об обязании произвести перерасчет и установить оклад на уровне МРОТ,взыскании недоначисленной з/п



Дело № 2-2298/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми

в составе: председательствующего судьи Порохиной О.Г.

при секретаре Чевтаевой Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печора 03 сентября 2010 года исковое заявление Фатхиевой Г.Г. к Ответчику об обязании произвести перерасчет заработной платы, о взыскании недоначисленной заработной платы, процентов за задержку выплаты заработной платы, обязании установить оклад на уровне минимального размера оплаты труда,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с требованием к ответчику об обязании произвести перерасчет заработной платы с **.**.** года по настоящее время в связи с занижением работодателем размера тарифной ставки по сравнению с установленным минимальным размером оплаты труда, действующем на территории Российской Федерации c 01.09.2007 года и с 01.01.2009 года, о взыскании недоначисленной заработной платы, процентов за задержку выплаты заработной платы, обязании установить оклад на уровне минимального размера оплаты труда.

Дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика извещенного о времени и месте судебного заседания, представшего заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании истица на требованиях настаивала.

Суд, выслушав объяснения истицы, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истицы.

В судебном заседании было установлено, что истица работает у Ответчика с **.**.** года, с **.**.** года переведена на работу в качестве ****.

Согласно представленных документов истице установлен оклад в размере **** рублей, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера **% и районный коэффициент к заработной плате **%, также предусмотрены выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Частью 3 статьи 37 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Приведенное положение содержится также в статье 133 ТК РФ, в силу которой месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

Определение заработной платы (оплата труда работника) содержится в ст. 129 ТК РФ, согласно которой заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Анализ вышеизложенного свидетельствует, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом выплаты компенсационного стимулирующего характера в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами заработной платы, ее составной частью.

Таким образом, действующее законодательство не содержит требований о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) должны быть не ниже минимального размера оплаты труда.

Данный вывод также нашел отражение в позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенного в определении от 01.10.2009 года № 1160-О-О, который основываясь на нормах Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», пришел к выводу, что федеральный законодатель в ходе совершенствования трудового законодательства, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Доводы истицы о том, что районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны начисляться на размер тарифных ставок, окладов (должностных окладов) не ниже минимального размера оплаты труда, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса, РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерация» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4330 рублей с 01.01.2009 года. До этого минимальный размер оплаты труда составлял 2300 рублей.

За период с **.**.** года по **.**.** года согласно представленным в суд документам начисление заработной платы истицы составляло более, чем действующий размер МРОТ, т.е. в период с 01.09.2007 года по 31.12.2008 года заработная плата составляла больше, чем 2300 рублей, а за период с 01.01.2009 года начисленная зарплата была больше, чем 43330 рублей.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что заработная плата истицы составляет больше, чем показатель минимального размера оплаты труда, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о взыскании недоначисленной заработной платы. Также, не подлежат удовлетворению требования истицы о взыскании процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы.

Исковые требования истицы в части установления оклада на уровне МРОТ также не подлежат удовлетворению, так как установление системы оплаты труда является преимущественным правом работодателя, он самостоятельно устанавливает размер окладов, надбавок к заработной плате (с учетом действующего законодательства).

Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Фатхиевой Г.Г. к Ответчику об обязании произвести перерасчет заработной платы, о взыскании недоначисленной заработной платы, процентов за задержку выплаты заработной платы, обязании установить базовый оклад на уровне минимального размера оплаты труда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд РК в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: О.Г. Порохина