О возмещении ущерба, причиненного в результате несвоевременного оказания услуг



Дело № 2-404/2010 г.

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми

В составе председательствующего судьи Порохиной О.Г.

при секретаре Ч.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре ** мая 20** года дело по исковому заявлению К. И. В. и К. С. С. к ОАО «***» о возмещении ущерба, причиненного в результате несвоевременного оказания услуг,

УСТАНОВИЛ:

К.И.В. действующая от себя и в интересах своей несовершеннолетней дочери К. Е.С., **** г.р. и К.С.С. обратились в суд с иском к ОАО «***» о возмещении ущерба, причиненного в результате несвоевременного оказания услуг. Истцами неоднократно уточнялись исковые требования, в итоге истцы просили:

Обязать ОАО «***» предоставить акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в период с **.**.**** года по **.**.**** года и произвести перерасчет коммунальных услуг, согласно акта. Зачесть данную сумму в счет будущих платежей за коммунальные услуги.

Взыскать с ОАО «***» материальный ущерб в размере 1295, 60 рублей, что составляет разницу между суммой, которую истцы фактически заплатили за потребленную электроэнергию в ноябре и декабре 20** года и суммой, которую они бы оплатили согласно квитанции об оплате электроэнергии, в связи с использованием обогревателей (расчет был предоставлен). Зачесть данную сумму в счет будущих платежей за коммунальные услуги.

Взыскать с ОАО «***» компенсацию морального вреда, причиненного в результате несвоевременного оказания услуг в размере 10 000 рублей в пользу истца К.И.В., 10 000 рублей в пользу истца К. С.С., 10 000 рублей в пользу К.И.В. в интересах несовершеннолетней К. Е.С. Зачесть данную сумму в счет будущих платежей за коммунальные услуги.

Обязать ОАО «***» произвести ремонт отопительной системы на первом этаже в подъезде № **** дома ** по улице ***в городе ... ....

Свои требования истцы обосновывали тем, что в период с **.**.**** года по **.**.**** года в их квартире в период времени с 01.00 до 06.00 часов остывала батарея на кухне. Данное обстоятельство, с учетом продолжительного времени стоявших морозов, провело к тому, что в квартире истцов было очень холодно, они зафиксировали температурный минимум +8 градусов. Истцы неоднократно в этот период времени звонили в аварийно - диспетческую службу ответчика, однако в течение почти двух месяцев причина остывания батареи не была установлена. Предоставлением услуг ненадлежащего качества истцам был причинен моральный вред.

Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца К. С.С., извещенного о времени и месте судебного заседания.

По инициативе суда в качестве третьих лиц были привлечены Б. О.В., Б. В.Э., Б. Е.В., дело рассматривается в их отсутствие, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В судебном заедании истец К.И.В. на требованиях настаивала.

Представитель ответчика Г. Е.М. требования не признала.

Суд, выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истцов.

В судебном заседании было установлено:

ОАО «***» (далее- «***») является управляющей компаний жилого дома, расположенного по адресу: г...., ул.***, д.** л.д.54).

Истец К.С.С. является собственником квартиры № ** по дома ** по ул.*** л.д.17). Указанная квартира состоит из двух комнат, кухни, коридора, ванной и туалета. Общая площадь квартиры 50,7 кв.м., в том числе жилой 27, 9 кв.м. В данной квартире проживают четверо человек - К.С.С., его супруга К.И.В., их несовершеннолетние дочери – К. Е.С.,**** г.р. и К.М.С., **** г.р.

Из пояснений истцов следует, что в период с **.**.**** года по **.**.**** года на кухне в их квартире каждую ночь с 01.00 до 06.00 остывала батарея. Факт остывания батареи они обнаружили в связи с тем, что у истцов на тот момент был грудной ребенок, истица часто вставала по ночам, также, истец К.С.С. спал на кухне и просыпался от того, что ему было холодно. В этот период времени истцы неоднократно звонили в аварийно-диспетчерскую службу ОАО «***», однако причины, по которым батарея остывала по ночам, были установлены и устранены только **.**.**** года.

Из представленной суду выписки из журнала аварийно-диспетчерской службы ответчика следует, что в период с **.**.**** года по **.**.**** года заявки на отсутствие центрального отопления по адресу ул.***, д.**, кв.** поступали 10 раз (4 раза в ноябре 20** года, 6 раз в декабре 20** года). Все заявки связаны с отсутствием центрального отопления на кухне л.д.21-30,55-60).

Из пояснений представителя ответчика и свидетелей Л. В.А. и К. А.А. следует, что остывание батареи в квартире истцов было связано с имевшейся несанкционированной врезкой между системами отопления и ГВС в квартире ... дома ... по ул..... Собственниками данной квартиры являются Б. О.В., Б. В.Э., Б. Е.В.

Согласно Акта ОАО «***» от **.**.**** года комиссией ОАО «***» было установлено, что при проверке отопительной системы в квартире ** дома ** по ул*** выявлено, что на кухне произведена самовольная врезка с системы отопления в систему ГВС л.д.31).

Из пояснений свидетеля Д. В.И., являющегося государственным инспектором Ростехнадзора следует, что установление врезок (перемычек) между системами горячего водоснабжения и отопления не допускается, это может повлечь создание разницы давления в данных системах, образуется воздушная пробка, что влечет остывание батарей по стояку, остывание батарей будет происходить в ночной период, когда использование горячей воды снижается до минимума.

Из пояснений представителя ответчика, свидетеля Л. В.А. и свидетеля К.А.А. следует, что ответчиком принимались все меры для устранения причин остывания батареи. На каждую заявку истцов выезжали сотрудники аварийно-диспетчерской службы, пытались прогреть батарею - спускали воздух на чердаке, в подвале. Однако, для проверки всей отопительной системы по стояку нужно было попасть в квартиры, однако, ночью это сделать было невозможно, а днем в рабочие дни жильцы квартир отсутствовали, соответственно, в квартиры доступ был ограничен. Несанкционированную врезку работники ответчика обнаружил только после того, как пошли на хитрость - разместили объявления о том, что будут проверять показания приборов учета, проверку назначили на субботу, и **.**.**** года была обнаружена самовольная врезка в систему отопления в квартире ** дома ** по ул.***.

По вопросу предоставления акта о ненадлежащем оказании коммунальных услуг свидетель Л. В.А. пояснил, что ответчиком коммунальная услуга -отопление в спорный период предоставлялась надлежащего качества, более того, в связи с установившимися морозами ответчиком было принято решение о перегреве жилого фонда, к батареям невозможно было прикоснуться, более греть уже было нельзя без риска ожога, однако, конструктивные и проектные особенности дома, в котором проживают истцы таковы, что данный дом рассчитан на понижение температуры наружного воздуха не более чем -41 градус, следовательно, остывание жилищного фонда в данном доме все равно бы произошло, так как стояли аномально низкие температуры продолжительное время. В подтверждение данных объяснений представителем ответчика были предоставлены суду копии документов, направленных ответчиком в декабре 20** года в ... межрайонную прокуратуру.

Из представленной ГУ ... Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ЗГМО-2 ... суду информации о минимальной температуре воздуха ночью в период с **.**.**** года по **.**.**** года следует, что в дни, когда истцы звонили аварийно-диспетерскую службу ответчика температура наружного воздуха ночью опускалась ниже отметки -35 градусов.

По вопросу предоставления акта об оказании коммунальных услуг ненадлежащего качества представитель ответчика и свидетель Л. В.А. пояснили, что сделать это не возможно, так для этого необходимо снимать показания приборов учета тепла (либо индивидуальные, находящие в квартире, либо общедомовые), однако данных приборов ни у истцов, ни в доме в целом не имеется, или фиксировать низкую температуру воздуха в квартире истцов с участием представителя ответчика, однако, этого также сделано не было.

Истица по поводу указанных пояснений представителя ответчика и свидетеля Л. В.А. пояснила, что ни разу к ним домой ночью не приходили сотрудники ОАО «***», чтобы зафиксировать температуру воздуха. Также, с учетом того, что подъездное отопление не работает, стена коридора ее квартиры, являющаяся общей со стеной подъезда покрывалась инеем. Из-за холода в квартире заболела старшая дочь истцов, они очень переживали за младшего ребенка, которому было на тот момент 5 месяцев, истцы каждую ночь звонили в АДС, истец К.С.С. не высыпался, на работу приходил не отдохнувший. Также, в связи с низкой температурой воздуха в квартире истцам пришлось использовать 2 обогревательных прибора, из-за чего энергопотребление по квартире возросло на 820 кВч и истцы переплатили за потребленную электроэнергию на 1295, 6 рублей больше (820*1,58) л.д.12).

По поводу требований истцов о производстве ремонта отопительной системы на первом этаже их подъезда, представитель ответчика пояснил, что для обеспечении надежной работы подъездного отопления дома ** по ул.*** необходимы проведение следующих мероприятий: заменить участок теплосети, идущий к подъезду, так как на данном участке теплосети занижено сечение трубопровода, при этом собственником данной теплосети является администрация МО МР «...», которая и должна финансировать ремонтные работы, также, замена радиаторов отоплении в подъезде является капитальным ремонтом здания, который осуществляется за счет собственников жилья в многоквартирном доме.

Отношения, связанные с оказанием коммунальных услуг и содержанием общедомового имущества регулируются Жилищным кодексом РФ, законодательством о защите прав потребителей, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее – Правила и нормы), Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (Правила предоставления коммунальных услуг), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительтсва РФ от 13.08.2006 года № 491

Согласно ч.2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с пунктом 5.1.1 Правил и норм системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.

Согласно пункту 5.1.2. Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования.

Согласно пункту 5.2.1. Правил эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать:

поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях;

поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления

равномерный прогрев всех нагревательных приборов.

В соответствии с п.49 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан:

а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах;

г) самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;

д) устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором;

ж) производить в установленном разделом VII настоящих Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность;

и) в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа;

н) по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг.

Таким образом, судом был установлен факт предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, отопление в квартире истцов на кухне отсутствовало, но не связи с ненадлежащим качеством предоставляемых коммунальных услуг, а в связи с имевшейся незаконной врезкой (перемычкой) между системой отопления и системой ГВС.

Ответчик, на которого возложена обязанность своевременно производить наладку инженерных систем для обеспечения равномерного прогрева всех отопительных приборов, заявки истцов в разумный срок не выполнил, своевременно не были устранены причины остывания батареи. Таким образом, факт отсутствия отопления на кухне ночью с в период с **.**.**** года по **.**.**** года судом был установлен, за этот период истцы имеют право на перерасчет платы за отопление. Расчет ответчиком суду был предоставлен, истцы с данным расчетом согласились.

В связи с тем, что ответчик исковые требования не признал, соглашение о зачете присуждаемых сумм между сторонами не достигнуто, соответственно, требования истцов о зачете данной сумы в счет будущих платежей возможно только при наличии договоренности между сторонами на стадии исполнения решения суда.

Ремонт отопления на первом этаже в подъезде № ** дома ** по улице ... не относится к капитальному ремонту общедомового имущества, в силу следующего. Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утв.приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, на которое ссылается ответчик, ремонт отопительной системы на первом этаже подъезда № ** дома ** по ул.** в г.... относится к текущему ремонту, а не капитальному ремонту, так как для проведения данного ремонта не требуется замена существующего и установка нового технологического оборудования в зданиях коммунального и социально-культурного назначения. Таким образом, ремонт на первом этаже в подъезде № ** дома ** по улице ***должен производить ответчик.

В удовлетворении требований истцов о взыскании излишне уплаченной суммы за электроэнергию суд отказывает, так как не было достоверно установлено, что данный перерасход электроэнергии был действительно связан с остыванием батареи на кухне истцов. С учетом низкой температуры наружного воздуха в спорный период, остыванием всего жилищного фонда, использование обогревательных приборов истцами могло быть обусловлено не только отсутствием отопления на кухне. Кроме этого, из сообщения ОАО «КЭК» увеличение расхода электроэнергии по квартире истцов в ноябре-декабре 20** года по сравнению с аналогичным периодом 20** года составило 103 квт/ч, а не 820 квт/ч, как указывают истцы.

В связи ненадлежащим исполнением ответчиком лежащей на нем обязанности по устранению причин неполадок в отопительной системе истцам был причинен моральный вред, возможность взыскания которого предусмотрена ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Определяя размер компенсации морального вреда, суд, учитывая характер и объем причиненных истцам нравственных страданий, требования разумности и справедливости приходит к выводу о взыскании с ответчика компенсации морального вреда пользу К.И.В. в сумме 3000 рублей, в пользу К. С.С. в сумме 3000 рублей, в пользу К.И.В. в интересах несовершеннолетней К. Е.С.,**** г.р.- в сумме1000 рублей.

При частичном удовлетворении требований истцов с ответчика в соответствии со ст.98 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования К. И. В. и К. С.С. к ОАО «***» удовлетворить частично.

Обязать ОАО «***» произвести перерасчет оплаты за отопление за период с ** ноября 20** года по ** декабря 20** года по квартире ** дома ** по улице ***в г.... ..., принадлежащей К. С. С., в связи с отсутствием отопления на кухне указанной квартиры в промежуток времени с 01.00 часов до 06.00 часов.

Обязать ОАО «***» произвести ремонт отопительной системы на первом этаже в подъезде № ** дома ** по улице ***в г.... ....

Взыскать с ОАО «***» в пользу К. И. В. компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей (три тысячи рублей).

Взыскать с ОАО «***» в пользу К. С. С. компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей (три тысячи рублей).

Взыскать с ОАО «***» в пользу К. И. В. компенсацию морального вреда, в интересах несовершеннолетней К. Е.С., **.**.**** года рождения, в сумме 1000 рублей (одна тысяча рублей).

В удовлетворении остальных исковых требований К. И. В. и К. С. С. к ОАО «***» отказать.

Взыскать с ОАО «***» государственную пошлину в доход муниципального района «...» в размере 1000 рублей (одной тысячи рублей).

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: О.Г. Порохина