О взыскании денежной компенсации морального вреда



Дело № 2-753/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Шахтаровой С.Н.

при секретаре Сапегиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре ** августа 20** года дело по иску Усольцевой Г.И. к ООО «ГЖФ» о взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме 70 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Усольцева Г.И. обратилась в суд с иском к ООО «ГЖФ» о взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме 70 000 рублей, указывая, что с ** января 20** года по ** декабря 20** года ответчик не исполнял своих обязанностей по предоставлению жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества. В указанный период в квартире периодически шла грязная холодная вода, протекала труба под ванной и унитазом, из-за высокого напряжения и слабой проводки в квартире выбивало пробки, мусор из контейнеров своевременно не вывозился, дворники не убирали двор, в подъезде была разбита дверь, подвал постоянно затапливало. Неоднократные обращения в ООО «ГЖФ» с просьбой устранить указанные недостатки оставлялись без внимания либо работы по устранению недостатков выполнялись некачественно и со значительным опозданием.

В судебном заседании истец на иске настаивала.

Представитель ответчика В. исковые требования не признала.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению.

Из обстоятельств дела следует, что Усольцева Г.И. является собственником 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: г.... Республики ..., ул...., дом ..., квартира ... на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от **.**.****г. № *** л.д.74).

Дом ... по ул.... в г.... входит в перечень домов, находящихся в управлении ООО «ГЖФ» с **.**.****г. л.д.53-55).

В соответствии с ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 (далее - Правила), исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

Управляющей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

В соответствии с п.2.1 договора № *** управления многоквартирными домами от **.**.****г. в течение срока действия настоящего договора управляющая организация обязуется предоставлять услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме в соответствии с перечнем работ и услуг (Приложение № ***), являющимся неотъемлемой частью договора.

Цель договора – поддержание в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств в многоквартирных домах (п.2.3 договора).

Согласно п. 3.1.5 договора управляющая организация обязана рассматривать предложения, заявления и жалобы от потребителей и лиц, пользующихся помещениями в многоквартирных домах, вести их учет, принимать меры, необходимые для устранения указанных в них недостатков в установленные сроки, вести учет устранения указанных недостатков. Не позднее 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления информировать заявителя о решении, принятом по заявленному вопросу.

Согласно пунктам 10-11, 13-14, 16 Приложения № *** к указанному договору вывоз твердых бытовых отходов 7 раз в неделю, укрепление водосточных труб, колен и воронок, замена по мере необходимости разбитых стекол окон и дверей в помещениях общего пользования, ремонт и укрепление входных дверей, аварийное обслуживание систем водоснабжения, энергоснабжения относятся к перечню работ, выполняемых управляющей организацией, обслуживающей жилой дом л.д.51-52).

В соответствии с п.9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006г. № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Таким образом, все внутренние инженерные сети, входящие в состав дома ... по ул.... в г.... подлежат обслуживанию ООО «ГЖФ».

В судебном заседании установлено, что истец обращалась в аварийно-диспетчерскую службу ООО «ГЖФ» по поводу некачественного холодного водоснабжения **.**.****г., **.**.****г., **.**.****г. По поводу отсутствия света истец обращалась **.**.****г., **.**.****г., **.**.****г., **.**.****г., **.**.****г., **.**.****г. Истец обращалась также по поводу течи трубы под ванной, течи подводки к радиатору (**.**.****г. и **.**.****г.), ремонта двери в тамбуре и вставки стекла (**.**.****г. и **.**.****г.). Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из журнала регистрации заявок по домам л.д.28-29).

Кроме этого, истец обращалась с письменными заявлениями в ООО «ГЖФ» в 20** году и 20** году, из которых следует, что истец просила произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги, жаловалась на то, что из крана в квартире постоянно течет грязная вода, полотенцесушитель в туалете не греет, проводка слабая, заявки по устранению течи под ванной и унитазом не исполняются либо исполняются ненадлежащим образом, двери разбиты, мусор вывозится нерегулярно, топит подвал и весь первый этаж в доме л.д.6-8,23,33-34, 42-43, 114-119).

Свидетель А. в судебном заседании показала, что живет в квартире ... в доме ... по ул.... в г...., в 20** году холодная вода была грязной, с пленкой, с запахом канализации, дверь в подъезде ремонтировали два раза, но впоследствии она опять была сломана.

Из письма ООО ГЖФ» от **.**.****г. № *** следует, что ** марта 20** года во втором подъезде дома ... по ул.... в г.... произведены работы по остеклению подъезда, укреплению почтовых ящиков, ремонту входных дверей. Работы по ремонту внутриквартирной канализационной разводки, ремонту сантехнических приборов входят в перечень платных услуг л.д.11).

Из сообщения администрации муниципального района «...» от **.**.****г. № *** следует, что входная дверь в подъезд в доме ... по ул.... в г.... будет отремонтирована до **.**.****г. л.д.12).

Согласно письмам ООО «ГЖФ» от **.**.****г. № *** и от **.**.****г. № *** в Приложении № *** к договору управления многоквартирными домами отсутствуют работы, которые просит произвести истец в ее квартире, в том числе работы по ремонту подъездов в доме ... по ул.... в г.... л.д.13, 41).

Из показаний свидетеля К. следует, что она работает заместителем генерального директора ООО «ГЖФ», акты выполненных работ с подписью квартиросъемщика оформляются в том случае, если жалоба потребителя направляется в администрацию города, в остальных случаях акты оформляются в виде наряда-задания. Все работы по иным заявкам истца были выполнены.

Из наряда-задания от **.**.****г. следует, что в квартире ... в доме ... по ул.... в г.... необходимо было выполнить работы по ПКР ХВС. Подписи квартиросъемщика нет в связи с отсутствием в квартире. Согласно наряду-заданию от **.**.****г. в указанной квартире устранена течь под ванной с чеканкой. Подпись квартиросъемщика отсутствует л.д.78-79).

Из акта проведения внеплановой проверки по государственному контролю Государственной жилищной инспекции ... от ** августа 20** года следует, что в санузле квартиры ... в доме ... по ул.... в г.... резиновое уплотнительное кольцо, расположенное между площадкой унитаза и сливным бачком, деформировано, нет плотного примыкания. Поэтому при заполнении сливного бачка происходит протекание через болтовое соединение. Подача холодной воды в сливной бачок перекрыта. В коридоре распределительная коробка, расположенная под потолком, открыта. В электрощите одна из четырех пробок заменена на автомат 25 А. В подъезде через стекло оконного проема между вторым и третьим этажом в подъезд заведен электрокабель (кабель уходит в стену между входными дверями квартиры ... и квартиры ...). Электрокабель крепится к стене подъезда на уровне 1,5 метра от пола в трех местах, имеются значительные провисы. Со слов жильца квартиры ... сквозное отверстие, образовавшееся при прокладке кабеля, было заделано подручными средствами собственными силами л.д.113).

В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (п.64 Правил).

Датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (подпункт «а» пункта 70 Правил).

Согласно пп.«а» п.74 Правил период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67-69 настоящих Правил.

Акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества с участием потребителя и исполнителя не составлялись (п.67,68 Правил). Акты об устранении недостатков также не составлялись.

Из объяснений истца в судебном заседании следует, что ее заявки на протяжении 20**-20** годов не выполнялись либо выполнялись со значительным опозданием. Акты о непредоставлении коммунальных услуг и акты об устранении недостатков с ее участием не составлялись.

Доводы истца не опровергнуты в судебном заседании.

Ответчик не представил суду доказательств, подтверждающих устранение недостатков при предоставлении истцу жилищно-коммунальных услуг на протяжении с ** января 20** года по ** декабря 20** года.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в период с ** января 20** года по ** декабря 20** года ответчик не исполнял своих обязанностей по предоставлению истцу жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества.

Доводы представителя ответчика о том, что ООО «ГЖФ» не может нести ответственность за предоставление истцу жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества за период с ** января 20** года до ** апреля 20** года, поскольку ООО «ГЖФ» является управляющей организацией указанного дома только с ** апреля 20** года, не могут быть приняты во внимание.

В судебном заседании установлено, что до ** апреля 20** года ООО «ГЖФ» являлось обслуживающей организацией дома ... по ул.... в г.... и отвечало за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Возмещение морального вреда предусмотрено ст.15 Закона «О защите прав потребителей», производится при нарушении прав потребителя, предусмотренных законодательством, и при наличии вины исполнителя.

В результате действий ответчика истцу причинены физические и нравственные страдания, связанные с невозможностью пользоваться жилищно-коммунальными услугами надлежащего качества. В связи с этим истец переживала, находилась в нервном состоянии.

Учитывая характер и степень причиненных истцу страданий, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости, суд считает возможным определить размер компенсации морального вреда в пользу истца в размере 5000 рублей.

С ООО «ГЖФ» в доход бюджета муниципального образования муниципального района «...» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 рублей (ст.103 ГПК РФ).

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ООО «ГЖФ» в пользу Усольцевой Г.И. денежную компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей (Пять тысяч рублей).

Взыскать с ООО «ГЖФ» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования муниципального района «...» в сумме 200 рублей (Двести рублей).

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: С.Н.Шахтарова

Мотивированное решение изготовлено ** августа 20** года.