о возложении обязанности назначить пенсию



Дело № 2-3151/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Шахтаровой С.Н.

при секретаре Басовой С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 5 октября 2010 года дело по иску Куриляк А.Ф. к Ответчику о возложении обязанности назначить пенсию, взыскании пенсии, денежной компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Куриляк А.В. обратился в суд с иском к Ответчику о возложении обязанности назначить пенсию вследствие военной травмы с **.**.** года (с момента установления инвалидности) как участнику ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, взыскании в его пользу пенсии в сумме ****, денежной компенсации морального вреда в сумме **** рублей, указывая, что получает трудовую пенсию по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 7 сентября 2007 года. В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» имеет право на одновременное получение двух пенсий, однако ответчик отказал ему в назначении пенсии по инвалидности.

В судебном заседании истец и его представитель Куриляк О.Л. на иске настаивали.

Представители ответчика – Шекина И.Ж. и Кукулин О.Г. иск не признали.

Выслушав объяснения сторон, представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск не основан на законе и не подлежит удовлетворению.

Из обстоятельств дела следует, что Куриляк А.Ф. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 – 1988гг. Имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ред. от 24.07.2009, с изм. от 10.11.2009) л.д.12).

В соответствии со ст.28.1 указанного закона отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин – 50 лет и для женщин – 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).

Согласно пункту 1 статьи 30 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 -1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы): пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

В судебном заседании установлено, что Куриляк А.Ф., **.**.** года рождения, получает трудовую пенсию по старости с **.**.** года в соответствии со ст.28 п.1.6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ч.1 ст.30 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» л.д.45).

**.**.** года истцу была установлена инвалидность 3 группы бессрочно. Заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС л.д.11).

В соответствии со ст.29 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:

1) назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

2) назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

**.**.** года истцом подано заявление Ответчику о назначении государственной пенсии вследствие военной травмы как инвалиду 3 группы согласно ст.15 пп.1 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п.2 ст.29 Федерального закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с **.**.** л.д.48).

В назначении пенсии по инвалидности с **.**.** года истцу было отказано.

Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Данный вопрос являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который определением от 25.01.2007 № 19-О установил, что изменение правового регулирования в отношении рассматриваемой категории граждан является прерогативой законодателя.

Из анализа правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Истцу была назначена пенсия по старости в соответствии со ст.28 п.1.6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ч.1 ст.30 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 10 лет (60 – 10 = 50).

Таким образом, истец уже использовал право на трудовую пенсию по старости с уменьшением возраста.

При назначении пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», истец имеет право на получение трудовой пенсии по старости согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на которую наступает по достижении возраста 55 лет.

До достижения возраста 55 лет истец имеет право или на трудовую пенсию по старости (с уменьшением возраста на 10 лет), или на пенсию по инвалидности. Назначение трудовой пенсии по старости наиболее выгодно для истца, что им не оспаривается.

Таким образом, истец имеет право обратиться с заявлением о назначении второй пенсии по инвалидности в возрасте 55 лет.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что иск о возложении обязанности назначить вторую пенсию по инвалидности с **.**.** года, взыскании пенсии в сумме ****., денежной компенсации морального вреда в сумме **** рублей, причиненного в результате отказа в назначении пенсии, не основан на законе и не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В иске Куриляк А.Ф. к Ответчику о возложении обязанности назначить пенсию, взыскании пенсии, денежной компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: С.Н.Шахтарова

Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2010 года.