Дело № 2 – 1281/10Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Литвиненко С.К.,
при секретаре Ишиной Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 18 октября 2010 года дело по иску Грачева И.В. к Ответчику о защите прав потребителя при оказании жилищно-коммунальных услуг, возмещение материального ущерба и морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Грачев И.В. обратился в суд с иском к Ответчику о возложении обязанности произвести ремонт кровли над подъездом №... дома №... по **** в ****, произвести косметический ремонт лестничной клетки 5-го этажа, подъезда №... дома №... по **** в ****, взыскании убытков по составлению локальной сметы в сумме **** рублей, компенсацию морального вреда в сумме **** рублей, судебных расходов в сумме **** рублей в обоснование требований, указав, что является собственником квартиры №... дома №... по **** в ****. Квартира расположена на пятом этаже подъезда №... данного дома. На протяжении длительного периода времени над лестничной площадкой протекает кровля. Ответчик является обслуживающей организацией данного дома. На неоднократные обращения к ответчику с требованием устранить протекание кровли и произвести косметический ремонт лестничной площадки пятого этажа, ответчик не реагирует. Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения в суд.
Заявлением от **.**.**г. истец изменил требования и просил суд обязать ответчика произвести ремонт кровли над подъездом №... дома №... по **** в ****, произвести косметический ремонт лестничной клетки 5-го этажа, подъезда №... дома №... по **** в ****, взыскать неустойку за неисполнение в добровольном порядке требований истца устранить протекание кровли и произвести косметический ремонт лестничной клетки в подъезде №... дома №... по **** в ****, в размере **** рублей, взыскать денежную компенсацию морального вреда в сумме **** рублей, убытки за составление локальной сметы в сумме **** рублей, за оформление доверенности у нотариуса в сумме **** рублей и расходов на оплату услуг представителя в сумме **** рублей л.д. 43).
В судебном заседании истец и его представитель – Адевосян А.В., чьи полномочия подтверждены доверенностью л.д.45), снова уточнил требования, в части взыскания неустойки, и просили взыскать неустойку за неисполнение требований по ремонту кровли и проведения косметического ремонта в сумме **** рублей, указав, что согласны с представленной ответчиком локально сметой стоимости ремонтных работ, на сумму **** рубля. Требования обязать произвести ремонт кровли над подъездом №... спорного дома и проведения косметического ремонта лестничной площадки пятого этажа не поддержали, так как на момент рассмотрения дела в суде, данные требования ответчиком удовлетворены в добровольном порядке, претензий, на момент рассмотрения дела в суде, истец не имеет.
На требованиях о взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме **** рублей, убытков в сумме **** рублей и расходов по оплате услуг представителя в сумме **** рублей, настаивали.
В судебном заседании представитель ответчика **** - Воеводина С.В., чьи полномочия подтверждены доверенность л.д.46), измененный иск не признала, пояснив, что протекание кровли устранено, косметический ремонт лестничной площадки пятого этажа произведен.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
Судом установлено следующее:
Грачев И.В., на основании договора купли-продажи от **.**.** г., является собственником квартиры №... дома №... по **** в **** л.д.6).
В соответствии с ч.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- непосредственное управление собственниками помещений многоквартирном доме;
- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией.
На основании договора управления многоквартирным домом №... от **.**.**г., ответчик ****, является управляющей организацией дома №... по **** в **** л.д.76-83).
Отношения между сторонами регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 с последующими изменениями, по организации технического обслуживания - Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003г. № 170, а также другим действующим законодательством.
Требования к услуге содержания и текущего ремонта жилья установлены «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170. Указанные Правила (п. 1.1.) определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна выполнять комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии жилого помещения.
Согласно «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170 обслуживающая организация обязана:
- обеспечивать исправное состояние перекрытий; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических, акустических, водоизоляционных (перекрытий в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и др. элементов (п.4.3.1 Правил);
- обеспечивать исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования…(п.4.6.1.1. Правил).
- устранять неисправности, являющиеся причиной протечек кровли в установленные сроки (п. 4.**.**.**.)
- осуществлять подготовку жилищного фонда к эксплуатации в зимний период, в ходе которой устранять неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; организовать подготовку (восстановление) схем внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления и вентиляции, газа с указанием расположения запорной арматуры и выключателей (для слесарей и электриков по ликвидации аварий и неисправностей внутридомовых инженерных систем); в неотапливаемых помещениях обеспечить ремонт изоляции труб водопровода и канализации, ЦО, противопожарного водопровода (п.п. 2.6.2., 2.6.6., 2.6.7.);
- обеспечить готовность объекта к эксплуатации в зимних условиях с наличием: паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (приложение N 9); актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления (п. 2.6.10.);
- регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.) (п. 4.10.2.1.).
Техническое обслуживание включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии жилого помещения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что услуги по содержанию жилого фонда были оказаны несоответствующего качества.
В судебном заседании истец пояснил, что кровля над его подъездом протекала длительное время, он неоднократно обращался в жилищную инспекцию с жалобами и к ответчику с требованием отремонтировать кровлю. Требования его были удовлетворены только после предъявления иска в суд, однако у него нет уверенности, что и после судебного заседания кровля протекать не будет, но в настоящее время не протекает и проведен косметический ремонт в подъезде.
Данные обстоятельства подтверждаются актами о затоплении, обращения с жалобами к ответчику и в жилищную инспекцию, и выпиской из журнала регистрации заявок л.д.7-12,35,65-70) и представителем ответчика не оспариваются.
Представитель ответчика **** в судебном заседании пояснила, что действительно кровля над подъездом №... дома №... по **** в **** протекала, однако, в настоящее время ремонт произведен, представила акт о проведении ремонта, что истцом не оспаривается л.д.86, 88-91).
Как следует из материалов дела истец с требованиями устранить протекание кровли над подъездом №... вышеуказанного дома изначально обратился к ответчику **.**.**г. и по момент обращения с иском в суд – **.**.**г. его требования не были удовлетворены л.д.8). Требование отремонтировать кровлю и проведение косметического ремонта лестничной площадки пятого этажа подъезда №... произведен только **.**.** г. л.д.88-99).
Отношения между сторонами регулируются жилищным законодательством, а также Законом «О защите прав потребителей» N 2300-1 от 7 февраля 1992 года.
В соответствии со ст. 27 данного Закона исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003г. № 170 протекание кровли должно быть устранено в течении суток, а повреждения системы организованного водоотвода (водосточных труб, воронок, колен, отметов и пр., расстройство их креплений) в течении 5-ти суток.
Нарушение сроков исполнения требований потребителя составило более 730 дней.
В силу ст.28 данного Закона, в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).
Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.
Истцом, в качестве доказательства стоимости ремонтных работ по устранению протекания кровли и проведения косметического ремонта лестничной площадки, предоставлена локальная смета стоимости данного вида работ, согласно которой стоимость ремонтных работ составляет **** рублей л.д.15-23). За составление локальной сметы истцом понесены расходы в сумме **** рублей л.д.24).
Ответчиком ремонт кровли и косметический ремонт лестничной площадки произведен своими силами и средствами, и согласно предоставленной ответчиком локальной сметы, стоимость данного вида работ составила **** рублей л.д.92-100). Сторона истца согласилась с данной стоимостью.
Судом производится расчет неустойки за несвоевременно удовлетворение требований потребителя.
Стоимость работ составляет **** рубля, три процента от данной суммы составляет **** рублей. Количество дней просрочки 730 дней, размер неустойки составляет **** рублей (**** х 730 = ****). Поскольку размер неустойки не может превышать цену отдельного вида выполнения работы, а также учитывая уточненные требования истца, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика неустойки в сумме **** рубля основаны на законе и подлежат удовлетворению в полном объеме в силу вышеизложенной аргументации.
В силу ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При предъявления иска в суд и предоставления доказательств нарушения своих прав истцом понесены расходы в сумме **** рублей (составление локальной сметы) и **** рублей за оформление доверенности на представительство в суде представителя – Адевосян А.В. л.д.24,44), общая сумма расходов составляет (**** + **** = **** руб.), которые являются убытками, подлежащими взысканию с ответчика.
Возмещение морального вреда предусмотрено ст.15 Закона «О защите прав потребителей», происходит при нарушении прав потребителя, предусмотренных законодательством, и при наличии вины исполнителя. Учитывая характер и объем причиненных истцу страданий, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости, суд считает возможным определить размер компенсации морального вреда в пользу истца в размере **** рублей.
Требования о взыскании морального вреда на сумму **** рублей следует оставить без удовлетворения.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг представителя в сумме **** рублей.
В силу ст. 96 ГПК РФ.
Согласно ст. ст. 88, 94 ГПК РФ к судебным расходам относятся в т.ч. и расходы на оплату услуг представителя.
Как следует из материалов дела, Грачев И.В. за юридической помощью обратился к Адевосян А.В., с которым был заключен договор на оказание юридических услуг и произвел оплату его услуг, в сумме **** рублей, что подтверждено квитанцией, выданной ИП Адевосян А.В. л.д.27-29).
Адевосян А.В., оставлял исковое заявление, уточненные исковые требования, давал консультацию истцу, принимал участие в двух судебных заседаниях.
На основании ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя.
Суд, с учетом конкретных обстоятельств дела, пределами разумности и в соответствии с объемом защищаемого права, считает возможным частично удовлетворить требования Грачева И.В. и взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате услуг представителя в размере **** рублей.
Суд разрешает данное дело в пределах тех требований, которые заявлены истцом, и на которых истец и его представитель настаивали в ходе судебного разбирательства (ст.196 ГПК РФ).
При удовлетворении заявленных требования с Ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования муниципального района «****» в сумме **** рублей (**** рублей по требованию имущественного характера, **** рублей по требованию компенсации морального вреда) (ст. 103 ГПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Ответчика в пользу Грачева И.В. неустойку в сумме **** рубля (****), убытки в сумме **** рублей (****), денежную компенсацию морального вреда в сумме **** рублей (****), расходы на оплату услуг представителя в сумме **** рублей (****).
В остальной части исковые требования о компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Взыскать с Ответчика государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования муниципального района «****» в сумме **** рублей (****).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий: судья С.К.Литвиненко.
Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2010 года.