при секретаре К. Т.В.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании в городе Печоре *4 мая 20** года дело по иску ... межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ***«***» о признании незаконным бездействия по ненадлежащей технической эксплуатации внутридомовых систем газоснабжения в многоквартирном доме, обязать заключить договор на обслуживание внутридомовых систем газоснабжения в многоквартирных домах,

УСТАНОВИЛ:

... межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к *** «***» (далее *** «***») о признании незаконным бездействия по ненадлежащей технической эксплуатации внутридомовых систем газоснабжения в многоквартирном доме и требованием обязать заключить договор на обслуживание внутридомовых систем газоснабжения в многоквартирных домах в обоснование требований указав, что в ... межрайонную прокуратуру поступают обращения граждан (в том числе граждан Ж. Н.А., З. Т.Н., Г. Е.Н., проживающих по адресам г. ..., *, д. *, г. ..., *, д. *, г. ..., ул. *, д. * соответственно) по факту нарушения *** «***» жилищного законодательства, выражающееся в не заключении договора со специализированной организацией на содержание и текущий ремонт внутри домового газового оборудования. В ходе проведенной проверки было установлено, что *** «***» договора на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения со специализированной организацией заключено не было. Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения в суд.

В судебном заседании помощник ... межрайонного прокурора К. А.В. на требованиях настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.

Представители ответчика *** «***» - К. А.С., И. А.С. иск не признали, пояснив, что в соответствии со ст. 421 ГК РФ они свободны в заключении договора, и никто не вправе их заставить это сделать. Заключение данного договора для них убыточно, так как граждане не оплачивают жку. Считают, что прокурор не вправе обращаться с данным иском в суд, так как круг лиц определен,- это граждане Ж. Н.А., З. Т.Н., Г. Е.Н.. В соответствии с договорами газоснабжения для бытовых нужд, которые заключают сами потребители с *** «***», потребитель обязуется заключать самостоятельно либо через организацию, обслуживающую жилищный фонд, договор на обслуживание внутридомового газового оборудования со специализированной организацией, осуществляющей данный вид деятельности. Согласно договора муниципального заказа от **.**.****г., они вправе не принимать на себя функции исполнителя коммунальных услуг, чем они и воспользовались.

Представители третьих лиц на стороне истца: *** «***», филиал Открытого акционерного общества «***» - Г. О.Н., *** ... в г. ... – С. И.С. исковые требования поддержали, свои доводы изложили письменно л.д. 54-58).

Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя третьего лица ... территориального отдела по технологическому надзору ... управления по технологическому и экологическому надзору, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом л.д.124).

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования ... межрайонного прокурора основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2.2 Устава *** «***», предметом деятельности *** «***» в том числе, являет­ся эксплуатация и обслуживание, текущий и капитальный ремонт и реконструкция жилого фонда л.д.14-16).

Судом установлено, что на обслуживании у ответчика находится 238 дома (9201 квартира), расположенные на территории *** «***», и имеющие газовое оборудование в квартирах, из которых 153 дома – в которых *** «***» является управляющей организацией, в том числе и дома по адресам: г. ..., *, д. *; г. ..., *, д. *, г. ..., ул.*, д. *, где проживают гр-не Ж. Н.А., З. Т.Н., Г. Е.Н., что не оспаривается представителями ответчика.

Из материалов дела следует, что ответчиком, как управляющей и обслуживающей организацией, с **.**.****г. по **.**.****г. заключались договора с *** «***», в лице *** «***», на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения л.д.17-20).

Согласно ответа Главы * «***» от **.**.****г., в тарифах на содержание и ремонт жилья учтены затраты на ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования, включая обслуживание и ремонт газового оборудования л.д.96).

Судом установлено, и данные обстоятельства ответчиками не опровергнуты письменными материалами дела, что тарифы по обслуживанию внутридомового инженерного оборудования с 20** года не изменялись л.д.127-128), а только индексировались, в связи с чем, суд приходит к выводу, что до настоящего времени в тарифах на содержание и ремонт жилья учтены затраты на ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования, включая обслуживание и ремонт газового оборудования, о чем свидетельствую ранее заключенные договора ответчика с *** «***» лице *** «***», доказательств обратного, сторона ответчика суду не представила. Ответчику было предложено предоставить в судебное заседание обоснование тарифа на техническое обслуживание существующего на момент рассмотрения дела в суде, однако, данное требование суда ответчик не исполнил, расшифровку тарифа на техническое обслуживание не предоставил.

**.**.****г. между ответчиком и *** «***» был подписан договор № *** на техническое обслуживание и ремонт газового оборудования многоквартирных жилых домов, который должен был действовать с **.**.**** г. по **.**.****г. л.д.99-110), однако, по инициативе ответчика, как не вступивший в законную силу, был расторгнут л.д.118).

Как следует из объяснения представителя «***», все другие управляющие организации, за исключением ответчика, заключили с *** «***», лице *** «***», договора на техническое обслуживание и ремонт газового оборудования многоквартирных жилых домов.

В соответствии с п.1.2.1 Устава, единственным учредителем Общества является *** «***» в лице *** «***» л.д.14).

На совещании при первом заместителе руководителя *** «***» **.**.****г. *** «***» было рекомендовано заключить договор с *** «***» л.д.97-98), однако, данные рекомендации учредителя ответчик не исполнил.

**.**.**** г. в адрес ответчика *** ... в г. ... направлялось Представление об устранении нарушений действующего законодательства, однако до настоящего времени ответчиком не исполнено л.д.126).

В силу пп «е» п.45 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №549 от 21.07.2008г. поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в следующих случаях: отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией.

В извещениях об оплате услуг за потребление газа за май месяц 20** г., потребители извещены о том, что с **.**.**** года поставка газа будет приостановлена в соответствии с п. 46 вышеуказанных Правил л.д.139).

В соответствии со ст.426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора не допускается. К публичному относится договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В соответствии с п.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу п.13 Правил «О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ», утвержденных ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 23 мая 2006 г. N 307, обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.

Согласно пункту 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (зарегистрированы в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176), организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключить договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.

Кроме того, пункт 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» устанавливает, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.

В соответствии с Письмом Минрегиона РФ от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 «О разъяснении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, в части заключения договоров между ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и собственниками жилых домов и помещений в многоквартирных домах» при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией, последняя на основании подпунктов 2 и 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса и пунктов 3, 6 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.

В силу пункта 4 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 Министерством регионального развития Российской Федерации Приказом от 26.06.2009 N 239 "Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации" утвержден порядок (далее - Порядок) содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации.

Согласно пункту 2 указанного Порядка в состав внутридомового газового оборудования входят газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующие оборудование и приборы учета газа.

Пунктом 7 Порядка определено, что проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется специализированной организацией при условии заключения договоров на их выполнение.

В соответствии с пунктом 11.1 Постановление Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 N 9 "Об утверждении правил безопасности систем газораспределения и газопотребления" для локализации и ликвидации аварийных ситуаций в газовых хозяйствах городских и сельских поселений должны создаваться единые при газораспределительных организациях аварийно-диспетчерские службы (АДС) с городским телефоном "04" и их филиалы с круглосуточной работой, включая выходные и праздничные дни.

Из приведенных норм права следует, что обязанность по заключению договора со специализированными организациями на техническое обслуживание газоиспользующего оборудования возложена на управляющую организацию.

Как следует из объяснения представителей ответчика, лицензии на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения, они не имеют.

Согласно информации представленной ... территориальным отделом по технологическому надзору ... управления по технологическому и экологическому надзору, который в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 полномочен осуществлять методологическое обеспечение деятельности по контролю за техническим обслуживанием и состоянием внутридомового газового оборудования, для локализации и ликвидации аварийных ситуаций в городе Печора, осуществляет единая аварийно-диспетчерская служба при филиале *** «***» в г. ... (*** «***»), эксплуатационной (газораспределительной) организацией. Других газораспределительных организаций, обеспечивающих подачу газа к жилым домам, на территории ... района не зарегистрировано л.д.52-53).

Довод представителей ответчиков о том, что функции *** «***», как управляющей организации, ограничиваются лишь обслуживанием общего имущества многоквартирных жилых домов в той мере, что предусмотрено договорами на управление многоквартирными дома и договором на основании муниципального заказа от **.**.****г., а собственники жилых помещений обязаны в самостоятельном порядке заботиться о технической исправности газового оборудования, установленного в квартирах, противоречит приведенным выше нормам права.

Также не принимаются доводы представителей ответчика о том, что прокурор не вправе был обращаться в суд с данным иском, так как он представляет интересы всего лишь трех граждан (Ж. Н.А., З. Т.Н., Г. Е.Н.), что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Как следует из искового заявления, прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц: как жильцов домов №*, № * по ... проспекту в г. ..., дома №* по ул.* в г. ..., и в частности граждан Ж. Н.А., З. Т.Н., Г. Е.Н., а также всех жителей домов, в которых имеется газовое оборудование и которые находятся на обслуживании или в управлении ответчика, чья безопасность может быть поставлена под угрозу при возникновении чрезвычайной ситуации техногенного характера вследствие незаконного бездействия *** «***», не обеспечившего надлежащего содержания внутридомовых систем газоснабжения. Неисполнение *** «***» требований действующего законодательства о надлежащей эксплуатации внутридомовых систем газоснабжения создает угрозу жизни неопределенному кругу лиц – жителей г. ... и ... р-на.

На основании выше изложенной аргументации, суд приходит к выводу, что заявление ... межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц основано на законе и подлежит удовлетворению.

При удовлетворении заявленных требований с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в сумме 4000 рублей (ст. 103 ГПК РФ).

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч.3 ст. 196 ГПК РФ).

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ... межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконными бездействия *** «***» по ненадлежащей технической эксплуатации внутридомовых систем газоснабжения в многоквартирных домах.

Обязать *** «***» заключить договор на обслуживание внутридомовых систем газоснабжения в многоквартирных домах.

Взыскать с *** «***» государственную пошлину в доход бюджета в сумме 4000 рублей (четыре тысячи рублей).

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд Республики Коми в течение 10 дней.

Председательствующий: судья С.К. Л.