о признании факта нуждаемости в улучшении жилищных условий



Дело № 2-2936/2010

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

«11» ноября 2010 года г. Печора

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи М.В. Гусаровой

при секретаре судебного заседания Н.Б. Зубаревой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Чухаревой А.Х. к Ответчику 1,Ответчику 2 о признании факта нуждаемости в улучшении жилищных условий, признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Чухарева А.Х. обратилась в суд с иском к Ответчику 1,Ответчику 2 о признании факта нуждаемости в улучшении жилищных условий, признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, взыскании судебных расходов.

В обоснование иска указала, что является инвалидом 2 группы, проживает в общежитии по адресу: **********. Состоит в очереди в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий у Ответчика 1 с **.**.**, как проживающая в общежитии. Она и Ответчик 1 дважды обращались к Ответчику 2 с ходатайством о включении истицы в Республиканский список ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по категории «инвалид» с датой постановки на учет **.**.**, что дало бы истице право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Однако Ответчик 2 отказал во включении ее в республиканский реестр граждан, имеющих право на социальные выплаты по мотиву отсутствия оснований для признания меня нуждающейся в жилых помещениях, учитывая обеспеченность жилой площадью более установленной нормы (7 кв. метров на одного человека). При этом проживание в общежитии, явившееся основанием для постановки ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, трактуется Ответчиком 2 как утраченное основание для признания нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на ст 7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Истица полагает, что отказ Ответчика 2 является незаконным, в связи с чем обратилась с иском в суд. Просит признать незаконным отказ Ответчика 2 включить ее как инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий в республиканский реестр граждан, имеющих право на оциальные выплаты, и предоставить мне социальную выплату на приобретение жилья. Взыскать с Ответчика 2 судебные расходы, в том числе на оплату услуг адвоката.

Истица и ее представитель адвокат Мартынова, действующая на основании ордера №... от **.**.**, в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований. Дали соответствующие пояснения.

Представитель ответчика 1, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие. Представил письменный отзыв, в котором указали, что позиция Ответчика 2 является неправомерной. Считают себя ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика 2, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил. Представил письменный отзыв, в котором заявленные требования не признали. Указали, что истица обеспечена жилым помещением, которое используется истицей в качестве места непосредственного проживания. Жилое помещение, расположенное по адресу: **********, утратило статус общежития в виду передачи его в муниципальную собственность и применения к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. В связи с чем истица должна быть снята органами местного самоуправления с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

Заслушав объяснения истицы и ее представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно главе 2 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом, каждый гражданин имеет право на защиту своих прав и свобод, гарантированных ему законом и государством.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Конституция Республики Коми в соответствии с целями социального государства, каковым является Республика Коми (статья 11), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 40, часть 1). Аналогичные положения содержатся в статьях 7 и 39 Конституции Российской Федерации. Не устанавливая конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям федерального законодателя. Располагая достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, федеральный законодатель вправе осуществлять выбор конкретных мер социальной защиты, устанавливать круг лиц, имеющих на них право, порядок и условия их предоставления.

В соответствии с п.8 Указа Главы РК от 27.05.1999 N 190 "О Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми" (утратил силу в связи с принятием Указа от 10.06.05. №76) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи, независимо от вида жилищного фонда - 7 и менее квадратных метров;

б) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным нормам и техническим требованиям;

в) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними, по заключению учреждений здравоохранения, в одной квартире невозможно;

г) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствие со ст. 28.2 вышеуказанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренными пп.1,3-6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие ЖК РФ. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом приведенных в данном абзаце положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.04. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 01 марта 2005 года право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.

Из ст. 31 Федерального закона №181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно-установленных форм реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений ЖК РФ.

Во исполнение федерального законодательства в Республике Коми был принят Закон Республики Коми от 06.10.2006 г. № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», который устанавливает форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах".

Законом Республики Коми № 69-РЗ, в редакции действующей до внесения изменений Законом Республики Коми от 12.02.2010 г. № З-РЗ, было установлено, что формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является предоставление указанным гражданам социальных выплат для приобретения жилья.

В целях реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» и на основании федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» постановлением Правительства Республики Коми от 07.11.2006 г. № 282 (утратил силу с 05.04.2010г.) был утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, субсидий на приобретение жилья.

Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по предоставлению в порядке, определенном федеральным законодательством отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий социальных выплат в настоящее время является Ответчик 2.

В соответствии с Порядком право на получение социальных выплат имеют граждане, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, вставшие до 1 января 2005 г. на учет в органах местного самоуправления для улучшения жилищных условий и продолжающие состоять на указанном учете. Предоставление социальных выплат осуществляется в порядке очередности в соответствии с республиканским списком.

Социальные выплаты для приобретения жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете.

Согласно пунктам 7, 12, 15 Порядка для получения социальных выплат граждане из числа инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., подают в территориальные органы ********** (далее - органы социальной защиты населения) заявления о предоставлении социальных выплат по форме согласно приложению 1 к Порядку с представлением документов, определенных указанным приложением.

Рассмотрение заявлений граждан на получение социальных выплат с документами, определенными в приложениях 1 и 2 к Порядку, осуществляется комиссией, создаваемой в целях подготовки предложений для принятия ********** решения о предоставлении социальных выплат либо об отказе в их предоставлении.

Отказ в предоставлении социальных выплат допускается, в случае если представленные документы не подтверждают право граждан на предоставление социальных выплат.

В судебном заседании было установлено, что Чухарева А.Х., **.**.** г.р., является пенсионером по старости с **.**.**

С **.**.** по **.**.** истица работала на ****, где ей, как работнику предприятия, была выделена комната в общежитии по адресу: **********.

Чухарева А.Х. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: ********** с **.**.**, с **.**.** зарегистрирована по вышеуказанному адресу в ком. №..., где и проживает в настоящее время.

В соответствие с постановлением ********** №... от **.**.** дом №... по ул. **** в г. **** на день рассмотрения дела в суде имеет статус муниципального общежития.

Из акта обследования жилищно-бытовых условий Чухаревой А.Х. от **.**.**. усматривается, что она проживает по ********** общей площадью 18,7 кв.м.. Водопровод, канализация, центральное отопление. Кухня, санузел, коридор относится к местам общего пользования. Дом имеет статус общежития коридорной системы.

**.**.** между истицей и Ответчиком 1 был заключен договор найма жилого помещения в общежитии.

Согласно справке отдела управления жилым фондом Ответчика 1 Чухарева А.Х. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации муниципального района в льготной очереди «Ветераны труда» с **.**.** в соответствии с постановлением Главы администрации г. **** от **.**.** №.... Основание для постановки - пункт 5 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР (проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением).

В соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

- подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

- их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

- предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

- выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц, органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

В отношении истицы Ответчик 1 не принимал решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Справка МСЭ 013 №... подтверждает наличие у Чухаревой А.Х. инвалидности 2 группы по общему заболеванию. Инвалидность установлена с **.**.** бессрочно.

Из справок и сообщений 3-х лиц следует, что истица не имеет в собственности жилых помещений по г. **** и ****.

**.**.** Ответчик 1 обратился к Ответчику 2 с ходатайством о включении Чухаревой А.Х. в реестр граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, по категории «инвалиды 2 группы» в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 24.07.2009 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». По итогам рассмотрения ходатайства Ответчика 1 комиссией по вопросам улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан Ответчика 2 было вынесено решение о включении Чухаревой А.Х. в республиканский список ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по категории «Инвалиды», с датой постановки на учет **.**.**

Чухарева А.Х. предоставила заявление на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья от **.**.**. и предоставила соответствующие документы в **********. По итогам рассмотрения представленных истцом документов решением комиссии по вопросам улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан от **.**.** (протокол №...) Ответчика 2 Чухаревой А.Х. было отказано в предоставлении социальной выплаты, в связи с превышением норматива жилой площади, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 27.05.1997 г. № 190 «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республики Коми», действовавшего до введения в действие Жилищного Кодекса РФ.

После получения отказа Ответчиком 2 в предоставлении социальной выплаты, Чухарева А.Х. обратилась к Ответчику 1 с целью разъяснения причин отказа, на что **.**.** Ответчиком 1 в адрес Ответчика 2 было направлено ходатайство о рассмотрении вновь вопроса о предоставлении Чухаревой А.Х. социальной выплаты, в связи с тем, что право состоять на учете ею не утрачено.

**.**.** Ответчик 2 в адрес Ответчика 1 был направлен отказ в предоставлении Чухаревой А.Х. выплаты с указанием причин отказа.

На основании анализа исследованных правовых норм и обстоятельств дела суд приходит к выводу о необоснованности отказа истице со стороны Ответчика 2 о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья.

Законодатель определил право граждан категории, к которой относится Чухарева А.Х., на предоставление социальных выплат на приобретение жилья, а обязанность соответствующих органов по реализации этих прав определено специальным законом. Обязательства по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельной категории граждан в соответствии с действующим законодательством являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, относятся к государственным полномочиям субъекта в связи с чем, должны исполняться государственными органами, а не органами местного самоуправления.

Таким образом, исковые требования Чухаревой А.Х. к Ответчику 2 о признании факта нуждаемости в улучшении жилищных условий, признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья подлежат удовлетворению в полном объеме с датой постановки на учет **.**.**

Чухаревой А.Х. также было заявлено требование о взыскании с ответчика судебных расходов понесенных ею при оплате услуг адвоката в сумме **** руб.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам. Связанным с рассмотрением дела, относятся:... расходы на оплату услуг представителей.

В материалах дела имеется квитанция №... серии КТА от **.**.**. на сумму **** руб., уплаченных истицей адвокату Мартыновой Л.Н., за подготовку данного иска. Также предоставлена квитанция №... серии КТА на сумму **** руб. от **.**.**. за представление интересов дела в суде. С учетом категории данного рассматриваемого дела, участия адвоката в 1 судебном заседании, суд считает возможным взыскать с ответчика **** руб. за понесенные судебные расходы.

В силу норм действующего законодательства судом дело рассмотрено в рамках заявленных исковых требований, указанного предмета и основания иска.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Чухаревой А.Х. к Ответчику 1,Ответчику 2 о признании факта нуждаемости в улучшении жилищных условий, признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, взыскании судебных расходов удовлетворить.

Признать незаконным отказ Ответчика 2 по социальному развитию о включении Чухаревой А.Х. в республиканский реестр граждан, имеющих право на социальные выплаты, с датой постановки на учет **.**.** г.

Обязать Ответчика 2 включить Чухареву А.Х. как инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в республиканский реестр граждан, имеющих право на социальные выплаты для приобретения жилья с датой постановки на учет **.**.** г.

Обязать Ответчика 2 через Ответчика 1 предоставить Чухаревой А.Х. социальную выплату для приобретения жилья.

Взыскать с Ответчика 2 в пользу Чухаревой А.Х. судебные расходы в сумме **** рублей.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд РК в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено «16» ноября 2010 года.

Председательствующий судья М.В. Гусарова