о признании незаконным бездействия ответчика



Дело № 2-1059/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«15» сентября 2010 года г. Печора

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи М.В. Гусаровой

при секретаре судебного заседания О.А. Казаковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску *** природоохранного межрайонного прокурора к Ответчику 1, Ответчику 2 о признании незаконным бездействия Ответчика 1 в части неосуществления полномочий по сбору и вывозу бытовых и промышленных отходов, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку промышленных и бытовых отходов на территории ***,

У С Т А Н О В И Л:

Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Ответчику 1 о признании незаконным бездействия Ответчика 1, в части не осуществления полномочий по сбору и вывозу бытовых и промышленных отходов, и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку промышленных и бытовых отходов на территории ***, а именно: в срок до **.**.**г. ликвидировать несанкционированную свалку промышленных и бытовых отходов на территории по ***, расположенную ***. В обоснование своих требований указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что ответчиком не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления. При комиссионном обследовании территории по ***, расположенной между *** выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления общей площадью около 3700м2.

Определением суда от **.**.**. в качестве соответчика был привлечен Ответчик 2

Определением суда от **.**.**. в качестве 3-го лица был привлечен К

*** межрайонный природоохранный прокурор Сурин В.Н. поддержал заявленные требования, уточнив срок исполнения -**.**.** года. Пояснил, что на сегодняшний день свалка не ликвидирована, засыпана битым кирпичом, бой кирпича относится к 5 классу опасности.

Представители ответчика 1 Липин В.И., Ракитин А.Н., действовавшие на основании доверенностей, в судебном заседании иск не признали, поддержали представленные письменные возражения по иску. Суду пояснили, что долгое время на данной территории существовала канава, в которую стекали талые воды, вода не уходила в грунт, что привело к закисанию воды, появлению неприятного запаха и размножению насекомых. Засыпка канавы строительным мусором обусловлена необходимостью ликвидации застойных вод. На основании распоряжения Главы муниципального района от 29.05.2009г. №274/1-р «Об определении места складирования строительного мусора, смёта с дорог, тротуаров, газонов» производится вывоз строительного мусора, с целью дальнейшего благоустройства данной территории.

**.**.**г. в ходе проверки территории участка, расположенного ***, установлено, что помимо строительного мусора данная территория была частично засыпана отходами потребления, твердыми бытовыми отходами, состоящими из пластиковых и стеклянных бутылок, тетрапаков, ветоши, бумаги.

**.**.**г. Ответчиком 1 в адрес С-П направлена просьбы об оказании содействия по уборке бытовых и промышленных отходов на вышеуказанной территории. На основании акта от **.**.**г. установлено, что мероприятия по уборке бытовых и промышленных отходов произведены. В дальнейшем, в 2012 году планируется разработка проекта по проведению рекультивации и благоустройству данной территории. Данный срок обусловлен тем, что необходимо согласовать этот вопрос с депутатами на Совете города, получить разрешительную документацию, составить проект, заложить в бюджет денежные средства. Ответчик 1 предлагает произвести ликвидацию несанкционированной свалки расположенной по *** путем захоронения строительного мусора с последующим благоустройством данной территории.

Представитель 3-го лица Т Сорокин А.В., действовавший на основании доверенности, поддержал требования прокурора. Указал, что именно на Ответчике 1 лежит обязанность по сбору и вывозу бытовых и промышленных отходов. Захоронение отходов в границах населенных пунктов в силу ч. 5 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается.

Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» также запрещается.

Территория возле заправки является территорией Ответчика 1. Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

По санитарной линии такие требования установлены санитарными правилами территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88.

Представитель 3-го лица Г Чиненова Л.И., действовавшая на основании доверенности, поддержала требования прокурора. Считает, что данный бытовой мусор необходимо вывезти.

Представитель 3-го лица О Деркачева И.В. также поддержала требования прокурора. Указала, что по настоящее время происходит привоз мусора на территорию их организации, которая занимается заправкой топлива.

Представители ответчика 2, 3-го лица – К в судебном заседании не участвовали, представили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель 3-го лица У в судебном заседании не участвовал. О времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом судом извещен.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.

Выслушав пояснения Печорского межрайонного природоохранного прокурора, представителей ответчика Ответчика 1, явившихся 3-х лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гарантирует гражданам РФ право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»; ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления раскрыты основные понятая используемые в Федеральном законе, где: отход производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процесс производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которого образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целя; их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальные хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; использование отходов - применение отходов для производства товара (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных породи другое).

В соответствии с требованиями ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды», окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативно-правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно требованиям ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 4 указанного закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения или иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.

Из смысла ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещаются: размещение (захоронение, сброс) отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой, государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно п.п. 2.1, 2.2, 3.1, 3.2 Санитарных Правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР № 4690-88 от 05.08.1988 г., объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно- бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общего пользования, места отдыха. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовывать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. Отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции жилых и общественных зданий, а также объектов культурно - бытового назначения, вывозят транспортом строительных организаций на специально выделенные участки. Неутилизируемые отходы промышленных предприятий вывозят транспортом этих предприятий на специальные полигоны или сооружения для их обезвреживания и захоронения. Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования. перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

Уставом муниципального образования городского поселения «***», утвержденным решением Совета МО ГП «***» **.**.** №..., определено, что к вопросам местного значения города *** относится организация сбора и вывоз бытовых отходов и мусора, а также организация благоустройства и озеленение территории города *** (ст. 10 Устава). Территорию города составляют исторически сложившиеся земли города ***, прилегающие к нему земли общего пользования территории традиционного природопользования населения, рекреационные земли, земли для развития города ***, независимо от форм собственности и целевого назначена находящиеся в пределах границ города.

В судебном заседании установлено, что **.**.** г. при комиссионном обследовании с участием помощника *** природоохранного межрайонного прокурора Антонова П.В., специалиста Т по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по РК в г.*** Иордан Л.П., специалиста-эксперта Г Огарковой Е.А., государственного инспектора У, надзора и охраны ВБР Чертопятова А.А., в присутствии директора О Деркачевой И.В., заместителя руководителя Ответчика 1 Липина В.И. и заведующего сектором промышленности отдела по муниципальному хозяйству и промышленности Администрации МО МР «*** Маливанкука Л.В., территории по ***, расположенной ***, выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления общей площадью около 3700 м2, а именно: на указанной территории допущено складирование отходов производства и потребления: строительного мусора, в составе которого разрушенные железобетонные конструкции, кирпичная кладка, ржавого лома черных металлов, отработанных автомобильных покрышек, шпалы, пропитанной креозотом, твердых бытовых отходов, состоящих из использованных пластиковых бутылок, стеклянных бутылок, тетрапаков, ветоши, бумаги; и фильтрация загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты, что подтверждается актом Т в г.*** от **.**.**.

Из экспертного заключения *** от **.**.**г. следует, что размещение отходов на территории, расположенной *** происходит с нарушением природоохранного законодательства.

Распоряжением главы муниципального района руководителя администрации Торлопова В.А. от **.**.**г. №...л-р, определено место складирования строительного мусора, смета с дорог, тротуаров, газонов в районе *** речного пароходства по ***, ***.

Из акта, составленного заместителем руководителя администрации ГП «***» В.И.Липиным,, руководителем городского комитета по охране окружающей среды г. *** А.А. Верхорубовым, помощником *** природоохранного межрайонного прокурора Н.С.Макаровой следует, что **.**.**г. вышеуказанные лица провели обследование территории по *** расположенной ***. В ходе обследования установлено, что свалка от строительного мусора разровнена (куч нет), бытовой мусор и отходы от торговли отсутствуют.

Однако в судебном заседании было достоверно установлено, что фактически свалка засыпана битым кирпичом, который в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ №... от **.**.**. относится к 5 классу опасности.

Доводы представителей ответчика суд считает не обоснованными, так как невыполнение ответчиком 1 требований федерального законодательства «Об окружающей среде», «Об отходах производства и потребления», влечет нарушение конституционных прав граждан на окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности и может способствовать возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде. На момент рассмотрения дела свалка фактически не ликвидирована. Таким образом, бездействие Ответчика 1 имеет место.

При таких обстоятельствах суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, Ответчик 1 подлежит освобождению от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования *** природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Ответчика 1 в части не- осуществления полномочий по сбору и вывозу бытовых и промышленных отходов.

Обязать Ответчика 1 в срок до **.**.** года ликвидировать несанкционированную свалку промышленных и бытовых отходов на территории по ***, расположенную ***.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено «20» сентября 2010 г.

Председательствующий судья М.В. Гусарова