Дело № 2-3179/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«23» ноября 2010 года г. Печора
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи М.В. Гусаровой
при секретаре судебного заседания Н.Б.Зубаревой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Ответчику о возложении обязанности разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, обратиться с заявлением в **** о предоставлении разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух,
У С Т А Н О В И Л:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Ответчику о возложении обязанности разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, обратиться с заявлением в **** о предоставлении разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки соблюдения Ответчиком требований природоохранного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха установлено, что Ответчик осуществляет хозяйственную деятельность без полученного в установленном законом порядке разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Просит обязать Ответчика разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, обратиться с заявлением в **** о предоставлении разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании Печорский природоохранный межрайонный прокурор **** поддержал исковые требования в полном объеме, дал соответствующие пояснения. Уточнил дату по разработке предельно допустимых выбросов – **.**.**, а также в связи с принятием постановления Правительства РФ от 13.09.10. №717, просил направить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в **********.
Представители ответчика Валей Л.М., действовавшая на основании доверенности и руководитель Ответчика Родинцев И.И., признали исковые требования прокурора частично.
Представитель третьего лица **** Огаркова Е.А. требования прокурора поддержала.
Представитель третьего лица ****, надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал. Представил письменный отзыв. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица - ****.
Заслушав пояснения помощника прокурора, объяснения представителей ответчика, 3-го лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно требованиям ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02. № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться па основе таких принципов как соблюдение права человека па благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 4 указанного закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения или иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
В соответствии с требованиями ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц.
Частью 4 ст. 23 данного Федерального Закона установлено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статьей 34 вышеуказанного закона установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.99 №96-ФЗ
в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 14 данного ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительного власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ №96-ФЗюридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов (ст. 30 Закона об охране атмосферного воздуха)
Постановлением Правительства РФ №183 от 02.03.2000 (ред. №351 от 22.04.2009) утверждено Положение «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
В соответствии с п. 6 Положения предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Согласно п. 9 Положения предельно допустимые и временно согласованные выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Порядок, сроки и последовательность действий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора), ее территориальных органов при осуществлении полномочий по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду определены Административным регламентом Ростехнадзора «По исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду», утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 288 от 31.10.2008г.
Согласно п. 4.1 Административного регламента, разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю: в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; в пределах установленных лимитов на выбросы (временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Постановлением Правительства РФ от 13.09.10. №717 были внесены изменения в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что Ответчиком не обеспечено соблюдение правил охраны атмосферного воздуха, до настоящего времени не оформлен в установленном законом порядке проект предельно допустимых выбросов, не получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что подтверждается экспертным заключением ****.
Согласно Уставу предприятия Ответчик осуществляет деятельность по ****, ****, ****, ****, ****, ****, и иные виды деятельности, не запрещенные законом. В силу специфики деятельности на производственной базе Ответчика находящейся по адресу: ********** расположены: действующий цех по переработке древесины; сварочный цех; газовая котельная; автотракторная техника, в процессе эксплуатации которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Бездействием ответчика нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан РФ, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которым каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, поскольку стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух без учета экологических требований создает угрозу безопасности здоровья людей.
Таким образом, эксплуатация стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, осуществляется Ответчиком с нарушением норм природоохранного законодательства, что в свою очередь нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
Из исследованных материалов дела суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 88,89, 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере **** рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным, противоречащим законодательству бездействие Ответчика по непринятию мер к соблюдению федерального законодательства в части отсутствия оформленного в установленном законом порядке разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и отсутствии утвержденного проекта предельно допустимых выбросов.
Обязать Ответчика разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, обратиться с заявлением в ********** о предоставлении разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух до **.**.** года.
Взыскать с Ответчика в доход бюджета муниципального образования муниципального района «****» расходы по государственной пошлине в размере **** рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено «28» ноября 2010г.
Председательствующий судья М.В. Гусарова