Дело № 2-1467/09
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Литвиненко С.К.,
при секретаре Колесниковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре ** января 20** года дело по иску К.В.В. к администрации муниципального района «...», Агентству ... по социальному развитию о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
К.В.В. обратился в суд с иском к ответчикам о предоставлении благоустроенного жилого помещения в г. ..., где он проживает, на состав семьи один человек, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей и взыскать судебные расходы, указывая, что его мама - К.Р.К. умерла **.**.****г., отец умер **.**.**** г. Постановлением главы администрации г. ... от **.**.****г. № *** над истцом, и его братом был назначен попечитель - К.А.М., закрепленного жилья не имеет. В соответствии с Постановлением главы администрации г. ... № *** от **.**.****г. истцу по достижении совершеннолетия должны были вне очереди предоставить благоустроенное жилье. Постановлением главы администрации г. ... № *** от **.**.****г. поставлен на учет для получения жилья как сирота. Однако, до настоящего времени предусмотренной льготой, как сирота, жильем обеспечен не был. Проживает в общежитии, предоставленном с места работы. Свои требования истец основывает на положениях п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, Федеральном законе от 21.12.1996г. № 159-ФЗ, Закона РК №54-РЗ от 04.07.2006г., Постановления Правительства РК №252 от 09.10.2006г.
В судебном заседании истец и его представитель - адвокат М. на иске настаивали, доводы, изложенные в исковом заявлении поддержали, кроме того просили взыскать судебные расходы в сумме 7100 рублей, из которых: 7000 рублей - услуги представителя, 100 рублей - расходы по оплате государственной пошлины.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие ответчиков, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания л.д.49,57).
Ответчики свою позицию изложили в отзывах, исковые требования К.В.В. не признали л.д.50-52,59).
Заслушав объяснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, обозрев материалы учетного дела на К.В.В., суд приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит частичному удовлетворению.
Из обстоятельств дела следует, что К.В.В.. родился **.**.**** года л.д.17).
Родители К. В.В. - К.Р.К. и К.В.П. умерли л.д.9-10).
Постановлением главы администрации г. ... от **.**.**** года № *** над несовершеннолетними К.В.В., К.А.В.. назначен попечитель - К.А.М. л.д.11).
Постановлением главы администрации г. ... от **.**.**** года № *** постановлено предоставить благоустроенное жилье вне очереди К.А.В., К.В.В. по достижении совершеннолетия л.д.12).
Постановлением главы администрации г. ... от ** июня 20** года № *** истец поставлен на учет на получение жилья в льготной очереди, как сирота л.д.14).
Истец значится зарегистрированным в ком. * д.№* (общежитие) по ул. ... в г. ... с **.**.****г., общая площадь комнаты составляет 18,3 кв.м. л.д.15,18).
В соответствии с абз.5 ч.1 ст.148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
По данным ПМФ ГУП ... «РБТИ» и Управления Федеральной регистрационной службы по ... ... отдел за К.В.В. недвижимого имущества в г. ... и ... районе не числиться л.д.26,28).
В соответствии с п. 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона № 159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно абз.3 ч.1 ст. 8 указанного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Статья 5 Федерального закона также устанавливает, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Статьей 13 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относится, в частности, определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ.
На основании Постановления Правительства Республики Коми от 8 октября 2007 года № 229 «О некоторых вопросах, связанных с реализацией на территории Республики Коми законодательства в области опеки и попечительства и жилищного законодательства» Агентство Республики Коми по социальному развитию определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по выполнению с 1 января 2008 года полномочий в области опеки и попечительства.
Согласно пункту 9 Положения об Агентстве Республики Коми по социальному развитию, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 24 декабря 2004г. № 248, Агентство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет постановку на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, ведение указанного учета и принятие решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что обязанность по предоставлению истцу во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на Агентство ... по социальному развитию.
Оснований для возложения обязанности по предоставлению истцу жилого помещения на органы местного самоуправления не имеется, так как законодательством ... органы местного самоуправления не наделены полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.
В силу п. 5 ч.2 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
При определении размера жилого помещения, которое следует предоставить истцу, суд руководствуется положениями ст. 10 Закона РК от 04.07.2006 года № 54-РЗ, которой установлена специальная норма предоставления жилых помещений: 33 квадратных метра общей площади - на одинокого гражданина.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Агентство ... по социальному развитию обязано вне очереди предоставить К.В.В. жилое помещение в г. ..., общей площадью не менее 33 кв.м.
Доводы ответчика Агентства ... по социальному развитию, изложенные в отзыве на иск л.д.50-52) о том, что истцу на момент обращения исполнилось ** года и по этому он не относится к категории детей - сирот, судом не принимаются, поскольку, как установлено в судебном заседании истец обратилась с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, как сироте, в администрацию МР «...» до достижениям ** - летнего возраста и был поставлен на учет. Закрепленного жилого помещения он никогда не имел. С иском в суд истец обратился в период, когда эти полномочия стали возложены на Агентство, и обосновывает свои требования на основании п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, истцу, как сироте, благоустроенное жилое помещение предоставлено не было, и как указал в своем Обзоре судебной практики Верховный суд РФ за 2й квартал 20** года, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Поэтому достижение лицом **-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста ** лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Агентством ... по социальному развитию не представлено суду доказательств того, что истцу было предоставлено жилое помещение по месту его жительства в соответствии нормами предоставления.
В иске К.В.В. к администрации муниципального района «...» о предоставлении жилого помещения следует отказать.
В силу ст. 96 ГПК РФ.
Согласно ст. ст. 88, 94 ГПК РФ к судебным расходам относятся в т.ч. и расходы на оплату услуг представителя.
Как следует из материалов дела, К.В.В. за юридической помощью обратился к адвокату М.Л.Н. и произвел оплату её услуг в сумме 7000 рублей, что подтверждено квитанциями, выданными адвокатом М.Л.Н. л.д.8, 36).
Адвокат М.Л.Н., чьи полномочия подтверждены ордером № *** от **.**.****г. л.д.35), оставляла исковое заявление, принимал участие в беседе сторон и одном судебном заседании.
На основании ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя.
Суд, с учетом конкретных обстоятельств дела, пределами разумности и в соответствии с объемом защищаемого права, а также учитывая материальное положение ответчика (является бюджетным учреждением), считает возможным частично удовлетворить требования К.В.В. и взыскать с Агентства ... по социальному развитию в его пользу 4 000 рублей, кроме того, с Агентства ... по социальному развитию в пользу истца подлежат взысканию расходы истца по оплате государственной пошлины в сумме 100 рублей.... квартиры № *** в доме № *** по ул.... в пст.очереди из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей л.д.8).и сына- ...
Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Агентство ... по социальному развитию предоставить вне очереди К.В.В. в г. ... Республики ... на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение применительно к условиям г. ... Республики ..., по договору социального найма общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Взыскать с Агентства ... по социальному развитию в пользу К. В.В. расходы по государственной пошлине в сумме 100 рублей (Сто рублей) и расходы по оплате услуг представителя в сумме 4000 рублей (четыре тысячи рублей).
В иске К.В.В. к администрации муниципального района «...» о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий: судья С.К. Литвиненко.