Дело № 2-2979/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Литвиненко С.К.,
при секретаре Ишиной Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 06 октября 2010 года дело по иску Замятиной Н.Л. к Ответчику 1,Ответчику 2 о взыскании недоначисленной заработной платы, процентов (денежной компенсации) в связи с нарушением установленного срока выплаты, суммы индексации, денежной компенсации морального вреда в сумме **** рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Замятина Н.Л. обратилась в суд с иском к Ответчику 1 о взыскании заработной платы с учетом установленного минимального размера оплаты труда, за период с **.**.**г. по **.**.**., исходя из должностного оклада 4330 рублей умноженного на межразрядный коэффициент, в сумме **** рублей, процентов (денежной компенсации) в связи с нарушением установленного срока выплаты согласно ст. 236 ТК РФ в сумме **** рублей, индексации в соответствии с индексом роста потребительских цен в сумме **** рублей, компенсации морального вреда в сумме **** рублей, судебных расходов. В обоснование своих требований указала, что работодатель неправомерно производил начисление ей заработной платы исходя из суммы должностного оклада, так как в соответствии с постановлением Президиума ВС РФ от 10.03.2010г., компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты не могут включаться в минимальный размер оплаты труда. Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения в суд.
Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца и её представителя – адвоката Мартыновой Л.Н. согласно заявления. В письменных возражениях на отзыв ответчика заявила ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд, указав на то, что истец юридически неграмотна и не знала о том, что её право нарушено, а работодатель не известил о том, что её заработная плата рассчитывается неверно. Считает, что размер минимальной оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума, в рассматриваемом случае – прожиточного минимума по Республике Коми. Уточнила период взыскания задолженности, и просили взыскать задолженность по заработной плате за период с **.**.** г. по день вынесения решения суда с учетом индексации и денежной компенсации на момент рассмотрения дела в суде, а также просила взыскать моральный вред в сумме **** рублей и понесенные расходы на оплату услуг адвоката л.д.51-54,61).
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Ответчик 2,который является учредителем и распорядителем финансов Ответчика 1.
Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие ответчиков извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и просивших суд рассмотреть дело в их отсутствие. В письменных возражениях на иск требования истца не признали, заявили ходатайство об отказе в иске в связи с пропуском срока исковой давности, предусмотренного ст. 392 ТК РФ л.д.19-20,27).
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 37 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ, предусматривающей в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. Как следует из ст. 129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. При этом закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда.
Анализ вышеизложенных правовых норм свидетельствует, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом выплаты компенсационного стимулирующего характера в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами заработной платы, его составной частью.
Таким образом, действующее законодательство не содержит требований о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) должны быть не ниже минимального размера оплаты труда.
Данный вывод также нашел отражение в позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенного в определении от 01.10.2009 года № 1160-О-О, который основываясь на нормах Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», пришел к выводу, что федеральный законодатель в ходе совершенствования трудового законодательства, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.
В судебном заседании установлено, что Замятина Н.Л. работает у Ответчика 1 в должности ****.
Согласно условиям трудового договора №... от **.**.**г. заключенного между сторонами, оплата труда Замятиной Н.Л. состоит из оклада, в сумме **** рублей, надбавки за работу в районах Крайнего Севера в размере **%, районного коэффициента в размере **% л.д.29).
Таким образом, заработная плата истицы с учетом районного коэффициента, надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и других надбавок составляет не ниже установленного в РФ минимального размера оплаты труда, что истцом не оспаривается л.д.21-25).
Ответчиками в письменных отзывах заявлено ходатайство о применении срока исковой давности, предусмотренного ст. 392 ТК РФ.
Сторона истца считает, что срок исковой давности истцом пропущен по уважительной причине каковой является её юридическая неграмотность и противоречивая судебная практика, просит его восстановить, представили письменные возражения по данному поводу л.д.51-54).
В соответствии с положениями ст. 392 ТК РФ установлен трехмесячный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Федеральный закон № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», а также Трудовой кодекс РФ были опубликованы в официальных периодических изданиях и были доступны для всеобщего обозрения. Учитывая данное обстоятельство и принимая во внимание то, что истица работает в учреждении ответчика, ежемесячно получала заработную плату и имела возможность ознакомиться с условиями и видами выплат, предусмотренных законом, так как при ежемесячном получении заработной платы истцу выдавались расчетные листы л.д.31-50), в которых указывались причитающиеся выплаты, в связи с чем, истец должна была своевременно узнать о нарушении своего права. Возникшие правоотношения не носят длящийся характер, поскольку заработная плата истице начислялась и выплачивалась ежемесячно.
Доводы представителя истца, изложенные в возражениях, о том, что истец юридически не грамотна и не знала о нарушении своего права, а работодатель не известил её об этом и поэтому срок подлежит восстановлению, судом не принимаются, поскольку юридическая неграмотность не может быть признана как уважительная причина, дающая основание для восстановления процессуального срока, а поэтому в удовлетворении данного ходатайства следует отказать.
Учитывая, что ответчиками заявлено ходатайство о пропуске Замятиной Н.Л. срока для обращения с иском в суд, с учетом нормы, предусмотренной ч.1 ст. 392 ТК РФ, суд проверяет правильность начисления и выплаты заработной платы истице за последние три месяца до момента обращения с иском в суд, а именно с **.**.**г.
Согласно карточке-справке, представленной в материалы дела л.д.24-26), видно, что совокупный размер месячной заработной платы Замятиной Н.Л., включая должностной оклад, вышеуказанные компенсационные выплаты, районный коэффициент, северную надбавку и другие надбавки за спорный период (с **.**.**.), не был ниже установленного минимального размера оплаты труда, нарушений трудовых прав истицы при выплате ей заработной платы за данный период ответчиком не допущено.
Доводы стороны истца о том, что районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны начисляться на размер тарифных ставок, окладов (должностных окладов) не ниже минимального размера оплаты труда, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права.
Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда, как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса, РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерация» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса).
В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
С учетом вышеприведенных норм закона трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Сторона истца считает, что минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума по РК, однако суд не может согласиться с данными доводами в силу следующего.
В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.
Вместе с этим статья 421 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом. До настоящего времени такой закон не принят.
В соответствии с действующими в Российской Федерации нормативными правовыми актами в обязанности работодателя не входит осуществление доплат к заработной плате работникам, уровень оплаты труда которых ниже прожиточного минимума, но выплачивать заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда работодатель обязан.
Поскольку совокупный доход размер месячной заработной платы Замятиной Н.Л. в оспариваемый период превышал установленный минимальный размер оплаты труда, суд приходит к выводу о том, что нарушений трудовых прав истицы при выплате ей заработной платы за спорный период ответчиком не допущено. Следовательно, требования истицы о взыскании ей недоначисленных сумм заработной платы удовлетворению не подлежат.
Истицей также было заявлено требование о взыскании с ответчика процентов, предусмотренных ст. 236 ТК РФ, индексации, компенсации морального вреда.
Учитывая, что исковые требования Замятиной Н.Л. о взыскании недоначисленных сумм заработной платы не подлежат удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения требований истицы о взыскании процентов, индексации, компенсации морального вреда.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч.3 ст. 196 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В восстановлении процессуального срока Замятиной Н.Л. для обращения в суд отказать.
Исковые требования Замятиной Н.Л. к Ответчику 1,Ответчику 2 о взыскании недоначисленной заработной платы, процентов (денежной компенсации) в связи с нарушением установленного срока выплаты, суммы индексации, денежной компенсации морального вреда в сумме **** рублей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий: судья С.К. Литвиненко.
Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2010 года.