О восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула



Дело № 2-372/2010 г.

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми

В составе председательствующего судьи Порохиной О.Г.

с участием прокурора Коровенко А.В.

при секретаре Чевтаевой Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре ** марта 20** года дело по исковому заявлению К. к МУ «***» о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, возмещении морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

К. обратилась в суд с иском к МУ «***» о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, возмещении морального вреда. Свои требования обосновала тем, что работала в качестве ... в МУ «***», **.**.**** года после конфликта, произошедшего с одной из коллег по работе, написала заявление об увольнении по собственному желанию. Впоследствии, обдумав свой поступок, **.**.**** года написала заявление об отзыве своего заявления об увольнении. Однако, работодатель, не приняв во внимание ее заявление об отзыве заявления об увольнении и не предоставив ей двух недель для отработки, уволил ее с **.**.**** года.

В судебном заседании истица на исковых требованиях настаивала, представитель истицы адвокат М. требования истицы поддержала.

Представители ответчика А. и М. исковые требования не признали.

Суд, заслушав объяснения сторон, показания свидетелей, заключение прокурора, полагавшего, что требования истицы подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истицы.

В судебном заседании было установлено:

К. была принята на работу в качестве зубного техника в ... *** с **.**.**** года. л.д. 16-17). На основании постановления главы администрации г. ... № *** от **.**.**** года «Об образовании муниципального учреждения «***» с **.**.**** года К. была зачислена в штат МУ «***» на должность зубного техника л.д.25)

** февраля 20** года К. написала заявление об увольнении по собственному желанию л.д. 33). Данное заявление было зарегистрировано **.**.**** года и передано главному врачу МУ «***» А. в этот же день л.д.38). Работодатель поставил визу на заявлении об увольнении К. об увольнении истицы с **.**.**** года и передал данное заявление в отдел кадров.

Приказом от **.**.**** года № *** л/с &-1 К. была уволена с должности зубного техника ... МУ «... стоматологическая поликлиника» по ст. 80 (п.3 ст.77) Трудового кодекса по собственному желанию в связи с невозможностью продолжения работы л.д. 34). От подписи в данном приказе истица отказалась, о чем был составлен соответствующий акт л.д.9).

** февраля 20** года К. написала заявление об отзыве своего заявления об увольнении, в этот же день передала его главному врачу МУ «***» л.д. 8, 38). Ответ на данное заявление в письменной форме был дан истице **.**.**** года, в котором работодатель указал на невозможность исполнения просьбы истицы об отзыве заявления л.д.10).

Из пояснений истицы следует, что заявление об увольнении по собственному желанию она написала **.**.**** года под влиянием эмоций из-за произошедшего конфликта на работе. Заявление она положила на стол заведующей ортопедическим отделением П. в пятницу, ** февраля 20** года. За выходные, обдумав свой поступок, истица решила отозвать свое заявление об увольнении. В понедельник, **.**.**** года, к ней подошла заведующая ортопедическим отделением П. и попросила поставить в заявлении дату, с которой она просит ее уволить. На что истица пояснила, что сразу сказать дату не может, у нее есть еще две недели для решения данного вопроса. Однако, около 13 часов **.**.**** года ее вызвали в отдел кадров, где ей представали с приказ об увольнении и попросили забрать трудовую книжку. Истица отказалась от подписи в приказе об увольнении и сообщила, что напишет заявление об отзыве заявления об увольнении. Указанное заявление было ею написано **.**.**** года и передано через секретаря главному врачу МУ «***». Однако, ее заявление об отзыве не было удовлетворено. Также, истица пояснила, что обстоятельств, обуславливающих невозможность продолжения ею работы в МУ «***» не имеется, соглашение о дате ее увольнения с работодателем не достигалось.

Из пояснений представителя ответчика - главного врача МУ «... ***» А. следует, что получив **.**.**** года заявление об увольнении К. и увидев, что в нем не проставлена дата, с которой истица просит ее уволить, она вернула данное заявление К для того, чтобы она поставила данную дату. Однако, когда ей вновь вернулось данное заявление, в нем не была поставлена дата увольнения. В заявлении были указаны серьезные причины, по которым К. просила ее уволить, а именно: тяжелая психологическая обстановка в кабинете ... и низкая заработная плата. Соответственно, К. не могла продолжать работать в учреждении, и она, как работодатель, не имеющий права задерживать работника на работе, который указал причины своего увольнения, посчитала необходимым уволить истицу с **.**.**** года - с даты, когда заявление поступило к ответчику. Соглашение о дате увольнения с истцом не достигалось, так как истица **.**.**** года к А. не подходила. На место истицы не был приглашен другой работник, которому не может быть отказано в приеме на работу.

Также, представители ответчика А. и М. суду пояснили, что К. ранее неоднократно высказывала намерения уволиться с работы. Накануне, после получения расчетных листов о заработной плате за январь 20** года, была недовольна низким размером своей заработной платы. Кроме этого, представители ответчика пояснили, что дважды возвращали К. заявление об увольнении для проставления ею даты увольнения, а в действительности предоставляли шанс истице просто забрать данное заявление.

В соответствии со ст. 80 Трудового кодекса РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен ТК РФ или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.

По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.

В случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию и другие случаи), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.

До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.

К. воспользовалась своим правом на расторжение трудового договора по собственной инициативе, а также правом на отзыв заявления об увольнении в течение двух недель с момента его подачи. При этом, оснований для расторжения трудового договора с даты поступления заявления об увольнении у работодателя не имелось, так как между истцом и ответчиком не было достигнуто соглашение о дате увольнения; обстоятельств, препятствующих продолжению работы истицы у ответчика не установлено; на место истицы не был приглашен другой работник, которому нельзя отказать в заключении трудового договора. Таким образом, в силу того, что в заявлении не была указана дата, с которой истица просит ее уволить, работодатель не мог уволить ее до истечения двухнедельного срока с момента поступления заявления об увольнении.

Следовательно, увольнение К. было произведено незаконно, и она подлежит восстановлению на работе в прежней должности с **.**.**** года.

В связи с удовлетворением требований истицы о восстановлении на работе, с ответчика подлежит взысканию средний заработок за время вынужденного прогула.

Расчет среднего заработка за время вынужденного прогула определяется на основании Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 года № 922.

Расчет выглядит следующим образом:

174 745, 05 рублей (средний заработок истицы за последние 12 месяцев без премии) плюс 11 537, 23 рублей (премия по итогам 20** года) делим на 175 дней (фактически отработанных истицей за последние 12 месяцев) получается 1064, 47 рублей - средний дневной заработок истицы. Период вынужденного прогула истицы составил с **.**.**** года по **.**.**** года - 20 дней. Итого средний заработок за время вынужденного прогула составит 1064, 47 рублей * 20 дней = 21 289, 40 рублей.

В расчет среднего заработка за период вынужденного прогула не включаются суммы оплаты истице за напыление в силу следующего.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно Положению об оплате труда работников МУ «***» л.д.155-170) в систему оплаты труда работников учреждения, в частности, в оплату труда зубных техников, оплата за напыление не входит. Также, указанные выплаты, как составная часть заработной платы истицы, не предусмотрены трудовым договором, заключенным с истицей л.д. 26-27).

Из пояснений сторон, свидетелей и представленных в суд документов следует, что напыление, или покрытие металлического зубного протеза нитридом титана (коронка «под золото») осуществляется согласно договора, заключенного между МУ «***» (заказчик) и ООО «***» (исполнитель), непосредственно исполнителем, находящемся в г..... л.д.179-180). В обязанности МУ «***» входят следующие обязанности при наличии у пациента желания изготовить себе зубные протезы с напылением:

Пациент оплачивает стоимость напыления по прейскуранту в кассу учреждения л.д.177-178), стоматологическая поликлиника изготавливает металлические зубные протезы под напыление, и направляет их в г.... в ООО «***» для производства напыления. При этом, денежные средства, уплаченные пациентом за напыление, направляются, в первую очередь, на оплату работ по напылению исполнителю, на транспортные расходы по доставке зубных протезов в г.... и обратно, на оплату курьерских услуг по доставке зубных протезов непосредственно исполнителю. Оставшиеся денежные средства распределялись между врачами-ортопедами, зубными техниками и иным персоналом поликлиники, задействованным при изготовлении зубных протезов под напыление.

При этом, изготовление зубных протезов под напыление оплачивается пациентом отдельно, стоимость работ по изготовлению зубных протезов под напыление установлена выше, чем изготовление зубных протезов без напыления л.д.187 оборот). Соответственно, при выполнении работ по изготовлению зубных протезов под напыление, оплата труда зубных техников выше, но данная оплата производится пациентом отдельно, в нее не включаются суммы, оплаченные пациентом за напыление.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оплата зубным техникам из средств, уплаченных пациентами за напыление, относится к иным выплатам, а именно материальной помощи, и указанные выплаты не включаются в расчет среднего заработка (п.3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы).

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, или размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. С учетом обстоятельств гражданского дела, а также принципа разумности и справедливости, суд считает необходимым определить размер компенсации морального вреда в сумме 3 000 рублей.

В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. С учетом обстоятельств дела суд считает необходимым взыскать в пользу истицы расходы на оплату услуг представителя в сумме 5000 рублей.

При удовлетворении заявленных требований c ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1238, 68 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Признать увольнение К. ** февраля 20** года незаконным.

Восстановить К. на работе в должности ... МУ «***» с ** февраля 20** года.

Взыскать с МУ «***» в пользу К. средний заработок за время вынужденного прогула в сумме 21 289 (двадцать одна тысяча двести восемьдесят девять) рублей 40 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 3000 (три тысячи) рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме 5000 (пять тысяч) рублей.

Взыскать с МУ «***» государственную пошлину в доход государства в сумме 1238 (одна тысяча двести тридцать восемь) рублей 68 копеек.

Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: О.Г. Порохина