Дело № 2-***/20**
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Л. С.К.,
при секретаре К. Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Печоре *1 мая 20** года дело по иску Е. Р. В. к *** «***», **** *** о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Е. Р.В. обратилась в суд с иском к ответчикам о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения на одного человека, мотивируя требования тем, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с 20** года состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как сирота. Предоставленная в 20** году комната, общей площадью 12,6 кв.м., не соответствует санитарным нормам. До настоящего времени благоустроенное жилое помещение ей не предоставлено.
В судебном заседании истец на удовлетворении иска настаивала, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, просила предоставить жилое помещение как сироте, общей площадью не менее 33 кв.м.
Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие ответчиков извещенных о времени и месте судебного заседания. В своих отзывах иск не признают и просят рассмотреть дело в их отсутствие л.д.39-42,61-62).
Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению за счет ответчика ***.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
Е. Р.В. родилась **.**.**** года в п. *, ... ... л.д.8). Мать истицы – Е. Е.И. умерла **.**.****г. л.д.9), отец – Е. В.Н. лишен родительских прав ... районным народным судом ... **.**.**** года л.д.10). Постановлением Главы *** г. ... №*** от **.**.****г. Е. Р.В. была определена в госучреждение, за Е. Р.В. сохранено право пользования жилой площадью по адресу: ..., п.*, ул. * д.* кв.*л.д.11).
Постановлением главы ** «***» от **.**.****г. № *** истец поставлена в список на учет на получение жилья в льготной очереди «***» под №* с **.**.****г. л.д.7).
С **.**.****г. по **.**.**** г. истец являлась воспитанником ... – школы №* и находилась на полном государственном обеспечении л.д.17).
Судом установлено, что истица, с момента её окончания пребывания в государственном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (** августа 20** года.), в закрепленное за ней жилое помещение по адресу: ..., п. *, ул. * д.* кв.*, не вселялась и не проживала в нем, поскольку данный дом разрушен, что подтверждается материалами дела л.д.19-21).
Как следует из материалов дела, истец на основании приказа *** по социальному развитию №* от **.**.****г. была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда ..., и на момент принятия на учет, значилась под №*, а приказом *** по социальному развитию №* от **.**.****г. утверждена в списке под №* л.д.43-47).
Истец пояснила, что в связи с тем, что ей проживать было негде, и она родила в августе **** года ребенка – дочь Н. л.д.65-66), она обратилась в *** ** «***» с просьбой предоставить ей любое жилое помещение, так как снимать благоустроенную квартиру она не имеет материальных средств.
Постановлением и.о. руководителя *** «***» истцу, на состав семьи два человека, включая дочь Н., **** г.р., была предоставлена кв.№* в д.№** по ул. * в г. ..., общей площадью 12,6 кв.м. л.д.34-35). **.**.****г. с истцом был заключен договор социального найма жилого помещения №* л.д.12).
Судом установлено, что до **.**.****г. жилой дом №* по ул. * в г. ... имел статус общежития, в котором местами общего пользования являлись туалет, душевая, кухня л.д.63-64).
В соответствии ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Совета муниципального района ... № **** от **.**.****г. установлена норма предоставления жилого помещения в г. ... и ... районе в размере не менее 13 кв.м. общей площади на каждого члена семьи л.д.68).
Как следует из материалов дела, предоставленная истцу, на состав семьи два человека, квартира №* в д. №* по ул. * в г. ... не соответствует санитарным нормам по размеру жилой площади.
Согласно сведений представленных *** службы по ..., ... отдел и *** «***», истец на территории г. ... и ... р-на не имеет в собственности недвижимого имущества л.д.26,32).
В соответствии с пп. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, … а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ч.1 ст. 8 ФЗ № 159 от 21.12.1996г. «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Кроме того, статьей 5 ФЗ также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Статьей 13 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относится, в частности, определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ.
Истец состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда ... в *** по социальному развитию.
В соответствии со ст. 19 Закона РК от 05.07.2005 года «О должностных лицах и органах исполнительной власти Республики Коми» в систему органов исполнительной власти РК входят Правительство, министерства и иные органы исполнительной власти Республики Коми (службы, агентства, комитеты, управления).
*** «***» не является органами исполнительной власти.
Законом РК от 04.07. 2006 года № 54-РЗ О КАТЕГОРИЯХ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА, И ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИМ УКАЗАННЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА (в ред. Законов РК от 15.11.2006 № 108-РЗ,от 07.12.2006 № 120-РЗ) установлено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ст.1 п.9).
Статьей 2 настоящего Закона РК установлено, что формирование государственного жилищного фонда Республики Коми, а также распределение жилых помещений жилищного фонда между органами государственной власти Республики Коми, государственными органами Республики Коми и государственными учреждениями Республики Коми для последующего предоставления гражданам в соответствии со статьей 1 настоящего Закона осуществляются Правительством Республики Коми.
Постановлением Правительства Республики Коми от 9 октября 2006 г. № 252 «ОБ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРИНЯТИЕ НА УЧЕТ ГРАЖДАН В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА» (в ред. Постановления Правительства РК от 08.10.2007 N 229) установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется:
инвалидов боевых действий, родителей и детей погибших ветеранов боевых действий, вдов погибших ветеранов боевых действий, не вступивших в новый брак, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - *** по социальному развитию.
В соответствие с п.1 Положения об *** по социальному развитию, утвержденного Постановлением Правительства РК от 24 декабря 2004 г. №248 (в ред. Постановления Правительства РК от 08.10.2007 N 229), *** по социальному развитию является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции по разработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, организации оказания государственных услуг в сфере социального развития, включая организацию предоставления социальных гарантий населению в Республике Коми, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми, организацию социального обслуживания населения, а также по организации деятельности в области опеки и попечительства на территории Республики Коми.
Пунктом 8 указанного Положения установлено, что основными задачами *** являются:
организация предоставления социальных гарантий населению в Республике Коми, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми;
обеспечение социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), жертв политических репрессий, а также предоставления государственной социальной помощи малоимущим гражданам, предоставления мер социальной поддержки иным категориям граждан в соответствии с законодательством Республики Коми и законодательством Российской Федерации в части переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению установленных федеральными законами мер социальной поддержки;
В соответствии с п.9 данного Положения; *** в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
организует в установленном порядке предоставление мер социальной поддержки лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Коми, гражданам пожилого возраста, ветеранам и инвалидам, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе детям-сиротам, безнадзорным детям, детям, оставшимся без попечения родителей, ветеранам труда, лицам, проработавшим в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семьям, имеющим детей (в том числе многодетным семьям), жертвам политических репрессий, предоставление мер социальной поддержки, социальных гарантий иным категориям граждан в соответствии с законодательством Республики Коми и законодательством Российской Федерации в части переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению установленных федеральными законами мер социальной поддержки.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению истице во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, как сироте, должна быть возложена на *** Коми по социальному развитию.
Доводы ответчика *** по социальному развитию, изложенные в отзыве на иск л.д. 39-42) о том, что предоставив истцу вне очереди жилое помещение, тем самым нарушит права других граждан той же категории, что и истец, суд считает не состоятельными, поскольку законом закреплено права истца на внеочередное получение жилого помещения. Также не принимаются доводы ответчика *** по социальному развитию о том, что истцу уже предоставлено жилое помещение по договору социального найма и поэтому она не имеет права на получение жилья во внеочередном порядке за счет *** по социальному развитию, поскольку, как установлено в судебном заседании предоставленное истцу жилое помещение не соответствует нормам предоставления, установленным жилищным законодательством, а поэтому, суд считает, что истец, своим правом на получение во внеочередном порядке жилого помещения, как сирота, не воспользовалась. Гарантируемая данным лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
*** по социальному развитию не представлено суду доказательств того, что истцу, как сироте, было предоставлено жилое помещение по месту его жительства в соответствии нормами предоставления.
В силу п. 5 ч.2 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
При определении размера жилого помещения, которое следует предоставить истице, суд руководствуется положениями ст. 10 Закона РК от 04.07.2006 года № 54-РЗ, которой установлена специальная норма предоставления жилых помещений: 33 квадратных метра общей площади – на одинокого гражданина.
В иске к «***» о предоставлении жилого помещения необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать *** по социальному развитию вне очереди предоставить Е. Р. В. на состав семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма общей площадью не менее 33 кв.м.
В иске Е. Р. В. к *** «***» о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течении 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: судья С.К. Л.